Протесты удовлетворяются
Вязниковской межрайонной прокуратурой проведен анализ работы по укреплению законности и правопорядка по итогам первого полугодия 2008 года.
Усилия прокурорского надзора в первую очередь сосредоточены на защите прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, консолидации действия правоохранительных органов для обеспечения целевого и рационального расходования бюджетных средств, выделенных для реализации приоритетных национальных проектов в области образования, здравоохранения, в жилищной сфере и аграрном секторе экономики, противодействии нарушениям прав граждан в социальной сфере, особенно фактами задержки заработной платы, неправомерных действий в жилищно-коммунальном секторе, при монетизации льгот.
При осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства усилия прокуратуры были сосредоточены на выявлении и пресечении нарушений прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов общества и государства при управлении и распоряжении государственной и муниципальной собственностью, при реализации приоритетных национальных проектов, законодательства об охране окружающей среды. При надзоре за нормотворчеством органов местного самоуправления выявлено 29 незаконных нормативных актов, в том числе 4 устава, с целью приведения которых в соответствие с федеральным законодательством принесено 27 протестов, внесено 5 представлений, из которых рассмотрено и удовлетворено 20 протестов, 4 представления.
Нарушения в сфере нормотворчества в большинстве случаев связаны с непринятием органами местного самоуправления мер по приведению изданных ими ранее и действующих нормативных актов в соответствие с федеральным законодательством после внесения в него изменений и обусловлены в основном отсутствием в органах местного самоуправления вновь созданных муниципальных образований юридической службы.
Как свидетельствует практика прокурорского надзора, на территории Вязниковского района совершается значительное количество правонарушений. В текущем году в указанной сфере выявлено 324 нарушения закона (за тот же период 2007 года — 302), в связи с чем прокуратурой принесено 26 протестов, внесено 96 представлений, по результатам рассмотрения которых 8 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, в административном порядке наказано 16 лиц, в интересах государства и муниципального образования в суд направлено 133 заявления.
Проведенными прокуратурой проверками установлены нарушения законодательства о государственной и муниципальной собственности, земельного, бюджетного законодательства со стороны органов местного самоуправления, бюджетных учреждений. В частности, при сдаче в аренду объектов муниципальной собственности вопреки требованиям ст. 616 ГК РФ на арендаторов не возлагалась обязанность нести расходы на содержание имущества, что влекло незаконное расходование средств местного бюджета. По данным фактам главе района, руководителям учреждений внесено пять представлений, по результатам рассмотрения которых приняты меры к устранению нарушений, три должностных лица за нарушения при сдаче имущества в аренду привлечены к дисциплинарной ответственности.
Органами местного самоуправления района допускались нарушения земельного законодательства при организации и проведении аукционов по продаже земельных участков и права на заключение договора аренды. В нарушение ст.38-1 Земельного кодекса РФ в извещениях о проведении аукциона не указывались необходимые сведения о границах, обременениях земельных участков, о технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. Допускались факты принятия документов на участие в аукционе без внесения задатка. По представлению прокурора виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
На территории района имели место нарушения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов. В текущем году по данному направлению выявлено 34 нарушения закона, принесено 4 протеста на незаконные правовые акты, внесено 15 представлений, по постановлениям прокурора привлечено к административной и дисциплинарной ответственности 5 должностных лиц, объявлено 5 предостережений о недопустимости нарушения закона
Наибольшая часть выявленных нарушений допущена органами местного самоуправления в сфере реализации приоритетного национального проекта «Жилище». Имели место факты преждевременного в отсутствие необходимых документов включения граждан в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002 – 2010 годы». Не соблюдались требования действующего законодательства при заключении муниципальных контрактов на выполнение работ в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры».
Так, администрацией г. Вязники 15 мая 2008 года по результатам проведенных аукционов заключены два муниципальных контракта на выполнение работ по капитальному ремонту улично–дорожной сети в г. Вязники общей стоимостью свыше 10 млн. рублей. В нарушение ст. 38 Федерального закона от 01.07.2005. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в муниципальных контрактах не был указан срок предоставления подрядчиком гарантий качества работ, хотя аукционной документацией предусмотрен гарантийный срок 4 года. Отсутствие в муниципальных контрактах положения, устанавливающего гарантийный срок на выполненные работы, могло повлечь нарушение прав муниципального образования, нерациональное расходование бюджетных средств.
