Белоусов. Сын Белоусова
2. Борьба романтизма не признает
Однажды в очередной раз пришлось убедиться, что земля тесна. Года три назад в электричке Нижний Новгород-Шахунья ко мне подошел мужчина с дочерна загорелой шеей и таким же темным лицом.
— Что, земляк, не узнаешь? – обратился он ко мне. – Я Витька Белоусов. Помнишь, как мы с тобой на мотоцикле кататься учились? На «ИЖ-49»?
Это я помнил, потому сразу стал двигаться на сиденьи, освобождая Белоусову место. Через пятнадцать минут я уже знал, что мой собеседник на пенсии, так как работал сварщиком. И жена его на пенсии: дети работают и в помощи не нуждаются.
— У вас всего двое? Чего же от отца отстаете?
— Да, детей у нас двое. Веня – электронщик, он в Нижнем живет — я от него и еду – а Таня в райцентре, преподает иностранный язык.
Дальше я узнал, что два Витиных брата погибли, один при работе в лесной делянке, а второй – на железной дороге. А у Гриши – семья бездетная, он живет в Республике Коми.
Хотелось еще что-то вспомнить из детства, порасспрашивать Виктора, но Белоусов, сын Белоусова, заспешил к выходу: его станция была раньше моей.
Белоусов – скорее всего, не догадываясь об этом – напомнил об очень серьезной проблеме. Одинокими бывают женщины самых разных профессий, но с учителями это случается, пожалуй, чаще. Педагогические коллективы в основном женские, и молодая учительница, оказавшись в таком окружении, получает весьма своеобразный опыт общения и образа мыслей. Призвание учителя – учить, ему не до любви. Романы возможны только с отцами своих учеников. Дети, конечно, появляются, а вот семья…
А тут еще выяснилось, что большое количество будущих матерей боятся процесса родов, придуман даже термин для этого чувства – токофобия. Статистика утверждает (кто и где это определил?), что рожать боится каждая седьмая женщина. Боятся даже забеременеть, пускают для этого в ход несколько противозачаточных средств одновременно. А вы – «планирование семьи»…
Многие сотни тысяч, даже, наверное, миллионы мужчин в России остаются холостяками. Причин этого весьма много: такой человек рос без отца и боится расстаться с матерью. Второе – до какого-то срока они не думают о браке, затем осознают, что «опоздал». А третьи совсем не интересуются браком, им и одним хорошо…
КУРС на здоровый образ жизни должен стать одним из национальных приоритетов развития России, заявил в августе в Санкт-Петербурге первый вице-премьер Правительства РФ И. Шувалов. И дальше сообщил, что в настоящее время в России со здоровьем нации сложилась катастрофическая ситуация. И одно подтверждение сказанного: «За последние 20 лет число курильщиков выросло вдвое на фоне снижения численности населения». На фоне снижения численности населения…
И еще одна цитата: «Ярким примером усиления внимания к развитию человеческого потенциала стало принятие и реализация… приоритетного национального проекта «Здоровье» и долгосрочной программы улучшения демографической ситуации», — сказала в своем докладе министр здравоохранения и социального развития РФ Т. А. Голикова 28 апреля 2008 года. И далее сообщила, что с 1 января по 1 апреля 2008 года в России родилось более 2 млн. детей. «Это настоящий демографический взрыв».
Не умолчала Т. А. Голикова и о смертности. «В январе-феврале в 48 субъектах Российской Федерации зарегистрирован рост (рост! – Н. С.) смертности детей до одного года. Самая неблагоприятная динамика этого показателя в Новгородской.., Владимирской областях…»
И еще одна «говорящая» цифра: в 2007 году потребность в высокотехнологической медицинской помощи удовлетворена только на треть (напоминаю – 33 процента). «Поставлена задача – повысить этот показатель к 2010 году до 80 процентов (подсказываю – увеличить в 2,4 раза). Кто поставил эту задачу? Знают ли о ней в костромской Вохме и марийской Параньге?
По тем же данным, в 14 субъектов России поставлены кювезы для выхаживания новорожденных, в 40 субъектов – 45 систем для их обогрева. У остальных регионов все это было или они так и мерзнут?..
В России есть, конечно, соответствующие законы и программы. Одной из них предусмотрены дополнительные (к чему?) меры, призванные способствовать повышению рождаемости, в том числе увеличение ежемесячного детского пособия… до 300 рублей.
Вроде, есть тенденция к улучшению и во Владимирской области. На четыре процента снизилась смертность (слава Богу!), на пять с половиной процентов возросла рождаемость. В 2007 году родилось 14 тысяч младенцев, умерло 27 тысяч человек. Уже лучше, но ведь 14 и 27 тысяч!
