Мы обязаны помнить
Международный день освобождения узников фашистских концлагерей установлен в память об интернациональном восстании, которое подняли 11 апреля 1945 года узники Бухенвальда, узнав о приближении советских войск.
Сотни тысяч наших соотечественников оказались более чем в 14 тысячах концентрационных лагерях, тюрьмах, гетто, разбросанных по всей Европе. О масштабах трагедии свидетельствуют бесстрастные цифры: только на территории России фашистские оккупанты расстреляли, задушили в газовых камерах, сожгли, повесили 1,7 млн. человек (в том числе 600 тысяч детей). Мы обязаны помнить о трагедиях Великой Отечественной войны, в том числе, трагедии бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей.
В России и странах содружества широко развернуло свою работу общественное движение малолетних узников концлагерей, а у истоков движения стоял Всесоюзный детский фонд. В 1991 году создан Российский союз бывших малолетних узников фашистских концлагерей, а в 1992 году на конференции в Днепропетровске был создан Международный союз бывших малолетних узников фашизма, который объединяет в своих рядах около 550 тысяч жертв гитлеровской неволи.
Узников – граждан СССР, дома ждали новые тяжкие испытания, многие из них прошли через фильтрационные лагеря НКВД. Тоталитарный сталинский режим безосновательно объявил их предателями, пособниками врага, которые недостойны внимания народа и доверия общества. Они не имели права поступать в специальные и высшие учебные заведения, военные училища. Менее двух процентов малолетних узников получили дипломы о высшем образовании.
В СССР бывшие узники были лишены социальной защиты со стороны государства в отличие от их собратьев по несчастью в других странах, боровшихся с фашизмом. Надо отметить, что и в наши дни их положение несколько отличается. В первую очередь, это выражается в размере и выплате пособий. Этот вопрос, в частности, поднимается в газете Международного союза бывших малолетних узников фашизма «Судьба», которая была основана в апреле 1993 года и выпускается в Улан-Удэ. Последний выпуск газеты целиком посвящен проблеме, чтобы бывшие узники фашизма были отнесены к категории ветеранов Великой Отечественной войны.
Председатель Вязниковского отделения «Союза бывших малолетних узников фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания» М. Н. Моисеева вспоминает: «Я была совсем маленькой в то время. Четыре годика мне было, когда я попала в лагерь. В памяти осталось лишь то, что все время хотелось есть и постоянная сильная головная боль, а все остальное знаю только по рассказам родителей».
Ее заместитель Т. А. Лукина добавляет: «Политика правительства была такая: узников у нас нет, есть только предатели. Поэтому все родители пытались скрывать то, что были в лагере. И только в 1992 году Указом Президента Ельцина в Законе о ветеранах нас официально признали и стали нам выплачивать пособие, льготы дали. В комсомол меня в школе приняли т. к. я была активисткой, спортсменкой, а в райкоме комсомола не утвердили, потому что знали, что наша семья была в концлагере. Я была трехлетним ребенком, какой я предатель, враг народа?»
С каждым годом бывших узников становится все меньше. Вот и в нашем районе в настоящее время проживают всего 36 человек, а год назад их было 64. Регулярно проводятся встречи бывших малолетних узников, в организации которых принимает участие районная администрация. На них присутствуют заместитель Главы района Н. А. Хорева и другие руководители. В прошлом юбилейном году бывшие малолетние узники получили памятные медали «Непокоренные», их изготовление было оплачено из районного бюджета.
— Мы пользуемся многими льготами, как и ветераны войны, — поясняет М. Н. Моисеева, — но не всеми, да и пенсия у нас меньше. В нашей газете «Судьба» ведутся многократные дискуссии по этому поводу. Ведь нас остается совсем мало. Каждая наша встреча – это и радость, и печаль одновременно.
Международный трибунал в Нюрнберге в 1946 году признал, что заключение в неволю мирных граждан иностранных государств и использование в принудительном порядке их труда является не только военным преступлением, а преступлением против человечества. Думается, даже спустя более полувека нельзя не видеть истину в этих словах и, как следствие, нужно всем миром препятствовать умалению прав жертв Великой Отечественной – будь то ветераны войны или узники концлагерей.
А. МОРОЗОВА.
НА СНИМКЕ: Т. А. Лукина, заместитель председателя Вязниковского отделения Союза бывших малолетних узников фашистских концлагерей.