//   Погода:
Новости

Последняя весточка с фронта

Увеличить картинкуЕдва ли найдёшь в нашей стране людей, чьих родственников не коснулась бы Великая трагедия 1941 года. Не обошла она стороной и заведующую библиотекой никологорской средней общеобразовательной школы Надежду Печникову. Её дед Тимофей Терентьев, ушедший на фронт в 1942 г., на протяжении 67 лет значился в списках пропавших безвести. С последней весточкой к внучке павшего война приехали руководитель поисковой ассоциации Владимирской области «Гром» Михаил Бунаев, ведущий специалист Комитета по молодёжной политики обладминистрации Олег Гуреев, а также руководитель вязниковских поисковиков Галина Воробьёва.
Прежде чем вернуть «в семью» копию солдатского медальона, единственного удостоверения пропавшего война, найденного в ходе смоленской Вахты памяти, гости из областного центра провели для никологорских школьников интересный открытый урок «Прикосновение к войне». Взору и слуху шестиклассников предстала та Великая Отечественная война, о которой не прочтёшь ни в одном учебнике.
За плечами владимирских поисковиков уже 20 вахт памяти: ежегодно «громовцы», в состав которых входит и вязниковский отряд «Обелиск» подросткового клуба «Патриот», совершают ряд экспедиций в Смоленскую и Ленинградскую области. Благодаря усилиям ребят, которых на пути к своей цели не страшит ни дождь, ни снег, земле предано свыше 650 солдат и офицеров. Заветной мечтой каждого поисковика является нахождение маленького медальона с истлевшей запиской внутри – последней надеждой установить личность бойца и по возможности найти его родных и близких.
В конце апреля 2007 года Вахта памяти отправилась в Велижский район Смоленской области. Именно там, в далёком 1942 году проходили самые ожесточённые бои ВОВ.
— 1 мая нам предстояло приступить к раскопкам на небольшой поляне, служившей местным жителям излюбленным плацдармом для летнего отдыха и туристических походов, — рассказал Михаил Бунаев. — Здесь-то и были найдены останки 419 солдат и офицеров Красной армии, среди которых — никологорец Тимофей Яковлевич Терентьев.
Его прах подняли ребята из сводного отряда республики Марий-Эл. К счастью поисковиков, капсула с заполненным бланком солдатского медальона была цела. Несмотря на это расшифровать рукописную надпись оказалось делом крайне трудным. Установить личность покойного солдата участники вахты смогли лишь при помощи специальной судебно-медицинской экспертизы.
— Но просто прочесть медальон недостаточно, — продолжил М. Бунаев, — необходимо вернуть память об убитом солдате в тот мир, в котором он родился и вырос.
Мир, о котором говорил Михаил Николаевич, для Тимофея Терентьева был именно в Никологорах. Здесь он сделал первые свои шаги во взрослую жизнь, получил образование, женился, воспитывал троих детей, и отсюда же отправился на фронт. Служить красноармейцу Терентьеву пришлось в знаменитой 332-Ивановской стрелковой дивизии (до 1944 г. Вязниковский район входил в состав Ивановской области), которая даже принимала участие в параде 7 декабря 1941 года на Красной площади Москвы.
Всё, что осталось у внучки от деда – это пара потрепанных фотоснимков да скудные отцовские воспоминания.
— Моему папе, Ивану Тимофеевичу было всего шесть лет, когда дед ушел на фронт, — со слезами на глазах вспоминает Н. Печникова, — он рассказывал только, что Тимофей Яковлевич был очень добрым, никогда его не наказывал, трудолюбивым, всегда помогал своим односельчанам…
Что ж, ещё для одной семьи война закончилась. На память об этом событии гости преподнесли Надежде Ивановне копию того самого медальона, который помог внучке обрести «пропавшего без вести» родственника.
А сколько еще наших земляков осталось лежать в глинистой смоленской земле? По данным отряда «Гром», только в боях за Велиж погибли около двух с половиной тысяч владимирцев, среди которых есть, конечно же, и вязниковцы.

Андрей ВЕДЕНЕЕВ
Фото автора

Поделиться новостью

Добавить комментарий