//   Погода:
Новости

О возрождении вязниковской святыни

Увеличить картинкуДва с половиной века украшением и достопримечательностью первоначально Вязниковской слободы, а затем и уездного города Вязники был Казанский собор, где главным предметом благоговейного поклонения служила местная чудотворная икона Божией Матери Казанской. В писцовых книгах Назария Засецкого да подъячего Тимофея Степанова написано: «В Вязниковской слободе начата соборная церковь старанием в 1670 году июля месяца во 25 день, а совершена во 1674 году в августе месяце. На построение пошло Великого Государя (Алексея Михайловича) дворцовая казна 934 рубля и 1400 пудов железа; церковной казны 264 руб. и 75 коп. и мирского подаяния в ту церковь вкладу 473 руб. и 36 коп. А всего та церковь стала оприч железа за 1672 руб. 3 алтына и 4 деньги, да от написания деисусов и праздников (иконостаса) отдельно приходских 100 руб.».
Из приведенного документа следует, что Казанский соборный храм строился главным образом на средства дворцовой казны. Построенный таким образом он и впоследствии привлекал внимание государей и пользовался их особым расположением.
В 1682 году государь Федор Алексеевич приложил к чудотворной иконе небольшой золотой крест с алмазом в верхнем его конце. В 1691 году по указу царей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей в собор было приложено Евангелие. В соборной ризнице хранились «столбцы» старинных актов о пожертвовании царями земель причту Казанского собора.
Среди прочих колоколов соборной колокольни находился колокол, приложенный царем Федором Алексеевичем в Московский Свято-Данилов монастырь в 1682 году и привезенный в Вязниковскую слободу около 1701 г. Такое отношение царей к Казанскому собору продолжалось до конца 40-х годов XVIII века.
О красоте внутреннего убранства храма неоднократно рассказывалось. Он был известен не только во Владимирской епархии, но и далеко за ее пределами. Особенностью Казанского собора было то, что он был построен на слабонесущих, ранее заболоченных грунтах. Со временем это стало приводить к просадке фундаментов, полы местами опустились. Правление делами собора в 1890 году пришло к заключению, что пришло время позаботиться о большом ремонте храма. К этому времени бережливостью церковных старост было скоплено 25 тыс. рублей. На эти деньги старанием церковного старосты Владимира Васильевича Елизарова в 1892-1894 годах были проведены все потребные восстановительные работы: полы, покрытые чугунными плитами, были подняты на пол-аршина, под полом были проложены вентиляционные трубы. Была обновлена церковная утварь, стенная роспись и сделано многое другое.
Словом, вся внутренность храма заблестела свежей живописью, золотом и серебром. После ремонта храм был торжественно освящен 15 июля 1894 года. Еще до строительства Казанского собора на берегу речки Волшник стояла небольшая деревянная церковь во имя Николая Чудотворца. После того, как она обветшала, ее разобрали и на этом месте в 1694 году построили небольшой кирпичный Никольский собор. Он простоял до 1883 года и был разобран по ветхости. Колокольня при нем была разобрана еще раньше.
Новый Никольский собор по просьбе прихожан построили в период с 1866 по 1874 год. Он строился на средства, пожертвованные на эти цели
Осипом Осиповичем Сеньковым. Подрядчиком строительства был Бадаев из г. Коврова. Никольский собор стал считаться теплым (зимним), а Казанский – холодным (летним) собором. С средины 80-х годов XIX века, с особого разрешения духовной власти, Чудотворная икона Казанской Божией Матери на зимнее время стала переноситься в теплый Никольский собор.
По завершении строительства Никольского собора на площади сложился красивейший соборный комплекс.
Наступил тревожный ХХ век – век войн, век революций. В октябре 1917 г. к власти пришли большевики и сразу же начались гонения на Русскую православную церковь. Одним из первых декретов новой власти стал «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви». Под предлогом борьбы с голодом власти стали проводить изъятие церковных ценностей, чем вызвали протесты среди прихожан и верующего населения.
Все это в полной мере коснулось и Вязниковского Казанского и Никольского соборов. После их разграбления в марте 1929 года соборы были обезглавлены и началось их физическое уничтожение. Словно какое-то помутнение нашло на людей. Они безжалостно уничтожали то, что являлось историческими памятниками. Местная газета того времени публиковала отчеты о «победах» на фронте борьбы с религией, сопровождая их фотографиями. По свидетельству вязниковского краеведа С. И. Змеева, окончательная сломка соборов и расчистка площади была завершена в апреле 1936 г.
От соборного комплекса на площади чудом уцелели две часовни: оградная угловая и большая часовня стоящая на месте алтаря старого Никольского собора. В угловой часовне долгое время располагалась «мясная лавка». В настоящее время она передана церкви.
Во второй часовне одно время была парикмахерская «Гигиена», а после войны в ней оборудовали бензозаправку для автомобилей. Разрушили ее в конце 50-х годов прошлого века.
В 2003 году в день празднования иконы Казанской Божией Матери на Соборной площади был установлен памятный камень в честь того, что на этом месте будет восстановлен Казанский собор. Предполагалось, что все восстановительные работы будут проводиться только за счет личных пожертвований граждан. Не берусь судить о том, почему восстановление собора началось со строительства колокольни, вероятно по причине малозатратности этого сооружения. Будем надеяться, что с Божией помощью она будет построена несмотря на то, что пожертвований пока недостаточно и собираются они медленно.
Россия давно стала другой. Нет уже таких жертвователей, какими были вязниковцы Осип Осипович Сень-ков, Василий Устинович Водовозов, Алексей Федорович Малинин… Сегодня те, у кого есть деньги, стараются вкладывать их туда, где можно получить прибыль. У кого денег слишком много, покупают зарубежные футбольные клубы, скупают недвижимость на лучших мировых курортах, строят прогулочные яхты.
Возведение соборного храма будет многократно дороже строительства колокольни и будет исчисляться не одной сотней миллионов рублей. (Если строить его подобным разрушенному собору). Можно ли уповать только на пожертвования?
И все же память о разрушенном Казанском соборе мы должны оставить. Для того, чтобы соборная колокольня не стояла на площади «единой, как перст», необходимо на следующем этапе возвести большую часовню подобную той, что стояла на месте алтаря старого Никольского собора. В ней будут проходить праздничные богослужения под звон возведенной колокольни.
Далее об использовании сохранившейся угловой часовни. Примыкающую к ней кирпичную пристройку освободить от магазинов (предоставив им другие площади), создать единый фасад с часовней и на этих площадях разместить экспозицию, посвященную Вязниковскому Казанскому собору с рассказом о священнослужителях, служивших в разные годы в соборном храме. Я думаю, что показать есть что и нашему музею, и нашим краеведам. И пусть это будет филиалом нашего историко-художественного музея. Эта экспозиция была бы интересна всем — и вязниковцам, и гостям нашего города, а главное – она будет способствовать сбору пожертвований на возрождение Вязниковской святыни.

Л. ВИГИЛЯНСКИЙ.
На снимке: часовня на месте старого Никольского собора.

Поделиться новостью

1 комментарий:

  • Андрей Максимов
    says:

    Мне кажется что сначало нужно убрать рынок с площади или перенести его в другое место
    очистить и отметить место где находился храмовый комплекс и перенести ( убрать ) памятник Ленину И начинать не с колокольни , а с часовни что дешевле

Добавить комментарий