Рожденный ползать может летать!
— …651, 652, 653, кольцо! Есть кольцо! Купол! Есть купол! Чека! Есть чека! Теперь все проходит в штатном режиме. Я лечу! — Именно так в большинстве случаев начинается прыжок с парашютом.
Нельзя сказать, что мечтал сделать это с самого детства, идея появилась сравнительно давно, появилась и раз от раза напоминала о себе, не давая покоя. Дело тут было вовсе не в романтике или мечтах, даже не в адреналине. Хотелось просто испытать себя, проверить, как сработаю в экстремальной ситуации, какие мысли родятся потом в голове, проверить, изменятся ли взгляды на те или иные вещи. Именно так все и было: философски и глобально…
Спортсменом себя никогда не считал, впрочем, за то, что возникнут какие-либо трудности со стороны здоровья, опасений не было, оставалось лишь настроиться психологически. И вот решил – прыгну.
Но решение решением, а его практическая реализация – совсем другое дело. Это притом, что во всей Владимирской области в настоящее время нет ни одного аэродрома, который бы предоставлял любителям такие услуги. Владимирский аэродром не прошел сертификацию, о киржачском или вязниковском и вовсе говорить не приходится. Однако, может быть и не решился бы прыгнуть, если б не знал о существовании отряда парашютистов, который вот уже два года при поддержке местной администрации работает в Вязниках. Члены отряда – 16 юношей и девушек в возрасте 16-18 лет, все — заводные непоседы, многие из которых в будущем хотят связать свою жизнь со службой в рядах вооруженных сил.
— Если бы не блеск в глазах ребят и не личная поддержка Главы района Евгения Виноградова, не вернулся бы в парашютный спорт – отмечает тренер юных десантников, мастер спорта, человек, за плечами которого более трех с половиной тысяч прыжков, Владимир Александрович Каримов. – В 1998 году вышел на пенсию, еще тогда подумал, что все, на моей голове седых волос предостаточно, но не вернуться не мог.
Начиная с апреля-мая почти каждую неделю, один, а то и по нескольку раз, ребята проходят тренировку. Благо необходимая база для этого сохранилась. На вязниковском аэродроме аэроклуба РОСТО есть и специальная тренировочная вышка высотой около 15 метров, и корпус самолета, и класс с подвесными системами, нет только одного – техники, которая могла бы поднять парашютистов в воздух. Вот уже который год подряд на аэродроме бок о бок стоит с десяток списанных вертолетов, ждут, когда решится вопрос с дорогостоящими запчастями, землёй и бумажной бюрократией. Единственный оставшийся Ми-2, для прыжков с парашютом не годится, да и он тоже не на ходу, хотя формально еще не списан. Поэтому прыгать приходится не дома. Ближайший аэродром – почти в ста пятидесяти километрах – в нижегородском Богородске. Именно туда, а не в областной центр, в этом году стали ездить наши парашютисты. Богородск, кстати говоря, теперь встречает гостей не только из Вязников, но и Мурома, Владимира, Н.Новгорода и даже Казани.
Чтобы прыгнуть, нужно пройти хотя бы две тренировки, в ходе которых предстоит познакомиться с устройством парашюта, отработать необходимые приемы поведения в воздухе, уяснить технику приземления. Все это, в том числе и сам прыжок, для членов отряда не стоит ни копейки, пришлым со стороны приходится слегка раскошелиться. В прошлом году прыжок стоил 700 рублей, в этом — уже 1100, именно такую цену устанавливает Богородск, мол, топливо дорожает…
Впрочем, это меня не остановило. Дважды потратить пару-тройку часов послерабочего времени и часть зарплаты было хоть и ленно, но не жалко.
Меня и еще четверых «платников» отряд парашютистов встретил радушно. Ребята помогали и подсказывали, мы же слушали и учились, ведь за плечами каждого из них уже более десятка прыжков, такого порой не удается «напрыгать» даже в армии.
Парашют марки Д-6, именно на нем и предстояло совершить спуск, — один из самых безопасных в своем роде. Если в первые три секунды не дернуть за кольцо и не раскрыть купол вручную, то уже через пять секунд это проделает автоматика. Если что-то пойдет не так и возникнет внештатная ситуация, у парашютиста всегда есть возможность воспользоваться запасным куполом, если же по каким-либо причинам «десантник» не сможет выполнить и это, на высоте 400 метров запасной парашют раскроется сам, опять же автоматически. Но на технику, какой бы умной она ни была, до конца рассчитывать все же не стоит, опасных моментов в воздухе может возникнуть бесчисленное множество. По сему необходимо владеть элементарными навыками – уметь разворачиваться по сторонам, при необходимости управлять положением купола, «расходиться» с другим парашютистом, если он, не дай Бог, окажется на опасном расстоянии. Не стоит забывать и про финальную часть полета – приземление. Все это на занятиях с помощью тренажеров необходимо проделать десятки раз. Парашютизм относится к спорту с повышенной травмоопасностью. В свободном падении парашютист преодолевает в среднем 30 метров в секунду, при раскрытом куполе – 5 метров. Общая высота составляет всего километр, и времени на все про все остается в обрез, второго дубля, чтобы переделать все «как надо» не будет.
Однако страха я не испытывал даже по прибытию на аэродром. Легкое волнение проскочило, когда услышал гул самолета. В народе его именуют кукурузником, летчики ласково называют «Аннушкой», конструкторы — АН-2. Как бы там ни было, этот легкий самолет до сих пор остается одним из самых надежных и практичных воздухоплавателей, которые используются для десантирования парашютистов-любителей. Он должен был поднять в воздух и наш отряд.
