Размышления на сложную тему
Любой журналист, когда принимается писать тот или иной материал, как правило, задает себе несколько вопросов. Зачем я это пишу? Для кого я это пишу? О чем будет материал, и какую реакцию он вызовет у читателя? Разумеется, такими вопросами задался и я, взявшись за эту сложную, эмоциональную и неоднозначную тему.
Быть может лучше молчать? Осуждать в сердцах или вовсе не замечать? Наверное, это было бы правильно, если бы каждый год в Вязниковском районе из жизни добровольно не уходили два с лишним десятка человек, причем немалая доля из них — молодые люди до 18 лет. В целом по стране – дела идут не лучше. С 1990-х годов Россия прочно занимает второе место в мире по количеству самоубийств, большая часть из которых — подростковые. Данные о 36 самоубийствах на 100 тысяч населения уже никого не удивляют, хотя «норма» — не более 20. За последние 30 лет количество подростковых суицидов возросло в тридцать (!) раз, в год – по проценту. Вдумайтесь в эту цифру! Впрочем, цифры, как известно, – вещи абстрактные, понимать что есть что начинаешь тогда, когда сталкиваешься с тем или иным явлением в повседневной жизни.
— С виду она была обычной девушкой. Готовилась к итоговым экзаменам, ждала школьного выпускного, – говорит учительница 3-ей школы, классный руководитель 11 «А» класса Светлана Струкова. – Мне трудно поверить, что Кати больше нет с нами…
Что заставило молодую девушку поздней ночью спрыгнуть с 7 этажа, видимо, так и останется тайной. Наверное, тоже, что ежегодно заставляет сводить счеты с жизнью сотни молодых людей по всей России. Вопросов, как всегда в подобных случаях, возникает масса… Но, возможно, именно в размышлениях над этими вопросами и кроются причины того, что же происходит с современной молодежью, как она воспринимает мир и принимает решения.
Во всем виновата школа
История Кати Емельяновой и похожа, и в тоже время отличается от многих других, а отличается своей трагичностью и безысходностью. Действительно, на первый взгляд Катя была обычным ребенком, разве что немного более застенчивым и молчаливым, чем большинство сверстников. Первая беда пришла в её семью два года назад – из жизни ушел папа, потом в августе этого года после тяжелой болезни не стало и мамы. Девочка осталась со старшей сестрой-инвалидом и племянником, которые жили с ней в одной квартире. Родной брат бывал дома нечасто, он до недавнего времени был послушником в монастыре. В итоге круг общения девушки сузился до школьных друзей, сестры с племянником и учителей…
— Она очень тяжело переживала утрату родителей, причем переживала глубоко внутри, – продолжает Светлана Струкова – но мы всегда старались помочь, были рядом, много беседовали. С девочкой не раз встречался школьный психолог.
Как это не удивительно, но все тесты, которые Катя проходила на занятиях с психологом, были положительными. Они позволяли выявить разве что заниженную самооценку и недостаток родительского внимания, все остальное фиксировалось как «в норме»! И это, видимо, не потому, что психолог пользовался неэффективными тестами, а потому, что пожар, который горел внутри этой девушки, был скрыт и зажат на столько, что вряд ли кто-то мог понять это, в том числе… и она сама.
Ярые критики современной системы образования, видимо, скажут, что, конечно же, сама эта система во всем и виновата. Не так учат: не те методики, не те подходы, не те люди. Более того, масло в огонь подливают и заявления, которые то тут, то там делаются школьными начальниками, мол, одним из основополагающих направлений, по которым работают образовательные учреждения, является не только обучение, а в большей мере – воспитание, формирование полноценной нравственно обогащенной личности. Стало быть, школа не только обучает классическим дисциплинам – математике, русскому языку, литературе…, но и воспитывает. И если уж она сама берет на себя такие обязательства, соответственно, на ней и вся ответственность, в случае если где-то происходит прокол. Все-то оно так, вот только учителя после разговора о воспитании говорят и об активном взаимодействии с семьей. Именно семья в равной мере со школой должна активно способствовать становлению будущей личности, в одиночку школам не справиться. Да и как это вообще возможно, если в классе порой по 25-30 учащихся, которые обучаются не у одного, а сразу у нескольких учителей-предметников? Разве можно в таких условиях заниматься индивидуальным воспитанием каждого, да еще и без какой-либо сторонней помощи — общества или родителей? Воспитывать школа может лишь на уже имеющейся базе. Здесь даже можно говорить не о воспитании, а о развитии тех зачатков, которые априори заложены у ребенка.