Аналогичные нарушения были допущены при заключении муниципальных контрактов и в других муниципальных образованиях Вязниковского района. В этой связи главам муниципальных образований объявлены предостережения о недопустимости нарушений закона, внесены представления, по результатам рассмотрения которых с подрядчиками заключены дополнительные соглашения с указанием срока гарантии качества работ.
При реализации ПНП «Здоровье» в муниципальных учреждениях здравоохранения принимались незаконные локальные нормативные акты, регулирующие оплату труда медицинских работников.
Например, в МУЗ «Детская больница г. Вязники» «Положением о порядке распределения средств, поступающих за оказанную медицинскую помощь по диспансерному наблюдению ребенка в первый год жизни» необоснованно предусматривалась выплата денежных средств заведующей поликлиническим отделением, которая непосредственно не осуществляет диспансерное наблюдение детей. По протесту прокурора Положение изменено.
Не изжиты факты нарушения бюджетного законодательства: прокуратурой выявлено 31 нарушение.
Органами местного самоуправления, бюджетными учреждениями допускались факты незаконного расходования бюджетных средств, несоблюдения порядка размещения заказа на поставки товаров для муниципальных нужд. Например, при размещении муниципального заказа управления образования администрации района на приобретение квартиры для ребенка-сироты по результатам проведенного конкурса конкурсной комиссией принято решение о заключении муниципального контракта на покупку 1 комнатной квартиры в пос. Октябрьский стоимостью 700 тыс. рублей. Однако управлением образования заключен с продавцом договор о покупке квартиры за 750 тыс. руб. и указанная сумма через ОФК перечислена продавцу. В ходе прокурорской проверки нанесенный ущерб бюджету возмещен, переплаченная сумма продавцом возвращена.
По данному факту в отношении виновного лица прокуратурой вынесено постановление о возбуждении административного дела по ч.1.1. ст.7.32. КоАП РФ.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства выявлены со стороны предприятий ЖКХ нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, объектов электроэнергетики, непринятие мер к их надлежащему содержанию и ремонту, несоблюдение действующих требований по технологическому присоединению к электрическим сетям. Так, в МУП Вязниковского района «Горэлектросеть» нарушались Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.04. №861: в договорах на технологическое присоединение к электросетям, заключаемым с предприятиями и гражданами, не указывался срок выполнения работ по технологическому присоединению, технические условия выдавались при отсутствии необходимых документов, нарушались сроки направления технических условий заявителям.
По представлению прокурора виновные привлечены к дисциплинарной ответственности.
Как свидетельствует практика прокурорского надзора, на территории района распространены экологические правонарушения: за 6 месяцев 2008 года прокуратурой выявлено 50 нарушений). Многие предприятия и индивидуальные предприниматели осуществляют деятельность по эксплуатации источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферу, не имея на это соответствующего разрешения уполномоченного органа (МУП района «Теплоснабжение», ФГУ ДЭП №8, ООО «Лекс», ООО «Полис»). В отношении виновных лиц возбуждены административные дела по ст. 8.21. КоАП РФ и наложены штрафы на общую сумму 134 000 рублей.
С целью пресечения нарушений природоохранного законодательства принят комплекс мер прокурорского реагирования: внесено 7 представлений, по постановлениям прокурора привлечено к административной ответственности 16 лиц.
При осуществлении надзора за исполнением трудового законодательства особое внимание уделялось соблюдению прав граждан на своевременную оплату труда. Прокурорскими проверками установлены факты задержки выплаты заработной платы 19 хозяйствующими субъектами (общества с ограниченной ответственностью «Вязниковский радиозавод», «Красильщик», «Вязниковский брезент», «Вязниковский лен», ОАО «Никологорская швейная фабрика» и другие). По всем фактам приняты меры прокурорского реагирования: внесено 5 представлений, возбуждено 19 административных дел по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, все рассмотрены и руководители предприятий подвергнуты административному штрафу. В интересах работников направлено 64 заявления в мировой суд о выдаче судебного приказа о взыскании долга по зарплате, которые удовлетворены. После прокурорского вмешательства задолженность погашена.
При осуществлении надзора в жилищной сфере установлено, что органами местного самоуправления с отступлением от норм действующего законодательства регулировались правоотношения в сфере учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечения жильем инвалидов, предоставления социальных выплат на приобретение жилья молодым семьям. На незаконные нормативные акты в Советы района и пос. Мстера принесено три протеста.