У любого явления не бывает одной причины – только сумма причин, и немаленькая сумма. Так что люди уже привыкли к тому, что дети все чаще становятся ненужными. Заметили, что я пишу последнее слово без кавычек?
Решение демографических проблем – процесс многогранный, сложный, а главное – долгий, который за одно решить невозможно. Да, невозможно, и надо с этим взвешенно, трезво согласиться. И второе – раз уж мы начали бороться за увеличение рождаемости, то это надо делать так же твердо: борьба романтизма не признает.
В последнее время в газетах и журналах – бесконечные и назойливые рассуждения, и даже дискуссии на тему: сколько детей может позволить себе завести современная семья. И никого при этом, создается впечатление, не коробит это словосочетание – «завести ребенка», словно речь идет о собаке или вещи, одним нужной, другим – нежелательной…
Не могу согласиться с утверждением некоторых медиков, что рожать последнего ребенка нужно не позже тридцати пяти лет, а детей должно быть не более четырех. Но ведь в женщине заложены гораздо большие возможности – для чего тогда? Не для того же, чтоб делать аборты!
Даже люди, причисляющие себя к православным верующим, зачастую не считают аборт особо тяжким грехом, находя в тех же средствах массовой информации многочисленные оправдания себя. И жизнь нынче тяжела, и приличная зарплата недосягаема, и муж – не опора семье… Если «пойдут» дети – прощай работа, и погрязнешь ты в пеленках и ползунках.
С тех пор, как в России начала развиваться такая форма устройства детей-сирот как приемная семья, не затихают споры о праве на ее существование. У её противников аргументы, как говорится, железные: дети не игрушка, чтобы переходить из рук в руки, тем более не товар, чтобы получать за них деньги. Вроде бы, все так. Пока так устроен мир, что кому-то судьбой уготовано быть сиротой, в том числе и при живых родителях. Но, помещая ребенка в детский дом, государство по сути это положение усугубляет, так как в «казенном доме» ребенок никогда не сможет излечиться от психических и психологических травм. И не сомневайтесь, это доказала жизнь: согласно статистике 90 процентов выпускников детских домов пополняют ряды правонарушителей или маргиналов. Потому большинству очевидно – только семья способна вырастить ребенка человеком, и если он лишился опеки биологических родителей, лучший выход – приемная семья. Значит надо искать тех, кто может взять на себя обязанности этих самых «вчерашних» родителей.
«Нет, это не выход, — заявляют фарисеи всех мастей, — если кто-то хочет воспитывать сироту, пусть его усыновляет. Навсегда, как говорится». А тут еще поганые языки (пусть обрастут они чирьями!) судачат: «Они для того сирот берут, чтобы иметь бесплатную рабочую силу». А то и проверка из детдома или органа опеки…
В прошлом году естественный прирост наблюдался только в Радужном, далеко не самом крупном городе области. Так будет ли – и когда — многодетность нормой? Есть ли возможность повлиять на это?
Прирост населения, несомненно, будет, но чуда не произойдет. Уже к 2015 году прогнозируют спад рождаемости. Слава Богу, если «пророки» ошибутся.
Давайте станем искренними и уйдем хотя бы на шаг дальше привычного: всякая кампания глохнет рано или поздно. Так неминуемо и произойдет, если поставленные цели не овладеют людьми, как минимум, «заинтересованными» — будущими роженицами. Яблоки на пустыре не растут, потрудиться надо, чтобы это пустырь стал садом… По-прежнему, считаю, сохраняется то, что собирательно называется – забалтывать идею. В связи с этим всегда вспоминается старый ответственный секретарь «Маяка» В. Г. Горюнов. Он говорил: «Вы что, ребята, не пишите?» «Думаем, Василий Григорьевич». «А чего думать-то – писать надо». Так и тут. Чего планы строить и о демографии говорить – рожать надо.
Когда начнем – и кто начнет? – учить людей жить в новых условиях? В первую очередь, надо менять психологию, вот и ментальность начнет меняться. Но это процесс длительный, в следующем месяце ждать результатов не приходится. Вот, вроде, простая заповедь: «Не укради!» А тысячи лет не хватило, чтобы усвоить ее. Скажите, почему?
Может, мы и вовсе не наступаем, а сидим в обороне? Та ли это дорога, по которой мы идем, новая ли она? На это частично отвечают данные о социально-экономическом развитии России в первом полугодии.
