«Оплатим линолеум — только возьмите наших детей»
В дошкольных учреждениях Вязниковского района появились квоты для детей тех родителей, которые помогают детсадам материально. Управление образования вынуждено прибегнуть к такой мере вследствие непродуманной демографической политики государства постперестроечных времен.
В конце XX века множество детских садов было закрыто, а их здания распроданы или заброшены. Сегодня, с ростом рождаемости, потребность в них неуклонно возрастает. Муниципальные власти и рады бы вернуть все на круги своя, но сделать это уже не так-то просто. Вязниковский район — не исключение.
«Выжившим» детсадам, которые зачастую не могут похвалиться богатой материальной базой, приходится идти на то, чтобы использовать сложившийся дефицит мест для улучшения своего материального положения. Родители недовольны: им кажется, что, оказав спонсорскую помощь учреждению в обмен на обязательство устроить их ребенка на дополнительное место, они тем самым невольно способствуют процветанию взяточничества… Подобные жалобы поступали, к примеру, из
п. Мстера, на что сам глава администрации района Евгений Виноградов дал ответ: нет, это не взятка, а официальные средства, которые поступают на расчетный счет, контролируются соответствующими органами и в итоге позволяют детсаду зажить получше. Управление образования района просто вынуждено планировать по два места в каждом мстерском садике для тех, кто способен стать спонсором. Хотя в том же поселке Мстера пустует здание бывшего детсада — вопрос о том, как его использовать, купившая его в свое время частная структура так и не решила.
Подобная ситуация сложилась и в Никологорах. В детском саду «Малыш» тоже наблюдается «перебор» детей. И неудивительно — он теперь один на весь поселок. А когда-то для каждого предприятия было делом чести иметь свои ясли-сады. Да и в окружающих деревнях для них находилось место — в Воронине, Ерофееве… От работницы «Малыша» довелось услышать такое признание: «Одному жителю надо было устроить дочку в садик — так он помог нам сделать отопление. Вот так вот крутимся-вертимся». Действительно, материальная база здесь оставляет желать много лучшего. Старую стиральную машину «Ока» для детсадовской прачечной кто-то из персонала принес из дома, а по нормативам обязательно надо иметь хотя бы одну современную машину-автомат. Предписание о приобретении электроплиты за 40 тысяч рублей было дано еще год назад, но воз и ныне там, а имеющаяся плита на грани остановки. Прямо-таки необходима на кухне и жарочная сковорода… Так стоит ли удивляться, что щедрым родителям идут навстречу? Те на собрании так и сказали руководству детсада: «Мы согласны вам оплатить и линолеум, только возьмите наших детей». Так в группах появились «лишние» дети, а на полу — новое покрытие.
Рождаемость в Никологорах, как и в городе, растет. За первое полугодие на свет здесь появилось 22 ребенка. В «Малыше» сегодня пять групп, в них — 104 воспитанника. «Еще бы парочку групп открыть», — мечтают в администрации поселка. Здесь также в начале 90-х годов был закрыт хороший садик — у родителей в то тяжелое время тогда не было средств, чтобы оплачивать содержание своих детей в детском учреждении, и они предпочитали оставлять их дома. А вот теперь приходится думать о восстановлении этого или какого-то другого, свободного сейчас, здания.
В самих Вязниках дела обстоят не лучше. В некоторых микрорайонах с местами такая «напряженка», что родители невесело шутят: скоро придется занимать очередь в ДОУ до рождения ребенка.
Тем временем в центре города много лет в буквальном смысле слова пропадает здание детсада № 2. Закрытый по причине недостатка детей, он был заброшен, и «предприимчивые» граждане занялись откровенным мародерством — выносили из него все что можно, и в первую очередь — «начинку» из металла. В свое время из Свято-Благовещенского женского монастыря, находящегося в непосредственной близости от садика, поступило предложение: организовать здесь детский приют или православную гимназию. То ли средств не хватило, то ли были иные причины, но задуманное так и не было реализовано. И вот снова возникла потребность в садиках. Администрации района удалось договориться с монастырем о возврате прежней собственности, управление образования района стало готовить документацию о восстановлении детсада в его прежнем качестве. Главной проблемой, как ни странно, оказалась организация подъезда к детскому учреждению. Выяснилось, что разделить общую с монастырем территорию довольно проблематично. Да и само восстановление потребует немалых средств.
Опустевшее и разворованное здание соседние жители давно превратили в помойку. Но отступиться — значит, снова наступить на «грабли» некомпетентности и недальновидности!
Марина НИЗОВКИНА.