Операция «Пешеход» в действии
Не успели ещё отгреметь новогодние каникулы, как Государственная инспекция безопасности дорожного движения Вязниковского района вновь решила вплотную взяться за повышение уровня безопасности пешеходов. По официальным данным, которые имеются в распоряжении инспекторов, только за минувший год под колёсами авто побывало ровно полсотни вязниковцев. Ответить на вопрос «кто виноват?» трудно. С одной стороны — виноваты автомобилисты, сидя за «баранкой» своего любимца, они порой так увлекаются процессом езды, что забывают о своих пеших собратьях. Последние, с другой стороны, тоже не ангелы – то и дело умудряются выйти на проезжую часть прямо перед капотом проезжающего автомобиля… Вновь обращаясь к сухим цифрам статистики, не сложно подметить и тот факт, что в роковых встречах с «железными конями» сами пешеходы признаются виновными вдвое чаще, чем шофёры.
Таким образом, с 20 января в нашем районе была объявлена операция «Пешеход», направленная на профилактику дорожно-транспортных происшествий с участием данной категории граждан. Работу, которую проводят инспекторы в этом направлении, мне удалось увидеть, что называется воочию, во время одного из плановых рейдов сотрудников ГИБДД, прошедшего в минувший понедельник, 26 января. На патрулирование дорог нашего города я отправился вместе с экипажем дорожно-патрульной службы в составе старшего лейтенанта милиции Александра Семёнова и лейтенанта милиции Михаила Норкина. По словам инспекторов, самыми опасными участками дороги, как ни странно, остаются светофоры, «глухие повороты» возле СОШ №2 и в районе остановки «Детский мир», неосвещённый участок федеральной трассы с 269 км до Лихой Пожни, а также участок «Пекинки», огибающей город. Вот туда-то мы и направились в первую очередь. Остановившись прямо перед светофором на въезде в город (район Птичника), инспектора пояснили, что именно здесь ДТП происходят особенно часто.
— Особенность пешеходного светофора в данной точке такова, что для перехода нужно нажать на специальную кнопу, и лишь после этого ждать разрешающего сигнала, — обрисовал нюансы выбранного места инспектор М. Норкин. – Правда, чересчур спешащие граждане частенько ничего этого не делают, и идут буквально напролом.
Наглядный пример такой неосторожности долго себя ждать не заставил. Спустя каких-то пару минут с момента нашего приезда, уверенный в абсолютной правоте своих действии гражданин Д. направился через проезжую часть в сторону придорожного кафе, даже не удосужившись взглянуть на горящий красным светофор. Каково же было его удивление, когда на противоположной стороне дороги его встретил милиционер и вежливо предложил проследовать с ним к машине.
— Всегда тут хожу, и никаких ЧП не было, — попытался было оправдаться нарушитель, — я всегда по сторонам смотрю.
Как бы там ни было, после выписанного штрафа в сто рублей Д. будет смотреть не только направо и налево, но и на сигналы «воздушного постового». Да, штраф невелик, но и его многие опрометчивые горожане стараются избежать. По расхожему мнению, достаточно лишь сослаться на отсутствие удостоверяющих личность документов и наобум назвать любые фамилию и адрес.
— Такая практика у штрафников не пройдёт, — пояснил инспектор А. Семёнов, — любые данные о том или ином человеке мы можем уточнить по единой базе данных. В том случае, если нарушитель отказывается назвать верное имя, мы имеем полное право задержать его до момента установления личности.
Более наглые и напористые нарушители стараются вообще оспорить факт самого противоречащего правилам деяния: мол «не шел я тут и вообще дорогу не переходил»… Но и тут у блюстителей дорожного порядка есть весомый контраргумент в виде новомодного измерителя скорости «Визира». Кроме своей основной функции чудо инженерной мысли может ещё и вести видеосъёмку в любых погодных условиях; в общем – не отвертишься.
Как обычно, долго стоять на одном месте было бессмысленно: блестящая в лучах фар форма сотрудников ГИБДД в мгновение ока отрезвила спешащих пешеходов, и они послушно скапливались возле кромки трассы в ожидании нужного сигнала.
Куда более интересная картина ждала нас на участке дороги около завода «ОСВАР»: выстроенные в ряд вереницы фур, уставшие от долгой дороги водители, с тоской глядящие в сторону магазина на противоположной стороне и пешеходный переход в сорокаметровом отдалении. Естественно, для бывалого водителя потерять пять минут на пешую прогулку — сродни позору, и, проявляя завидную смелость и сноровку, дальнобойщики бегут через дорогу, даже разделительный бордюр для них не преграда на пути к заветной цели. И тут их снова встречают люди в погонах… Для некоторых опытных водителей штраф за переход дороги в неположенном месте настоящая сенсация: «А что, даже за это штрафуют?» Штрафуют! Незнание правил, как известно, не освобождает от ответственности, поэтому, по приезду на родину нерадивым автомобилистам придётся ещё и оплачивать последствия своей спешки. Такая же история ждала нас и на остальных участках трассы.
Всего же за час нашего патрулирования удалось выявить около десяти фактов нарушения пешеходами правил дорожного движения. А сколько удалось пресечь и не сосчитать! Если говорить в общем, то за восемь дней проведения операции было установлено свыше 350 подобных проступков со стороны пешеходов. Профилактическое мероприятие «Пешеход» уже вот-вот подойдёт к концу, но это не значит, что можно будет вздохнуть полной грудью и ходить по дорогам вопреки законам элементарной безопасности. Правила дорожного движения – это своего рода устав, соблюдение которого убережет от беды.
Андрей ВЕДЕНЕЕВ
Фото автора