Из хроники вязниковского старообрядчества
История древлеправославной (старообрядческой) церкви для многих из нас – страна неизвестная. Что мы знаем о ней? Почти ничего. Как развивалось старообрядчество на Вязниковской земле, кто стоял у его истоков, было ли оно своим, кондовым, или привнесено скрывающимися от преследования противниками нововведений? Какие выдающиеся личности старообрядческого движения вышли из наших земляков и посвятили свою жизнь защите и развитию древлеправославной веры? Все это скрыто пеленой времени, но представляет большой интерес для истинно русского человека. Попытаемся приоткрыть завесу забвения и хотя бы частично ответить на эти вопросы в надежде на то, что более заинтересованный исследователь сделает это основательно.
В окружении лесов, в стороне от «большой дороги» на Муром расположилась небольшая деревенька Рытово. Жители, населявшие ее в конце 19 в. начале 20-го столетия, были старообрядцами беспоповцами.
Первое, что вы увидите, въезжая в деревню, — маленькая деревянная церковь, окруженная со всех сторон высокими тополями. Известно, что в 1902-1904г.г. Рытово неоднократно посещал епископ Арсений Уральский. В свои приезды он подолгу беседовал с жителями, убеждая и вдохновляя их на принятие священства. По его настоянию и была построена на пожертвования купца Михаила Хлыстова деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, которую Арсений освятил в 1907(1908) г.
Семейство Хлыстовых было большое, в строительстве церкви принимали участие восемь Хлыстовых. Как рассказывают старожилы, все они были замучены в начале 30-х годов. Их привязывали за ноги к лошадям и гоняли тех по кочкарнику, находившемуся неподалеку от деревни. В память о них рытовцы посадили вокруг церкви восемь тополей. Это были первые жертвы.
Встреча с этой церковью, знакомство с судьбой некоторых ее священников послужили началом моего исследования истории Вязниковского старообрядчества.
Начало его можно отнести к 40-м годам 17-го столетия. К этому времени Вязниковская слобода могла считаться и в действительности была крупным религиозным центром. В 1622году в ней была явлена икона Казанской Божией Матери, которая поначалу была помещена в Никольском храме, а затем, в начале 40-х годов, для нее построили и освятили особый храм — Казанский. Икона стала чудотворной, проявляя чудеса исцеления. Известно около 300 случаев исцеления.
Кроме того, в слободе существовали два монастыря — мужской Благовещенский, основанный по просьбе жителей царем Михаилом Федоровичем, и женский Введенский монастырь, основанный Милославскими. С 1652года мужской монастырь возглавлял игумен Моисей, который был духовным отцом игуменьи Введенского монастыря Марфы. В монастыре проживало 200 насельниц. Марфа была близко знакома с царским духовником Стефаном Внифантьевым часто бывала в Москве. Была знакома и с протопопом Аввакумом. Зная от Внифантьева о грядущих переменах Марфа учила своих стариц не ходить в «новую» церковь и не причащаться в ней. Как показали дальнейшие события, и в мужском монастыре не все приняли нововведения.
После смерти игуменьи Марфы (скорее всего, в начале 1660-х годов) часть стариц покинула монастырь и ушла в заклязьминские леса в район озер Санхар, Кщара, Юхор, где с середины 1650-х годов обретался известный старец Капитон со своими учениками. Капитоновщина конца ХVII-начала ХVIII веков вошла составной частью в «антиниконовский протест». Многие старообрядцы считали его «первым стоятелем за веру». В 1662-1663 гг. жители заклязьминских лесов привлекали к себе интерес Приказа Тайных дел, учинялся розыск, о результатах коего нам ничего не известно.
В 1665-1666 гг. производился второй сыск. Поводом стало убийство священника Введенского монастыря Василия Федорова, написавшего донос митрополиту Павлу о том, что на его службы, проводимые по новым книгам, никто из стариц не ходил и не причащался, а когда служил поп Матвей по старым книгам, то они у него причащались, и что игумен Благовещенского монастыря Моисей и покровский поп Меркурий ходили к келейникам за реку и служили по старым книгам.
Несколько позднее в Тайный Приказ поступила челобитная архиепископа Рязанского и Муромского — доклад на вязниковских пустынников-капитонов, в котором упоминались имена старцев Вавилы и Леонида.
Убийц священника В. Федорова так и не нашли. Сыск, начавшийся в декабре 1665 года, длился около двух месяцев. Было арестовано 100 человек, сожжено за рекой 30 скитов. Старца Вавилу сожгли в срубе в Вязниках, а старца Леонида и молодого Вавилу сожгли во Владимире. Игумена Моисея сослали в Кольский острог, но через год в 1667 году его выпустили и возвратили в Благовещенский монастырь. После казни Вавилы и Леонида пустынников Владимирской земли возглавила старица Евпраксия.
Решением царя Федора Алексеевича часть вязниковских и ярополческих семей, обвиненных в расколе, переселили в глухой юго-восточный угол Ярополческой волости, скорее всего, безрезультатно. Инок Епифаний, спустя 130 лет, писал, что есть град Вязники, в нем и доныне обретаются именуемые староверами.
