Против кризиса есть приемы
Своеобразный мастер-класс в рамках семинара руководителей учреждений профессионального образования Владимирской области провел директор Никологорского аграрно-промышленного техникума В.В. Лопухов.
В тот мартовский день все участники и организаторы семинара-совещания дружно ругали погоду. Из-за непрерывно идущего снегопада торжественную линейку, задуманную как получасовое мероприятие на свежем воздухе, пришлось «свернуть» до 15 минут. Выстроившимся учащимся ПЛ-36 и участникам семинара объявили, что отныне учебное заведение в Никологорах – не профессиональный лицей, а техникум, аграрно-промышленный. С повышением статуса учебного учреждения студентов и их преподавателей поздравили высокие гости, вручили приветственные адреса Главы Вязниковского района и директора департамента сельского хозяйства администрации Владимирской области. А потом спешно, чтобы окончательно не вымокнуть, перешли к деловой части семинара-совещания.
Деловую часть начали «с приятного» – вручения грамот, наград и озвучивания имен их получателей. Среди награждаемых были знакомые фамилии директоров: А.И. Максимов — ВМТТ и В.В. Лопухов – Никологорский аграрно-промышленный техникум.
Кстати, местом проведения мероприятия областного масштаба Никологорский ПЛ-36, ныне – техникум, был выбран не случайно. Являясь ведущим учреждением профессионального образования области, он в 2007 году стал победителем в национальном проекте «Образование», получив 40-миллионный грант. И на том перечень всех заслуг и достижений этого учебного заведения не заканчивается. В.В. Лопухову было не стыдно провести гостей по территории техникума, показать корпуса, учебные лаборатории, мастерские, технику, выгнанную по случаю гостевого нашествия из теплых гаражей под уличные хляби… Директора училищ, лицеев, техникумов Владимирской области ходили кругами вокруг мощных тракторов, сияющих новизной и дразнящих своими бортовыми компьютерами, просили завести технику, задавали дельные, по существу вопросы… В.В. Лопухов, самолично водивший один из потоков экскурсантов, четко и ловко на эти вопросы отвечал, сыпя цифрами и фактами.
Поразили чистота и порядок внутри гаражей и мастерских: все выметено, все – на своих местах. Невольно возник вопрос, кто убирает эти квадратные метры?
— Студенты, дежурные. Все – на самообслуживании, — на бегу откомментировал Владимир Васильевич, устремляясь в сторону корпуса механизации сельского хозяйства, указывая на замаскированные снегом шеренги теплиц. — Это наш тепличный комплекс на 500 квадратных метров закрытого грунта. 250 тысяч рублей чистой прибыли он нам дал в прошлом году на реализации рассады, тонн томатов и огурцов. А вон там (рука – в сторону виднеющихся футбольных ворот) – новая комплексная спортивная площадка, наша гордость. Сейчас зайдем в пункт технического обслуживания, который мы оборудовали в бывшей мазутной котельной.
Глаза разбегались, информация не успевала усваиваться, в голове не укладывалось, как за всем этим огромным хозяйством возможно уследить, да не только уследить, а еще и в порядке содержать, грамотно и рачительно использовать, постоянно идя в ногу с запросами времени.
Кстати, о запросах и веяниях времени.… Весь этот семинар был задуман с главной практической целью: «Формирование контингента учащихся в условиях экономического кризиса». Как ни крути, но пресловутый экономический кризис стал той «печкой», от которой «плясали» все выступающие на семинаре.
Всего выступлений было запротоколировано десять. Касались они начального и среднего профессионального образования области: его финансирования и бюджетной политики, правовых основ приема в них граждан, выполнения отраслевого заказа на подготовку кадров, подготовки проекта закона Владимирской области «О нормативно-подушевом финансировании областных учреждений профессионального образования»…
Кроме частных моментов, номеров приказов и дополнений к ним, которыми руководствуются в своей работе присутствующие руководители, было озвучено и много весьма любопытной, познавательной информации. Особенно в этом плане был замечателен доклад С.А. Болтуновой, начальника отдела профессионального образования департамента образования.
Светлана Александровна в своем выступлении опиралась на данные департамента по труду и занятости, проанализировавшего прошлогодний банк вакансий на рынке труда. Анализ показал, что из 15,1тысячи вакансий 2008 года 81,2% — рабочие профессии. Из них в «десятке» самых востребованных лидерство вот уже несколько лет держит профессия швеи. За ней следуют: слесарь, продавец, водитель, сборщик-станочник, плотник, столяр, каменщик, электромонтер, газоэлектросварщик. На эти профессии приходится примерно 63% всех свободных мест. Спрос на кадры этих профессий превышает предложения в 4,6 раза, а по швее – в 16 раз!
Что же касается потребности в специалистах и служащих, то в 2008 году она составила 15,8% заявленного спроса. К числу специалистов, которые пользуются устойчивым спросом на рынке труда, относятся: бухгалтера (речь идет о главных бухгалтерах), инженеры, менеджеры, воспитатели дошкольных детских учреждений, милиционеры, медицинские сестры. Вырос также спрос на охранников, врачей, учителей.