Но чтобы получить личный парашют и попасть на борт, необходимо пройти несколько этапов подготовки непосредственно на аэродроме. Вне зависимости от уровня знаний с «перворазниками», так называют тех, кто решился прыгнуть с парашютом впервые, тщательно работают опытные инструкторы. Сначала – полуторачасовое занятие в классе, затем — на тренажерах, потом — медкомиссия. В завершении каждый новичок персонально сдает экзамен. Не ответил на вопросы инструктора, не правильно сориентировался на тренажерах в учебной ситуации, — жди следующих выходных, в самолет ни за какие деньги не допустят, жизнь дороже…
Для тех, кто уже хоть раз прыгал, предстартовая подготовка также предусмотрена, правда, по сокращенной программе – без теоретической вводной. Не без гордости пришлось наблюдать интересную картину: после общего построения, а желающих покорить небо в тот день со всех волостей собралось около 70 человек, нижегородский инструктор громко объявил: «Кто из Вязников, выйти из строя!». Из строя вышли, оказалось, что вязниковцев в Богородске хорошо знают, они тренируются по еще более упрощенной схеме. Опытные…
И вот последние моменты. Парашютистам назначают очередность, с которой они будут стартовать на высоте, летчики «разогревают» самолет, инструкторы проверяют, правильно ли закреплены все системы, затем просят оставить автограф в летном журнале. С этого момента вся ответственность за неправильные действия, в том числе и возможные травмы во время прыжка, возлагается на парашютиста и ни на кого более.
Одновременно АН-2 может взять на борт до 12 парашютистов. Вязниковский отряд разбивают на два взлета. В полной экипировке мы идем к самолету…
В тот момент, когда дверь «лайнера» захлопнулась, и он начал набирать скорость, а затем и высоту, пришло полное осознание всего происходящего. Под крылом – лишь живописные пейзажи, бесчисленные тонны воздуха, всесильные потоки ветра и ничего больше! Почти тысяча метров! Назад дороги нет, приземлиться вместе с самолетом уже не получится! Время словно сжалось и с ускорением начало тиранически бежать вперед, не оставляя никаких шансов на размышления, разглядывание раскинувшихся под фюзеляжем просторов и, уж тем более, на философствования.
Внешне самые беззаботные на борту – это инструкторы, пытаясь всячески взбодрить «перворазников», они шутят и в то же время еще раз напоминают обо всех действиях, которые предстоит совершить в первые мгновения прыжка. Сейчас это самое важное.
Уже через несколько десятков секунд там, на земле, как и положено по технике безопасности, нас будут ждать спасатели и инструктор. Но эти несколько десятков секунд и есть то, о чем мечтали люди тысячи лет, а некоторые продолжают мечтать всю жизнь и поныне.
Хлопок по спине. Пошел! …651, 652, 653 – прошло три секунды. Кольцо! Есть кольцо! Я лечу!…
Что мы знаем об окружающем нас мире? Лишь то, что земля круглая, небо голубое и оно высоко. Что мы видим каждый день? Работу, привычную домашнюю обстановку, соседей, начальство, семью, друзей. Наши дни, как бы мы это не замечали, во многом походят один на другой. Они, словно отдельные картинки из мультфильма, одна сменяя другую, мелькают на большом экране кинотеатра. Все почти одинаковые, а в итоге получается плавное движение. Но что будет, если остановить пленку, оставить мягкие, но скучные кресла и выйти за стены кинозала, вдохнуть полной грудью свежего воздуха? Мы увидим, что мир трехмерен, что все вокруг наполнено не темнотой, а светом! Все люди имеют такую возможность, более того они просто запрограммированы на это и многие из них так и поступают, только вот действуют иногда по-разному. Кто-то идет через наркотики, алкоголь, убийства, тем самым, создавая себе еще один кинотеатр – иллюзорный, а кто-то занимается спортом, испытывает и тренирует с самого раннего возраста свои тело и дух. Стоит ли говорить о том, кто из этих людей более счастливый?
Не стоит также упоминать и о том, что Вязники славятся летными традициями особенно. Через вязниковскую летную школу за всю её 75-летнюю историю прошли тысячи летчиков и парашютистов. То были славные годы, потом наступило забвение. Но времена, похоже, меняются. Только за это лето, благодаря усилиям В.А.Каримова, подняться в небо смогли более 40 вязниковцев, сезон закончится уже через месяц, а люди всё продолжают идти. Если так будет и дальше, то в следующем году многим придется просто отказывать. Местная власть парашютистов поддержала, предприниматели пока молчат. Вместе с тем сотрудники Вязниковского аэроклуба просто уверены: инвестиции в эту сферу бизнеса были бы не только своевременными и полезными для района да и всей области, но в ближайшие годы стали бы приносить прибыль.
Как бы там ни было, со своими планами на следующий летный сезон вязниковский отряд парашютистов уже определился: нужно во чтобы то ни стало вернуть двадцать с лишним парашютных комплектов из Владимира, куда они некогда были отданы в аренду. Теперь на родине парашюты нужнее. Если все удастся, то «Вязники» в ближайшем времени будут летать на своих куполах, а это значит, что еще несколько десятков человек смогут обнять небо и запомнить навсегда, что рожденный ползать может летать…
Андрей РАТНИКОВ
Фото автора
ShiShaN
says:Андрей, кинь мне пожалуйста остальные фотки на мыло Sh_i_Sh_a_N@mail.ru