Спустя полвека, в 1722 году, в Вязниковской слободе официально проживало 3010 человек, среди них официально насчитывалось 850 раскольников, не говоря уже о тайных. В Вязниках утвердилось беспоповское направление в старообрядчестве. Его придерживались ведущие купеческие роды — Горшковы, Захаровские, Ко-рякоские, Малешины, Наме-стниковские, Слугины, Кондаковы, Хилковы. В связи с развитием вязниковского купечества, выездом его на постоянное место жительства в Санкт-Петербург, Москву и другие города сведений о старообрядцах становится меньше, но в городе и округе они есть. Самым известным был фабрикант В.Ф. Демидов.
Не исчезает старообрядчество и в конце 19-начале 20-го столетия. Судя по сохранившимся метрическим книгам, в Вязниковском районе существовали по 1927 год Рытовская старообрядческая община, Злобаевская, Мало-Быкасовская, относящиеся к Сергиево-Горскому сельскому Совету, Поморская старообрядческая община (Барско-Татаровский сельский Совет), Троице-Никольская единоверческая церковь во Мстере.
Большой след в истории старообрядческого движения оставил наш земляк Онисим Васильевич Швецов, впоследствии епископ Уральский и Оренбургский Арсений. Он родился в 1840 году в семье старообрядцев нетовцев деревни Ильина гора Вязниковского уезда. Десяти лет поступил в 3-х классное училище в селе Красное вблизи Гороховца, окончил его с отличием. Испытывая тягу к иноческой жизни, около года он прожил в землянках старцев-отшельников за рекой, исполняя их устав и правила. Поиски истины в старообрядчестве приводят его к архиепископу Антонию в Москве. У него впоследствии он проработает 16 лет, приобретя большие познания в церковных вопросах, в совершенстве овладеет греческим языком. Уже в 1884 году он является кандидатом в епископы на Саратовскую епархию и рукополагается в диаконы. В 1885году он принимает иночество и вскоре рукоположен в священники. В этом же году он уезжает за границу, в Мануиловский монастырь. Он объездил множество краев. В 1890 году, в одну из поездок, был арестован в Черниговской губернии и посажен в тюрьму. Господом ему была уготована участь не только начетника, богослова и книгоиздателя, но после смерти епископа уральского Виктора священноинок Арсений был избран на Уральско-Оренбургскую епархию.
По единодушному согласию всех старообрядческих иерархов и по благословению владыки Савватия, епископы Иоасаф Казанский и Кирилл Нижегородский рукоположили отца Арсения в архиерейский сан 21 октября 1897 года в селе Елесино (Нижегородская губ.). В 1898 году, после ухода на покой архиепископа Савватия, Арсений был избран местоблюстителем Московской архиепископии. Не будет преувеличением сказать, что владыка Арсений был одним из самых влиятельных старообрядческих епископов.
В истории старообрядчества был свой «золотой век», длившийся 10-12лет (1905-1917г.г.). В решающей степени его подготовил епископ Арсений, он прожил в нем всего три с четвертью года. Его огромная, неутомимая, важная для всего старообрядчества деятельность протекала в предыдущее время в течение 45 лет. В святительском сане он пробыл 11 лет. Помимо осуществления временного управления церковно-иерархическими делами старообрядческой российской церкви, он управлял Нижегородской, Саратовской епархиями. Архипастырские заботы о двух епархиях, а некоторое время и заботы о всей Российской Церкви, отнимали у владыки много времени. После Пасхи 1908 года он выехал из Уральска в Саратовскую епархию, а потом отправился по приходам Уральской епархии и проехал более 1000 верст на лошадях. Затем поехал в Москву на освященный Собор, оттуда в Ржев и Нижний Новгород. Из Нижнего снова отправился в Саратовскую епархию и вернулся домой только в конце лета. Обладая большим опытом издательской деятельности, он участвует в организации и работе Уральской старообрядческой типографии. Во время одного посещения типографии он простудился и слег. От болезни он уже не оправился.
Умер епископ Арсений на 69-м году жизни, 10 сентября 1908 года в городе Уральске. 14 сентября 1908 года епископ Нижегородский Иннокентий (Усов) совершил погребение святителя. Похоронен владыка был в склепе возле храма.
Минуло 100 лет с его смерти. 23 сентября 2008 г., в день преставления владыки Арсения, митрополит Корнилий, сопровождающие его священнослужители, прихожане общин Уральска и Оренбурга молились. Вечером того же дня владыка Корнилий принял участие во вскрытии гробницы и освидетельствовании честных останков владыки Арсения. Мощи епископа оказались нетленными. В октябре 2008 года освященным Собором Русской православной старообрядческой церкви он был канонизирован в лике угодников Божиих. День всецерковного почитания святого — 10 сентября по старому стилю.
Летом-осенью 2009 года мощи Арсения будут провезены по стране, в том числе побывают они и на Вязниковской земле. По благословению Митрополита Московского и Всея Руси Корнилия, будут проведены семинары-чтения по материалам о жизни и деятельности Арсения Уральского. Память о владыке Арсении незабвенна, труды его неоценимы.