Эти вакансии надо наложить на себя через отраслевой заказ, который мы получили и с которым должны считаться,- добавила Светлана Александровна.
То, что выполнение заказа – дело сложное, стало очевидно после озвучивания размеров «вилки» между заявленной потребностью и возможностями областной системы профессионального образования. Так, на 2009 год потребность в рабочих кадрах, которые готовят учреждения начального профессионального образования (НПО) области, составляет 6932 человека, а реальная возможность системы НПО – 4250 человек. Потребность в станочнике и слесаре значительно превышает возможность учреждений и желание выпускников связать свою жизнь с этими профессиями. С другой стороны, планируемые объемы приема на такие профессии, как оператор ЭВМ, парикмахер, повар-кондитер значительно превышают заявленную потребность.
Остановившись на демографической ситуации области, в частности, изучив анализ данных по выпускникам школ 9 и 11 классов, Светлана Александровна ясно дала понять о наличии и здесь проблемы: выпускников 11 класса в этом году будет значительно меньше, чем в прошлом – 7140 по всей Владимирской области, а бюджетных мест для них припасено 4000 высшим профессиональным образованием и 3500 средним профобразованием. Из 12123 девятиклассников, ожидаемых по области, система профобучения может получить лишь 3000 человек, это 18-30%, а из 11-классников и того меньше – 400 человек. Вот цифры, с которыми приходится работать и с которыми вынуждены считаться директора училищ и техникумов. Отсюда и призыв с трибуны: «Не растаскивайте детей! Ориентируйте их на получение профессионального образования. Работайте индивидуально с каждым выпускником школы, чтобы обеспечить отраслевой заказ».
Созвучно этому докладу было и выступление М.Ю.Соловьева, заместителя директора департамента образования. Суть его сводилась к подготовке и переподготовке безработных граждан учреждениями профессионального образования. Акцент делался на то, что этот вид деятельности не только социально-полезен, но и материально выгоден. Михаил Юрьевич призывал директоров тех образовательных учреждений, которые «еще не дошли до центров занятости», сделать это, как можно быстрее и предложить свои услуги.
— Идите к работодателю, которому требуются профессиональные кадры и у которого нет лицензии на образовательную деятельность, и предлагайте свои услуги, — наставлял собравшихся М.Ю.Соловьев. – Наша система должна работать на опережающее обучение, а то некоторые еще живут в Советском Союзе.
В качестве мотивации и руководства к действию Михаил Юрьевич назвал директоров тех учебных заведений, которые в деле подготовки и переподготовки безработных граждан показали себя с самой лучшей стороны и подлежат за это премированию. Не удивительно, что в этом списке был В.В.Лопухов, который, кстати, предваряя экскурсию по подведомственному учреждению, рассказал о ходе реализации инновационной образовательной программы ОГОУ СПО «Никологорский аграрно-промышленный техникум» в рамках приоритетного национального проекта «Образование», о девяти видах лицензированной деятельности техникума, о программе пополнения его материально-технической базы. В частности, более 20 миллионов было затрачено на реконструкцию имеющихся учебных помещений под современные лаборатории. Так, на базе старой мазутной котельной был создан пункт технического обслуживания, оснащению которого мог бы позавидовать любой автосервис. Построена новая мастерская по металлообработке. Причем, ее строительство было осуществлено за счет внебюджетной деятельности тогда еще лицея. Есть практически новая мастерская по лесоводству, обновлен тракторный парк, модернизирован корпус лабораторно-практических занятий. У аграрно-промышленного техникума такой шикарный спортивный комплекс, что тут уже впору завидовать не только городскому, но и областному спорткомитету.
В главном корпусе – современнейший конференц-зал, позволяющий проводить интернет-конференции и телемосты. 60 компьютеров техникума объединены в единую локальную сеть, создано 7 мобильных учебных мест, каждый работник техникума прошел курс повышения квалификации, 9 человек – стажировку для обучения специалистов работе на новой сельхозтехнике. Есть здесь специалисты по обучению работе на дорожностроительной технике, «что очень выгодно учебному заведению, – не скрывает В.В.Лопухов, — и окупает затратный процесс лицензирования».
Владимир Васильевич еще много говорил о «профессиональных компетенциях» по разным специальностям (это такое дополнение к профессиональным характеристикам), о том, что для реализации этих новых профессиональных компетенций в лицее были созданы специальные авторские компьютерные программы…
Очевидно было, что для того, чтобы все так задвигалось и закрутилось, как в Никологорском техникуме, нужен хороший хозяин, думающий, рачительный, инициативный, всем своим примером иллюстрирующий правдивость известной русской поговорки «под лежачий камень вода не течет». И еще то, что если таких руководителей у нас будет больше, то никакой экономический кризис нам не будет страшен.
Н.БАРЫБИНА
Фото автора.