Находим интересующую нас графу. Вот самые свежие данные: в первой половине прошлого года в нашей области родилось детей на одну тысячу населения 9,7 ребенка, в этом году – 10. Зато умерло соответственно 19,2 и 19,4. А детей до года умерло в 2008 году десять на каждую тысячу родов, значительно больше, чем в среднем в Центральном федеральном округе (7,8).
А вырастить ребенка – это не кружку «Нескафе» по телевизионному конкурсу выиграть. Ребенок – это распашонки, бессонные ночи, больничные листы, ясли. Маме нельзя будет учиться, а без специальности ты кто?
Помогать молодым родителям требовалось всегда. Ведь раньше материальной поддержки со стороны коллектива, где они работали, совсем не было, ну, купят детскую коляску в складчину… И теперь государство многое не замечает, многое не учитывает.
Необходимо (необходимо!) компенсировать не только затраты на детей, но и повышение цен, затрат на квартплату, оплату жилищно-коммунальных услуг. Компенсации для живущих в сельской местности должны быть, как минимум, вдвое выше, чем в городе.
Ну и, конечно, в разы увеличить пособие на рождение ребенка и увеличить ежемесячное пособие на детей. Надо же не планировать и намечать (вспомним еще раз Василия Григорьевича), а делать, принимать конкретные меры. Иначе мы так и будем терять по миллиону наших сограждан в год. Потом это число увеличится…
«Необходимых» троих детей в начале восьмидесятых имели всего-навсего 4,7 процента семей, а вот одного ребенка 61,5 процента. И благосостояние росло, и жилищные условия улучшались.
За семнадцать лет, с 1990-го по 2008 год, 14 тысяч российских деревень остались без населения, в «остальных» 38 тысячах деревень живут от 1 (одного!) до 40 человек. Кто рожать-то будет? Кто?
Вот тут бы и надо спохватиться мужчинам (начальство, сколь бы его ни ругали, ничего не сделает), поставить стакан, поднесенный ко рту, и заняться делом, «определить» на ближайшие месяцы прибавление семейства.
Однако, надо заметить следующее, повторить одну и ту же мысль: разрозненные усилия к успеху не приведут. В муниципалитетах почти нет специалистов, отвечающих за демографическую политику, тем более понимающих ее суть. Когда областной администрации потребовался соответствующий анализ, его смог сделать один Муром.
Меня сильно смущает термин «планирование семьи». А еще слова: «Приковать к этой проблеме внимание всего общества». Значит, никакой службы конкретно, а потом, какими формами работы – конкретно! – можно добиться, чтобы родители зачинали детей чаще? Знаю еще один «рецепт» неблагополучия – мы мало двигаемся. Признаемся честно: нет у нашего народа особого желания заниматься физкультурой. Мы стремимся избежать физической работы, а ведь – по-прежнему! – труд создал человека. Мне очень нравится фраза о том, что лет через пятьдесят руки-ноги отомрут, а останется одна голова размером с ресторанный телевизор. Люди наши не подготовлены к трудностям, у них не выработана уверенность в своих силах, они по старинке надеются на родителей.
И еще раз повторюсь: причин «неблагополучной» демографии много, причем они отличаются большим разнообразием. Ежегодно отправляем за границу на усыновление до 20 тысяч детей в год! Что у нас, в своей стране, их некому взять? Будем верить, что начнем праздновать День отца. Будем верить, что на помощь молодым мамам придет служба быта, станет совсем хорошо, если няни в очередь выстроятся…
А газеты и журналы тем временем еще больше нагнетают страсти. Тут вот «Версия» ошарашила всех сообщением, что использование женщиной во время беременности духов увеличивает риск развития бесплодия у ее будущих сыновей. Это, якобы, установили исследователи Эдинбургского университета. И пошло-поехало. Якобы, недостаток холестерина опаснее, чем его избыток. Днем спать вредно. Все время твердили, что горячий хлеб есть не стоит: он не созрел. А сейчас дело чести каждого руководителя микрорайона – иметь магазин «Горячий хлеб»…
Гиппократ сказал: «Мы есть то, что мы едим». А что мы едим? Кто решился назвать эти резиноподобные палки колбасой? Думали вы об этом? Или времени не хватило?.. Совсем пропадают спиртные напитки хорошего качества. В прошлом году от отравления «паленой» водкой в России умерло 33 тысячи человек.
Теперь благополучной и счастливой считается семья, в которой есть компьютер. Но ведь он детей не зачинает. И не растит. Наоборот, подарив сыну или дочери компьютер в шестом классе, вы лишаете их саморазвития…
Уверен: если мы избавимся хотя бы от части названных неблагоприятных факторов, демографическая надежность поднимется на достаточную высоту. Иного пути нет!
Н. СОЛОВЬЕВ.