Возвратимся к деревне Рытово. Годы гонений не обошли ее стороной. 12 июля 1937 года в нее нагрянули работники Никологорского РО НКВД. Они арестовали священника Пестова Ивана Михайловича и дьячка церкви Жаренова Ивана Ильича, обвинив их в контрреволюционной деятельности, распространении клеветнических слухов о положении верующих в СССР, провоцировании крестьян на выступление против снятия колоколов.
9 сентября Иван Михайлович Пестов осужден на 5 лет ИТЛ, заключение отбывал на Колыме. Жаренов Иван Ильич осужден на 5 лет ссылки, которую отбывал в Казахстане, дальнейшая их судьба неизвестна.
Реабилитированы Пестов Иван Михайлович и Жаренов Иван Ильич прокуратурой Владимирской области 23.04.1989 г.
Трагична судьба еще одного старообрядческого священника из деревни Перово Карасева Степана Ивановича. Он был арестован Вязниковским РО НКВД 1 октября 1937 года, обвинен в сотрудничестве с эсерами, ведении пораженческой агитации среди верующих и колхозников деревень Олтушево, Ильина Гора, Перово. 28 октября постановлением тройки УНКВД Ивановской области он был приговорен к высшей мере наказания и 1 ноября 1937 года расстрелян в г. Иваново. Предполагается, что захоронен он на Балинском кладбище.
Карасев Степан Иванович родился 23 октября 1883 года в деревне Перово, русский, его отец священник-старообрядец. Образование низшее, до ареста проживал в д. Перово. До революции и после нее — священник Белокриницкого толка. Имел семью: жена Надежда Дмитриевна, сын Алексей, дочь Антонина».
Карасев С.И. реабилитирован Владимирским областным судом 27октября 1962 года.
В 2008 году Рытовская церковь Успения Пресвятой Богородицы отметила свой столетний юбилей. Кто был ее первым священником? Книга метрических записей рождения и крещения говорит об этом так
1889-20.02.1905г.г. — иерей старообрядческий Алексей Осипович Удалкин.
В том же году 5-го апреля упоминается иерей Ефимий Сидоров.
С 20 мая 1905 года и по март 1918 года — священник Илия Алексеевич Удалкин.
С марта 1918 года и по 1927 год — священник Никита Петрович Староверов.
Согласно архивным сведениям, с 1935 г. по 12.06.1937 года — священник Иван Пестов.
С 1937 года до 1962(1963)г. священник Михаил Шилов.
После Михаила Шилова служил священник Феодор (фамилия мне неизвестна).
С 1966 года и по май 2005года в церкви служил отец Леонид (Гусев Леонид Капитонович), в иночестве священноинок Ливерий, прослуживший в ней около 40 лет.
С осени 2005г. и по настоящее время служит отец Владимир Шибанов
До недавнего времени в д. Перово проживала Клавдия Федоровна Терехина. В ее доме в детстве проживал епископ Арсений, отсюда еще юношей он ушел странствовать, искать истину. В Песках была церковь, которую построил ее дедушка, Николай Яшин. Построена она из обыкновенного дома, к которому была пристроена звонница, где установили колокола. В ней был небольшой, но очень красивый иконостас. Мне не удалось выяснить, в честь кого она была воздвигнута, узнал только, что местные жители называли ее Яшина церковь.
В годы богоборчества в Пески прибыла комсомолка из Вязников, под ее руководством из храма вынесли иконостас и иконы и бросили их в грязь, со звонницы сбросили наземь колокола. Часть икон удалось разобрать жителям. В помещении церкви позднее показывали кино, использовали ее и как склад под зерно. Шло время, в конце семидесятых от ветхости ее разобрали, остался лишь фундамент и неподалеку могила священника этой церкви, о. Иоанна, за которой долгие годы ухаживает Вячеслав Яшин.
29 сентября 2005года Перово посетил епископ Казанский и Вятский Корнилий. На месте церкви был установлен и освящен крест.
Таковы некоторые аспекты хроники Вязниковского старообрядчества.
Ю. ВАСИЩЕВ.
AlexSh
says:Был бы признателен, чтобы эту информацию предали господину Васищеву:
Из книги памяти Владимирской губернии:
"Пестов Иван Михайлович, 1886 года рождения, уроженец Федурино, дьякон, арестован 12 июня 1937 года в старообрядческом селе Рытово Вязниковского района Владимирской области и осужден на 5 лет лишения свободы."
После отбытия наказания вернулся в Федурино,
Я бывал в Федурино неоднократно и местные жители факт возврата Пестова И.М. в Федурино после лагерей подтверждают и говорят, что он похоронен на федуринском кладбище. Но могилу его я не нашёл. Или его дочь, или его сестра прошлым летом (кто, у меня записано — но надо найти эти записи) была жива, но мы с ней не пересеклись.
Отец Ивана Михайловича, Михаил был старообрядческим священником федуринской церкви Успения Пресвятой Богородицы. У меня есть копии документов, подтверждающих это.
Т.к. меня интересует история Федурино, мне интересно все, что связанно с Пестовыми. За любую информацию буду крайне благодарен.
Алексей.