Что касается именно школьных психологов, которые, кстати, сейчас есть во всех школах Вязниковского района, и которые призваны помогать детям в преодолении психологических трудностей, так их возможности также небезграничны. Психологи, мнениями которых просто пестрит интернет, говорят, что ребята изначально воспринимают их как очередного педагога. Заручиться детским доверием настолько, чтобы ребенок мог озвучить свои мысли и проблемы — это целое, порой непреодолимое, испытание. Посему, ни психологи, ни школа в целом – ни есть панацея от деструктивного созревания личности. Образовательная система извне, какой бы прекрасной она ни была, в одиночку вряд ли сможет справиться с причинами внутреннего одиночества, подростковой депрессией и безысходностью.
— Катя была очень одинокой и только сейчас я понимаю, насколько сильным было её одиночество. По объективным причинам его не смогла заполнить ни семья, ни окружение друзей и подруг. – Говорит Светлана Струкова. Впрочем, тема «окружения» в истории с Катей – это, вообще, отдельный разговор.
Виновато общество в целом
Все, кто знал Катю, скажут о её увлечении Готикой. Открываем всезнающий интернет, ищем, читаем: «Готика — квазирелигиозная молодежная субкультура и связанное с ней молодежное движение, характеризующиеся мистически мрачным, депрессивным восприятием и выражением отношения к своей жизни». Многочисленные готовские сайты во Всемирной паутине так и пестрят изотерическими картинкам, шокирующими человеческими образами и красочными рассказами об эстетике смерти, черной одежде, мрачном настроении. И это всего лишь одна из немногих субкультур, которые сегодня распространены в молодежной среде. Еще есть эмо, панки, сатанисты и Бог весь кто.
Катя была именно готом. Еще с 10-го класса она начала красить волосы в мрачно черный цвет, слушать соответствующую музыку, общаться в соответствующих компаниях.
— Она хорошо рисовала, можно даже сказать, что она любила рисовать, но темой большинства рисунков были мрачные готические замки – замечает С.Струкова.
Большинством взрослых людей все это воспринимается с яростным отторжением и… непониманием. «Во всем виновато наше общество!» — воскликнут одни. «Обществу плевать на все, что происходит с молодежью, так не должно быть!» — подхватят другие. Кто-то поддерживает введение цензуры в СМИ, кто-то даже ратует за восстановление «железного занавеса», дабы отгородить русскую культуру от всего наносного с Запада… Однако же, это вряд ли является решением проблемы. Я уже предвижу массу недовольства со стороны большинства читателей, но я действительно считаю, что любая субкультура, любое увлечение, если оно не пропагандирует радикализм в виде причинения прямого вреда здоровью или жизни человека, не несет в себе ничего плохого. Более того, такие увлечения – необходимы! Необходимы для полноценного развития личности, для подростковой самореализации, для познания ребенком добра и зла, если угодно. Вспомните, как осуждали рок-н-ролл в Советском Союзе, называя его не иначе как «извращением», прошло несколько десятилетий и все изменилось с точностью до наоборот! Теперь слушать, скажем, песни «Машины времени» или «Битлз» — престижно, и это делает даже самый утонченный современный интеллигент «в возрасте». А что изменилось? Изменились только название молодежных групп и их форма, суть осталась прежней. Но форма ведь и не может оставаться такой, какой была двадцать-тридцать лет назад, на дворе век высоких технологий! Однако это вовсе не означает, что в веке компьютеров для нравственности и духовности нет места. Напротив, очень даже есть! Все это остается, ибо бессмертно, меняются лишь формы и декорации. В подтверждение тому – немалое количество молодых людей, ставших сегодня известными учеными, журналистами, телеведущими, которые в прошлом слушали «извращенную» музыку, были сторонниками «шокирующих» субкультур.
