Всегда живущий с нами
Пребывание на Рязанской земле не ограничилось посещением Музея русской песни в Сасове! Впереди было не менее волнующее событие – мы поехали в гости к Сергею Есенину! С рязанской магистрали дорога сворачивает в сторону, идет полями, мимо белоствольных берез, перелесков, мимо тихих деревень.
Рязанская земля, Константиново. Кто хоть однажды побывал здесь, не позабудет приокское раздолье, синь лесов, белый ситец берез – мир, окружающий тебя и уходящий за горизонт. Судьбе угодно было, чтобы именно здесь родилась и окрепла муза великого русского поэта. Мог ли предвидеть Сергей Есенин, что к его низенькому бревенчатому дому с голубыми ставнями будут приходить люди со всех уголков России?
Далеко разбежалось Константиново по правому берегу Оки, всхолмленному, изрезанному оврагами. Здесь утопает в кустах акаций неброский домик, в котором жила семья Есениных. А недалеко от него стоит церковь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. За ней, с высокого бугра над Окой такая открывается даль, что сами собой читаются есенинские стихи «я думаю: как прекрасна земля и на ней человек…».
Еще не обойдя всю территорию Государственного музея-заповедника Сергея Есенина, с первых минут влюбляешься в его «рыжие стога, приткнувшиеся церквями у прясел», в березки, что стоят, «как большие свечки», в «горластых гусей» в небе, в исчерна смолянистых «грачей в полосе».
Просто все это мы увидели там и поняли, что это не литературные, нарочито придуманные образы, а нечто существующее на самом деле…
Приехали мы под конец рабочего дня, поэтому нам уже не досталось экскурсовода, и мы самостоятельно путешествовали по территории заповедника. Неспеша прогуливаясь по есенинским местам, вдыхая воздух есенинской деревни, невольно вспоминали строки его стихов. Подошли к дому поэта и вдруг навстречу Он. Молодой, красивый и грустный в своем «памятниковом» одиночестве среди своих любимых березок. Говорят, этот памятник мало похож на поэта, но кто теперь знает так ли это, а вот душу пронизывает до самой ее глубины.
В доме его по-деревенски просто и лаконично обставленном, маленьком и опрятном с неизменными полевыми цветами на столе, застеленном белой скатертью нам показалось, что в солнечном луче, косо бьющем из окошка, в тишине «вьются паутины с золотой повети. Где-то мышь скребется в затворенной клети» Каждый предмет простой и незамысловатый в этом доме вызывал из памяти строки Его стихов. А мы продолжили свое путешествие. Все вокруг было просто и обыденно. Обыкновенная деревенская изба, и амбар, и старый тополь, и ивы, склонившиеся над плетнем, да и улица обыкновенная с петушиным криком, мычанием коров. А потом дорога повела нас к берегу Оки. Мы вышли на взгорок и … застыли, пораженные открывшейся картиной. То была сама красота, сама поэзия! Ока текла величаво. Она начиналась где-то далеко, у горизонта, потом на широком раздолье красиво и величаво изгибалась и почти у самого Константиново выпрямлялась и плавно уходила опять к горизонту. Жизнь в заповеднике размеренно и неторопливо протекала на наших глазах: дети катались на велосипедах, куда-то вел свою козу какой-то деревенский житель, паром переправлял людей за реку, шли съемки какого-то фильма в барской усадьбе, гуляли туристы, то и дело щелкая фотоаппаратами. Мы искали площадку вроде нашей Фатьяновской, где ежегодно проходит Есенинский поэтический праздник, на который приезжают и поэты, и есениноведы, и творческие коллективы, а главное – люди, которые любят стихи Сергея Есенина. Площадка красивая, с видом на Оку, немного меньше нашей Фатьяновской, расположена на открытом месте, а с нее открываются заокские просторы. И как-то все вокруг было спокойно, красиво и величаво. Совершенно не портили впечатление ресторан и кафе, органично вписавшись в ландшафт благодаря оригинальному архитектурному решению. На территории много ярких цветников, клумб, альпийская горка, аллеи, выложенные плиткой, скамеечки для отдыха и все как-то естественно и ненавязчиво.
И опять невольно начинаешь вспоминать свой город, свою солнечную поляночку, вид на Заречье. Стоишь на Есенинской земле и во весь голос хочется крикнуть: «Как здесь красиво!», а голос души отвечает: «У нас не хуже!» И хотя городок у нас маленький и провинциальный, а здесь государственный заповедник нас объединяет Поэзия.
Сергей Есенин был любимым поэтом Алексея Фатьянова, который избрал для себя поэтический путь во многом похожий на Есенинский. Он даже похоронить себя просил рядом с Есениным…
Закончив путешествие по заповеднику, нам захотелось пройтись по улицам Константиново, узнать, чем живут его жители сегодня. Особенности современной жизни видны и здесь. По соседству с покосившимися старенькими домами – особняки миллионеров из Рязани и Москвы; асфальт и тротуарная плитка плавно переходят в бездорожье; яркое разноцветье — в бурьян, «копейку» лихо обгоняют «Мерседесы»! Жизнь идет своим чередом, рождаются дети и кого-то родители с любовью назовут Сережей в честь своего именитого земляка.
После прошедшего дождика в небо выскочила радуга, сверкали умытые дождем заокские дали, в воздухе витала нежная грусть есенинских стихов и так не хотелось уезжать. А когда Константиново осталось уже далеко позади, все мы почти одновременно заговорили, обмениваясь мнениями, решили, что обязательно еще побываем у Есенина. Чего и вам, дорогие читатели, желаем! А еще хочется пожелать Вам любить свою землю, ценить ее историю, уважать предков и сохранять культурные традиции родного края!
Л. АНТОНОВА,
директор Музея песни ХХ века.