//   Погода:
Новости

Преображение качеством

Увеличить картинкуУвеличить картинкуМИССИЯ ВЫПОЛНИМА
Сказать, что августовская педагогическая конференция – событие значимое, значит не сказать ничего. Эпохальное, веховое, определяющее темп и ритм, в котором будет жить вязниковское образование весь следующий учебный год. Все ждут центральный доклад начальника управления образования: на чем будут расставлены акценты, каким маршрутом следует двигаться вперед?..
О том, что двигаться будут только вперед – не обсуждается. Это очевидно. Год от года темп движения ускоряется. Уже не ставится вопрос своевременной выдачи зарплаты педагогам, не идет счет на банки с краской, чтобы подмазать парты и стены перед 1 сентября. Сегодня в «педагогическом пространстве» оперируют цифрами не с 2-3 нулями, счет здесь идет на сотни тысяч, миллионы. Говорят о комплектах школьной мебели, о подключении всех общеобразовательных учреждений к сети Интернет, о поставке пакетов лицензионного программного обеспечения, об установке пожарной сигнализации, тревожных кнопок.… Жить стали лучше. Слегка перевели дух: крыши не текут, котельные отремонтированы, кое-где даже занялись установкой стеклопакетов…. А это значит, появилась возможность обозначить следующий ориентир – качество самого образовательного процесса, тем более, что наличие здесь проблемы явственно обозначил результат недавнего ЕГЭ.
ПЛАЧЕВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
О ЕГЭ начальник управления образования Г.А.Рогова говорила много. Говорила горячо, не по бумажке, не глядя на невеселую табличку, которая свидетельствовала, что
Вязники неожиданно далеко отстали от областных и российских показателей сдачи единого государственного экзамена. Мы всегда гордились знаниями наших учеников по математике, а тут 34,3 процента ее сдававших не справились с поставленной задачей, написав ЕГЭ на «двойку». По информатике 33,3 процента двоечников. Лучше прочих предметов на этом минорном фоне выглядят лишь биология и история. Да и то средний балл даже по этим предметам не дотягивает до «четверки».
— Почему? – глядя в притихший зал, вопрошала начальник управления образования. – Кто мне объяснит, почему 65 процентов 11-классников показали результат обученности и при этом 35 процентов из них получили «двойки» на ЕГЭ, а в вузы поступили почти 100 процентов выпускников. Загадка!
Все территории Российской Федерации подвергаются сегодня рейтингованию, от итогов которого зависит их последующее финансирование, и один из главнейших показателей рейтингования – ЕГЭ! И как бы мы его ни ругали, нельзя не видеть очевидное: это – независимая оценка знаний.
Начальник управления говорила о наболевшем, подняв и проблему объективности школьных отметок: «Что происходит? Почему оценка по итогам года всегда выше экзаменационной?.. Может быть, пора провести олимпиаду для учителей? Сначала по желанию, потом обязательную? Или тестирование?..»
Зал внимал молча. Он слегка расслабился, когда речь пошла о дополнительном образовании (тут у нас все хорошо), о роли семьи в воспитательном процессе, и снова загрустил, когда на экране появились таблички с правонарушениями несовершеннолетних и числом детей, оставшихся без попечения родителей…
«ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ЛИДЕРА»
Г.А.Рогова постоянно повторяла ключевую мысль: цель современной деятельности присутствующих – обеспечение равного доступа всех детей к качественному образованию. На слове «качественному» делалось ударение.
То, что заявленная цель – из разряда труднодостижимых, ни для кого не было секретом. Но говорят же, что у истока каждого успешного предприятия стоит однажды принятое смелое решение.
То, что заявленная цель – из разряда «болезненных», уже стало очевидным после истории с попыткой « оптимизировать образовательный процесс» в Никологорах. Там так и не удалось объединить две школы. Реструктуризации местной основной школы воспротивились и её учителя, и родители их учеников. Хотя им и пытались объяснить, что качество образования напрямую связано с экономическим фактором, что, когда «деньги следуют за учеником», финансирование школ очень сильно зависит от числа в них учащихся. Какие шансы у основной школы выжить в этих условиях, если в поселке есть «большой брат» — средняя общеобразовательная школа?
И об этом тоже говорила начальник управления образования в своем докладе. Как и о том, что качественное образование подразумевает не только достойный уровень обучения, но и условия, в которых это обучение осуществляется. Сюда же входит и безопасность, и качество школьного питания. Озвучивался передовой опыт одной из территорий, где вместо большой перемены ввели полноценный «урок обеда» — 40 минут без суеты и спешки.