Мне удалось пообщаться с одной из близких подруг Кати Емельяновой, не буду называть её имени, она тоже увлекается Готикой. Так вот эта девушка говорит, что сама Катя воспринимала Готику как-то по-своему, не так, как все.
— Мысли о суициде её посещали постоянно, даже было несколько попыток, которые закончились неудачей…- рассказывает она. Так, может, дело и не в Готике? Может быть, в принятии атрибутики и идеологи субкультуры девушка пыталась утопить свое одиночество и свою печаль? Тогда это лишь в очередной раз подтверждает то, о чем я говорил выше. Впрочем, нельзя говорить, что субкультура в этом конкретном случае вообще не сыграла своей роковой роли. Видимо, сыграла…, но на то были предпосылки.
Светлана Струкова рассказывает, как несколько лет назад проводила со школьниками анкетирование. Среди вопросов анкеты значился и такой: «Как вы думаете, кто больше всего виноват в ваших проблемах и трудностях?». Можно по-разному оценивать результаты, которые получила учительница, но почти все дети ответили, что виноваты родители… Они что-то не додали, чего-то не объяснили, к чему-то не подготовили…
Что касается общества, то единственное, в чем можно его упрекнуть, так это, возможно, в недостаточной работе по организации молодежного досуга. Часто бывает, что подросткам в свободное время просто нечем заняться – мало спортивных центров, недостаточно клубов «по интересам», а те, которые есть – не всегда интересны, до сих пор в масштабах страны не найден аналог молодежным организациям вроде пионерии и ВЛКСМ. Но работа в этом направлении идет, понимание этих проблем есть как на государственном, так и на местном уровнях.
Дело все же в семье?
Действительно, если ребенок не подготовлен к тому, с чем ему придется столкнуться за стенами отчего дома или квартиры, ему будет сложно. От радикальных молодежных течений, нежелательных друзей и скверных ситуаций, наркотиков, алкоголя не застрахуешься. Со всем этим, так или иначе, растущему чаду рано или поздно придется столкнуться. И в момент «Ч» именно ребенок будет принимать то или иное решение. Да, возможно в тот момент он вспомнит, чему его учили в школе, вспомнит, что он смотрел по телевизору, что советовали друзья, но он никогда не примет опрометчивого решения, если подумает о том, что ему на ухо шептала мама, рассказывая детскую сказку, о чем у костра под гитару пел папа…
Главным, получается, то, сколько времени проводят родители с ребенком, о чем они ему рассказывают, пытаются ли они понять его, являются ли они просто спонсорами и сожителями, перекладывая всю ответственность на школу или общество, или они — непосредственные соучастники в развитии и воспитании ребенка.
Искать виновных в том, что случилось с Катей Емельяновой — занятие не из легких, да и вряд ли необходимых. В этой истории роковым образом слились сразу несколько неблагоприятных обстоятельств, и семейные, видимо, сыграли не последнюю роль – девушка осталась без родителей! Но если здесь уже ничего не изменишь, то в десятках других семей, где дети помышляют о чем-то подобном, все еще можно исправить. Присмотритесь к своему ребенку, не о вашей ли семье идет речь! Можно сколько угодно рассуждать о вине школы, можно говорить о вине общества, но если у ребенка нет опоры и поддержки в семье, вряд ли эту поддержку сможет заменить что-либо другое. Исключения здесь лишь подтверждают правило.
Андрей РАТНИКОВ