Управляющими организациями допускались нарушения прав граждан при взимании платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Так, в МУП Вязниковского района «ЖКХ пос. Никологоры» производилось с 1.02.08. начисление и взимание платы за содержание и ремонт жилья с нанимателей жилых помещений в повышенном размере по решению Совета народных депутатов от 29.01.08. №415, которое не было опубликовано, в связи с чем согласно ст. 15 Конституции РФ не вступило в силу и не подлежало применению.
По представлению прокурора нарушения прав граждан устранены.
Анализ криминальной обстановки свидетельствует о том, что за истекший период 2008 г. отмечено снижение на 8,3 % общего уровня преступности в районе по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Общая раскрываемость всех видов преступлений возросла на 10,6 процента.
В рассматриваемый период наблюдается значительное снижение числа тяжких и особо тяжких преступлений с 415 в 2007 до 252 в текущем году, раскрываемость данной категории преступлений увеличилась на 0,4 % и составила 57,1 процента.
Статистические сведения показывают, что в анализируемый период 2008 г. снизилось число грабежей с 41 до 33, а также количество разбойных нападений с 12 до 10 в текущем году (-16,7 процента). При этом если раскрываемость грабежей выросла на 2,5% и составила 54,1, то раскрываемость разбоев снизилась на 25 процентов.
За 1 полугодие 2008г. преступность среди несовершеннолетних на территории Вязниковского района, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снизилась на 26%. Подростками совершено 71 преступление против 96 за аналогичный период прошлого года.. В совершении преступлений принимали участие 63 несовершеннолетних (за тот же период прошлого года — 81).
За отчетный период отмечается снижение совершенных подростками краж с 62 в первом полугодии 2007г. до 44 в текущем году.; грабежей, разбоев с 15 до 9; причинений тяжких телесных повреждений с двух до одного.
Отказано в возбуждении уголовного дела за не достижением возраста уголовной ответственности в отношении 15 несовершеннолетних.
Среди причин совершения несовершеннолетними преступлений следует отметить отсутствие контроля за подростками со стороны родителей и законных представителей, низкую материальную обеспеченность семей, незанятость подростков. Кроме того, следует отметить недостаточно организованную профилактическую работу по предупреждению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, проводимую подразделением по делам несовершеннолетних.
В связи со значительным ростом преступности среди несовершеннолетних на территории района в 2007г., прокуратурой уже в конце прошлого года стали приниматься меры, направленные на активизацию профилактической работы органами и учреждениями системы профилактики: в ноябре 2007г. проведено координационное совещание руководителей правоохранительных органов, внесены представления главе администрации муниципального образования Вязниковский район и начальнику Вязниковского ОВД, по результатам рассмотрения представления начальник ПДН привлечена к дисциплинарной ответственности.
12 июня 2006 года вопрос об организации профилактической работы ПДН повторно был рассмотрен на координационном совещании руководителей правоохранительных органов.
В первом полугодии 2008 года в ОВД было проведено 4 проверки, связанные с исполнением законов о несовершеннолетних, в том числе, 3 — об исполнении законодательства, направленного на предупреждение антиобщественных действий несовершеннолетних, по результатам проверок на имя начальника ОВД внесено три представления.
Проведенной проверкой исполнения законодательства об общем среднем образовании установлено, что положения уставов школ, в которых предусмотрен порядок ликвидации задолженности, а также порядок получения образования при не ликвидированной задолженности; основания и порядок исключения обучающихся не соответствуют ст.ст. 17, 19 Закона РФ «Об образовании».
26 июня 2008г. на противоречащие закону положения уставов принесено 4 протеста, начальнику управления образования внесено представление.
Кроме того, 09.06.2008г. начальнику управления образования внесено представление, где указано на недопустимость эксплуатации Буторлинской СОШ автобуса ГАЗ-322173, который используется для перевозки детей в школу из близ лежащих деревень, поскольку данный автобус не соответствует требованиям ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования».
После вмешательства прокуратуры данный автобус для перевозки школьников не используется. Для перевозки детей задействован автобус Степанцевской СОШ, отвечающий техническим требованиям.
П. СУББОТИН,
Вязниковский межрайонный прокурор, старший советник юстиции.