Если нарушены ваши права
С чего начать, если купленный Вами товар оказался с недостатками, а мебель на заказ не изготовлена в срок, либо ремонт квартиры затянулся? Воспользуйтесь своими правами в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей».
Первое, что Вам надо сделать,- это написать претензию (письменное обращение к продавцу, исполнителю работ (услуг) в связи с ненадлежащим исполнением или неисполнением обязательств, содержащую в себе одно из тех требований, которые предусмотрены Законом.
То, с чего необходимо начать, — это еще раз перепроверить, кем именно Вам был продан товар (оказана услуга или выполнена работа). Если у Вас сохранился товарный или кассовый чек, то в его реквизитах в обязательном порядке должны быть указаны сведения о продавце, исполнителе, его ИНН, ОРГН, организационно правовой форме.
Претензия должна быть составлена в двух экземплярах, один из которых передается продавцу (изготовителю, исполнителю), а на втором продавец (изготовитель, исполнитель) делают отметку о ее получении. Под продавцом (исполнителем, изготовителем) понимается индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, продавшее товар (выполнившее работу, оказавшее услугу). Претензия может быть передана любому лицу, представляющему продавца, исполнителя. Таким представителем является любой работник. Претензию можно передать лично не только по конкретному адресу приобретения товара (работы, услуги), но и в любом месте осуществления деятельности Вашего продавца или исполнителя.
Если по каким-либо причинам продавец (изготовитель, исполнитель) отказывается принять претензию, либо ставить свою подпись на вашей копии, отправьте претензию заказным письмом с уведомлением о вручении. Также возможно в присутствии двух очевидцев, которыми могут быть и ваши родственники или знакомые, оставить претензию любому работнику продавца (изготовителя, исполнителя). Тогда на втором экземпляре необходимо сделать запись о том, что претензия вручена тогда-то в присутствии очевидцев с их подписями и указанием их адресов и паспортных данных. При этом надо учитывать, что эти очевидцы могут быть впоследствии вызваны в суд в качестве свидетелей для подтверждения факта передачи (вручения) претензии.
Получив претензию, продавец (исполнитель) должен принять решение о порядке рассмотрения Вашего требования. Так, например, приняв решение о проведении проверки качества, он должен известить вас о времени и месте ее проведения. Если наличие недостатка не оспаривается, но в результате проверки качества продавец (исполнитель) посчитал, что причиной возникновения недостатков являются Ваши виновные действия (например, нарушение правил хранения или эксплуатации) или бездействие (например, невыполнение требований о техническом обслуживании), то продавец обязан провести экспертизу. Потребитель вправе принимать участие как в проверке качества, так и при производстве экспертизы.
Во избежание недоразумений, рекомендуем Вам изначально высказать в тексте претензии свое намерение с просьбой проинформировать Вас о месте и времени проведения проверки качества (если она не осуществляется в момент передачи Вами некачественного товара) или экспертизы с указанием лиц, которые будут их проводить. Также Вы можете за свой счет провести независимую экспертизу некачественного товара. В случае выявления производственных дефектов все требования материального характера, связанные со стоимостью экспертизы, проездом, Вы имеете право предъявить продавцу.
Бюро товарной экспертизы находится по адресу; г. Владимир, ул. Кирова, 7 т. 8(4922) 32-65-72 начальник Кабанова Тамара Николаевна
Обращаем Ваше внимание на то, что продавец не обязан письменно отвечать. В силу четких указаний закона он должен в установленный срок или удовлетворить Ваше требование, или отказать Вам в этом. При этом под отказом понимаются как фактический отказ, так и любое бездействие продавца или исполнителя. Это необходимо учитывать при написании конкретной претензии.
Если Ваше требование не удовлетворено, то еще раз оцените правомерность своих требований и обращайтесь в суд. Если цена иска составляет менее 50 тысяч рублей, то необходимо обращаться к мировому судье. В соответствии со ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора.
Исковое заявление подается в суд в письменной форме. В нем должны быть указаны:
1. Наименование суда, в который подается заявление.
2. Наименование истца (истцом является потребитель) – фамилия, имя,
отчество, его домашний адрес, номер телефона, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем.
3. Наименование ответчика (продавца, изготовителя), его юридический адрес и номер телефона (если он известен потребителю).
4. В чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав или законных интересов потребителя и его требования.
5. Обстоятельства, на которых потребитель основывает свое требование, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.
6. Размер цены иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм.
7. Сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено Федеральным законом или предусмотрено договором сторон ( например претензии, связанные с ненадлежащим качеством услуг связи или перевозкой пассажиров должны быть рассмотрены в досудебном порядке).
8. Перечень прилагаемых к заявлению документов.
К исковому заявлению прилагаются – его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц; доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца; документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют; доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором; расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц. Подписанное исковое заявление с прилагаемыми документами доставляется в суд лично или отсылается по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Потребитель имеет право на возмещение вреда, причиненного при покупке некачественного товара или некачественно оказанной услуги. Ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги), а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о них, наступает при наличии ряда условий. Прежде всего, действия продавца (изготовителя товара, исполнителя услуги) должны быть противоправными. Противоправным действием считается передача покупателю (заказчику) товара (результата работы, услуги) не просто с любым недостатком, а с недостатками такого рода, которые способны причинить вред жизни, здоровью или имуществу гражданина. Противоправность действий изготовителя товара состоит в том, что им произведен товар с такими недостатками. Обычно эти недостатки носят скрытый характер и проявляются лишь при использовании (потреблении) товара.
Согласно статье 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее Закон) потребитель имеет право требовать, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред его имуществу. Эти требования потребителя являются обязательными и устанавливаются законом. Непредставление полной и достоверной информации о товаре (работе услуге) в соответствии со ст. 10 Закона противоправно во всех случаях, когда это может послужить причиной возникновения вреда как вследствие неправильного использования товара (результата работы), так и из-за отсутствия у товара тех свойств, которые ему приписались.
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Владимирской области в Вязниковском и Гороховец-ком районах в 2008 году рассмотрел 123 обращения граждан, связанных с нарушением санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, а именно: по реализации пищевых продуктов — 11, по питьевому водоснабжению населения – 2, по качеству атмосферного воздуха — 5, по условиям проживания в жилых помещениях – 17, по сбору, использованию, транспортировке, захоронению твердых отходов производства и потребления – 30.
По защите прав потребителей – 48, из них: продажа продовольственных товаров – 4, продажа обуви – 4, продажа технически сложных товаров бытового назначения – 22, продажа строительных материалов – 9, оказание услуг ЖКХ — 4 и другие.
В 27 случаях по результатам рассмотрения жалоб в 2008 году Территориальным отделом возбуждены дела об административных правонарушениях.
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Владимирской области в Вязниковском и Гороховец-ком районах располагается по адресу: г. Вязники, ул. Ленина, 30 телефон 2-46-62, 2-64-69. Начальник — Круглова Валентина Николаевна – главный государственный санитарный врач по Вязниковскому и Гороховецкому районам. Начальник ведет личный прием граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц вторник и четверг с 14.00 до 16.00 еженедельно, также проводятся юридические консультации по защите прав потребителей понедельник, среда с 9.00 до 12.00, вторник с 13.00 до 15.00, четверг с 14.00 до 16.30.
15 марта 2009 года международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителя, в связи с чем Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Владимирской области в Вязниковском и Гороховецком районах проводит «горячую линию» по вопросам защиты прав потребителей 18 марта с 10.00 до 11.30 по тел. 2-64-69.
Т. СЕНЬКО,
ведущий специалист-эксперт.
Фото с сайта: http://yarnovosti.com