Воплощение «однажды принятого смелого решения» нуждается в качественном управлении. Качественное управление нуждается в качественных помощниках. Выход был найден – в создании районного родительского комитета. 13 добровольных помощников вместе с правом совещательного голоса получили на конференции и удостоверения с возложенной на них «главной задачей лидера» — не дать умереть надежде. Надежде на то, что наши дети благодаря всем предпринятым ключевым изменениям в ближайшем будущем перестанут вздрагивать от одного упоминания ЕГЭ, а их учителя обретут-таки счастье, суть которого, как сказал один из великих, не в том, чтобы делать то, что хочется, а хотеть это делать.
КЛЮЧЕВЫЕ ФРАЗЫ
Само понятие «конференция» подразумевает некоторое количество выступающих, плюрализм мнений, диалог… Августовская педагогическая не была в этом плане исключением. Все атрибуты совещательности, обмена мнениями и информацией присутствовали. Для краткости приведу ключевые фразы из выступлений:
В.Н.Куликов, депутат областного ЗС: «Наше будущее не столько зависит от Стабилизационного фонда и цен на нефть, сколько от работы доброго, хорошо образованного педагога».
Е.Н.Королева, председатель Вязниковской окружной профсоюзной организации работников народного образования: «Когда вводится новая система оплаты труда, роль профсоюза возрастает».
Т.Г.Кузьмина, главный специалист департамента образования администрации Владимирской области: «73 процента детей Вязниковского района заняты в учреждениях дополнительного образования. Это самый большой показатель не только по области, но и по России… Дополнительное образование – образование без каникул и оно – в сфере муниципальной ответственности».
Е.М.Виноградов, Глава Вязниковского района (отвечая на вопрос о поставке продуктов в школьные столовые): «Много проблем с закупкой продуктов. Встречаются авантюристы, которые выигрывают конкурсы, а потом перепродают свое право…Закон о поставке не позволяет сегодня покупать продукты, как раньше, у того, кто ближе, у кого дешевле… в результате мы имеем то, что имеем.
Мы продолжим создание в городе и в районе детских спортивных площадок. В следующем году начнется строительство спорткомплекса с 25-метровым бассейном в районе «Север».
С 1 сентября будет повышена заработная плата не только учителям, но и работникам дополнительного и дошкольного образования».
ПРИМЕРЫ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
У августовской педагогической конференции есть уже отработанная годами схема. Она меняется временами, обрастает новыми традициями, но одно остается неизменным – процедура награждения работников образования. Ее ждут, пожалуй, не меньше, чем доклад начальника управления образования.
Вот уже третий год, с тех пор, как заработал нацпроект «Образование», на сцену поднимаются директора «школ-миллионеров». В этом списке пополнение: школы №4, №6 и Степанцевсая средняя общеобразовательная школа, как и в плеяде учителей, получивших Грант Президента: С.А.Большакова, учитель русского языка и литературы Буторлинской школы, Е.В.Казакова, учитель иностранного языка школы №3, М.В.Осетрова, учитель начальных классов Никологорской СОШ, М.М.Панкратова, учитель химии школы №3, С.А.Прохорова, учитель ИЗО Мстерской СОШ. Два педагога в этом году были удостоены Гранта Главы района: Д.В.Алексеев, учитель ИЗО Пивова-ровской школы и Т.А.Корнеева, учитель начальных классов школы №9.
Награждены знаком «Почетный работник общего образования»: Л.С.Голубева, заведующая детским садом №29, С.Н.Зеленцова, учитель истории Мстерской школы, В.А.Максимова, руководитель театра моды «Гармония» школы №2.
На сцену приглашались также руководители образовательных учреждений, премированных за хорошую подготовку к началу нового учебного года или, как сказала Г.Н.Рогова, «поразивших приемную комиссию». В этом списке – «школа-конфетка» — №9, «похорошевшая на глазах» — Нововязниковская СОШ, «традиционно всегда готовая» — Вязовская, «отвечающая современным требованиям безопасности и эстетики» — школа №3, «теплое и хорошо обустроенное детское учреждение» -детсад №29, «второй год подряд премируемый» — детсад №30 и детский сад «Лучик» (п.Лукново) с «пищеблоком – примером для подражания».
В церемонии награждения были еще и грамоты Министерства образования и науки, администрации Владимирской области, Главы Вязниковского района и департамента образования. И для каждого, поднимавшегося на сцену, Г.А.Рогова находила отдельные слова благодарности и признательности, не давая процедуре «засохнуть», наполняя ее живой свежестью и яркими красками. А саму конференцию взрывом эмоций обогатил приготовленный, как всегда напоследок, «сюрприз» — выступление дуэта «Баян-Микс», обладателя кубка мира по игре на баяне.
ПРЕОБРАЖЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Замечательно сказал В.Сопиков, настоятель Свято-Покровского храма в своем благословении педагогического сообщества на начало учебного года. Протоиерей напомнил, что школе мы доверяем самое дорогое, что у нас есть — своих детей в надежде, что там они не только получат образование, но и окрепнут духом, и там им помогут найти себя в этой жизни. По сути, миссия учителей сродни творению Божественного Преображения.
И пусть это преображение будет качественным.

Н.БАРЫБИНА.
ФОТО АВТОРА.
НА СНИМКАХ: церемония награждения лучших, районный родительский комитет.

Поделиться новостью

Добавить комментарий