//   Погода:
Новости

Хотели как лучше — получится как всегда?

Увеличить картинкуНачиная с 1 января 2006 года в Вязниковском районе, как и во всей России, все без исключения муниципальные учреждения осваивают бюджетные средства по-новому, а точнее в рамках Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
На свое детище федеральные законотворцы возложили просто колоссальные надежды — сделать систему госзакупок не только максимально прозрачной, но еще и сэкономить как можно больше бюджетных денег. Однако с первых же месяцев работы новый документ оказался неспособным выполнить все возложенные на него чаяния и соответственно претерпел целый ряд поправок и дополнений. По сравнению с первоначальной версией была практически сведена на нет значимость таких критериев, как торговая марка и репутация поставщика на рынке. Кроме этого после редактирования закон обязал заказчиков проводить конкурсный отбор контрагентов в случае, если сумма поставок или работ превышает 100 тысяч рублей в квартал. Получается, что российский закон по своей меркантильности превзошел даже свои европейские аналоги, которые вступают в действие, если сумма контракта переваливает рубеж в 50 тысяч евро (1,8 млн рублей). По мнению инициаторов данной поправки — Федеральной антимонопольной службы, только такие жесткие меры позволят снизить уровень коррупционной опасности.
На первый взгляд, после многочисленных исправлений и более чем двухлетней апробации 94-ФЗ должен был заработать без проволочек. Но в последнее время его эффективность все больше и больше ставится под вопрос как на федеральном, так и на местном уровнях. Одним из его главных критиков выступил недавно глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин, который обвинил закон в чрезмерном бюрократизме и предложил в самое ближайшее время вновь заняться его переработкой.
Пока же в верхних эшелонах власти бьются над решением извечных русских проблем с канцелярской волокитой и ее ближайшей подругой — коррупцией, чиновникам на местах приходится практически ежедневно применять закон на практике, и они уже давно успели в полной мере оценить его плюсы и минусы.
Что касается расходов бюджета, то в этом отношении наметились некоторые положительные сдвиги, иначе говоря, удалось немного сэкономить. Правда, применительно к данному законопроекту многочисленные минусы перекрывают этот плюс.
Для совершения сделок 94-ФЗ предусматривает целый ряд форм проведения торгов: по запросу котировок, по конкурсу или аукциону. Между тем, по статистике, львиная доля всех операций приходится на последний вариант. Согласно главе 3 закона, главным критерием победы здесь является цена, а пожелания заказчика в отношении марки товара или даже страны-производителя никоим образом не учитываются.
— Отсюда и вытекает одно из главных противоречий, — поясняет глава Вязниковского района Евгений Виноградов, — как известно, дешевое далеко не всегда означает качественное. К примеру, наши учреждения здравоохранения вместо желанной европейской аппаратуры получили менее точную и долговечную электронику от азиатских производителей.
К слову сказать, похожие ситуации возникают и в сфере ремонтно-строительных работ. Недобросовестные подрядчики, конкуренция среди которых в Вязниках весьма велика, всеми силами стараются заполучить долгожданный контракт, порой не задумываясь о способах его реализации. Проверить же производственные возможности и наличие у участников тендера необходимого персонала заказчик не может по закону. Вот и получается, что, как только такая фирма выигрывает аукцион, на страницах местной районки тут же появляются объявления о наборе рабочих соответствующих специальностей.
Особенно остро вопрос соотношения цены и качества проявляет себя в области приобретения продуктов питания для детских и оздоровительных учреждений. Готовить вкусную и полезную пищу из самых дешевых ингредиентов — занятие не из легких. Вместе с этим управление образования Вязниковского района столкнулось с еще одной живо-трепещущей проблемой. Участие в торгах (на основании ст. 34 94-ФЗ) требует от руководства учреждений-потребителей как минимум четкого знания законов современного рынка товаров и услуг, ибо разобраться в увесистой кипе справок и документов, которую нужно заполнить в кратчайшие сроки, может подчас только профессиональный экономист. Иногда на анализ всего спектра предложений и определения максимальной цены заказа, точную формулировку своих требований в отношении качества и технических характеристик товара уходят недели, а то и месяцы. Дело здесь вовсе не в волоките: как бы ни спешили канцелярские работники уложиться в срок со своим заказом, за ценами на отдельные виды продуктов им не угнаться, как следствие — предложенная на тендере начальная цена уже не сможет удовлетворить даже самые скромные интересы поставщиков.
— Сложилась такая ситуация, что учащиеся Вязниковского района вообще могут остаться без полноценных обедов, — делится своими переживаниями начальник управления образования Галина Рогова, — местные производители попросту отказываются участвовать в торгах на поставку в школьные столовые фруктов, овощей, мяса и молока.
Кроме быстроменяющейся цены есть еще ряд причин для такого бойкота. Во-первых, если раньше каждое образовательное учреждение могло покупать необходимую продукцию у физических лиц, то теперь об этом не может идти и речи. Все товары надлежит закупать централизованно и только у юридически зарегистрированных производителей, которых пока на нашей земле можно перечесть по пальцам. Последних же пугает все та же бумажная работа, да и продажи через розничную сеть их устраивают значительно больше. Во-вторых, в таких крупных городах, как Москва, Нижний Новгород, Владимир, комбинаты питания закупают у местных общепитов специальные услуги по поставке готовых обедов непосредственно в образовательные учреждения. К Вязникам такая схема неприменима, так как подведомственные управлению образования школы и детские сады разбросаны по всему району на расстоянии нескольких десятков километров друг от друга.
Сидеть сложа руки в управлении образования не намерены, наоборот, Галина Александровна планирует выйти с соответствующим пакетом предложений сначала к местным, а затем и к областным законотворцам. Пока же на местах чиновникам самим приходится изобретать схему, которая позволяла бы не нарушать закон и выполнять свои обязанности.

Андрей ВЕДЕНЕЕВ

Поделиться новостью

Добавить комментарий