Так ли необходимы Никологорам две школы?
Некоторое время назад по посёлку Никологоры пошли разговоры, что одна из двух имеющихся там школ будет закрыта. Нашлись люди, которые пытаются доказать, что лишать посёлок основной общеобразовательной школы и оставлять только среднюю общеобразовательную (СОШ) – неправильно. Недовольство родителей, привыкших, что дети ходят в школу поблизости, понять можно. Но так ли плохо на самом деле обстоят дела? С этого мы и начали наш разговор с директором Никологорской СОШ, заслуженным учителем России Альбиной Григорьевной Алексеевой.
— Вопрос о закрытии не стоит, речь идёт о слиянии двух школ. Наша была открыта в 1992 году на 840 мест. Сейчас у нас 453 учащихся. Когда мы переходили из старой школы, то делили детей. В том районе в то время их было 300, сейчас там осталось менее 140. С переходом на новое, подушевое финансирование, чтобы выжить, в одном посёлке, наверное, есть смысл иметь одну школу. У нас наполняемость должна быть как в городе – 25 учеников в классе. У нас сейчас – 19,7 человека, в той школе – 16. Поэтому взять тех детей к нам – в этом проблемы нет. Наша школа имеет автобус, на 2009-2010 учебный год запланирован ещё один, так что мы можем осуществлять подвоз. Уже сейчас мы возим детей в деревни Воронино, Ерофеево, Маловскую.
Действительно, трудно не согласиться с тем, что две школы для одного, не самого большого посёлка, — излишняя роскошь. Тем более, что учиться в Никологорской СОШ – достаточно престижно. В 2006 году по нацпроекту «Образование» школа получила грант губернатора в 900 тысяч рублей и грант администрации района в 100 тысяч рублей. Традиционно здесь всегда было много медалистов. В прошлом году – восемь человек (одна медаль – золотая), бывало и по девять. Вот этот год «подкачал» — всего две серебряных. По словам Алексеевой, могло быть и три, но у девочки-претендентки только что случилось в семье большое горе. А тут — ЕГЭ, что само по себе, по утверждению многих, является серьёзным стрессом. Экзамен выпускница сдала, но медали лишилась, чего не случилось бы, будь это традиционное испытание. Так что можно сказать, что ЕГЭ – не всегда благо. Хотя 11-классники, которые выбрали его по устным предметам, справились с экзаменом успешно и практически все подтвердили свои знания. Более того – некоторые показали даже лучшие результаты, чем в течение года. Математику ребята сдали слабее, чем планировал педколлектив, но не хуже, чем в школах города и района. В этом году пробные ЕГЭ по русскому языку и математике сдавали и 9-классники – 68 человек. С математикой справились успешно практически все. Неплохо обстоят дела и с русским языком, но два человека направлены на пересдачу.
Как свидетельствует статистика, далеко не всегда медалисты подтверждают свои знания при поступлении в ВУЗы. Но этого нельзя сказать о никологорцах. Все до одного ребята поступают учиться – в Нижегородскую и Ивановскую медицинские академии, во Владимирский политехнический университет, Ковровскую технологическую академию. С последним учебным заведением у школы, как и у здешнего лицея-36, связь особая. Сейчас там обучается около 70 человек из Никологор. Заканчивают её ребята, как правило, успешно, уже на третьем курсе зачастую зная, где они будут работать.
Прочные знания школьников, в первую очередь, зависят от того, насколько сильны в своём предмете учителя. А здесь Никологорской школе тоже есть, чем гордиться. Педагог начальных классов Марина Валерьевна Осетрова в этом году стала обладательницей Президентского гранта. В области она на седьмом месте – и это при том, что на высокие позиции в таком конкурсе учителю начального звена пробиться, как говорит практика, не так-то просто. Ещё один повод для законной гордости – успех преподавателя математики Альбины Петровны Есиной. В апреле она стала одной из победительниц Всероссийского конкурса школьных учителей физики и математики-2008 Фонда некоммерческих программ Дмитрия Зимина «Династия» в номинации «Наставник будущих учителей». Во Владимирской области таких всего семь человек, причём пять – из города Владимира, один – из Гусь-Хрустального. А тут – учитель поселковой школы. Победа оценена грантом в 35 тысяч рублей, к тому же в последние дни июня Альбина Петровна приняла участие в четырёхдневном научном симпозиуме, состоявшемся в Москве. Всё пребывание, включая дорогу, оплатили организаторы.
Никологорская школа работает в направлении предпрофильной и профильной подготовки. У неё старые, налаженные связи с местным профессиональным лицеем №36. В школе два профильных класса – технический и индустриально-технологический. В техническом, который как раз и имеет непосредственное отношение к лицею, дети не первый год приобретают профессию. А в итоге на выпускном вечере вместе с аттестатом зрелости получают свидетельство о том, что они могут работать оператором компьютера. Вручает его директор лицея Владимир Лопухов.
— Но это не всё, — продолжает Альбина Григорьевна. – Мы планируем обучение ещё ряду профессий. Потому что считаем, что не только учёные нужны нашей стране, но и рабочие, и многие другие специалисты. Надеемся, что благодаря лицею наши дети будут обучаться дизайну ландшафта. Кроме того, мы поддерживаем связи с предприятиями, где ребята проходят практику. И есть результаты – две девочки, поработав на швейной фабрике, остались на ней трудиться и после школы. А в ВУЗах обучаются заочно.
Трудом заняты учащиеся и в летний период. В лагере при школе создана строительная бригада, которая оказывает помощь не только своей «alma mater», но и близлежащим школам – Галкинской, Шатневской, а также детсадам «Малыш» и «Алый парус», занимаясь благоустройством территории, покраской.
Экспериментом для Никологорской школы стал в своё время приём в штат 10 педагогов дополнительного образования, которые до этого работали в Центре внешкольной работы. С тех пор она является школой полного дня. Вечерние часы отданы работе кружков, которых здесь очень много – кто-то работает по дереву, кто-то играет в шахматы. Слава студии «Домашний калейдоскоп» вышла далеко за пределы посёлка. С коллекцией платьев, сшитых и вышитых своими руками, девочки выезжали даже в областной центр и другие города. Раньше, правда, была проблема с материалами. А благодаря тому, что школа получила гранты, во многом удалось поправить материальную базу. В том числе, были закуплены ткани для модельной студии. Да и дискотеки, вечера теперь проводятся непосредственно в школе, со своей аппаратурой – раньше для этого приходилось прибегать к помощи Дома культуры. На 60 тысяч куплено художественной и методической литературы, пополнен компьютерный класс, заменены мебель, линолеум. А вот телевизор, приобретённый за 60 тысяч рублей, настолько огромен, что пока даже не нашли места, куда его повесить – приходится носить туда-сюда по мере необходимости.
Вместе с Альбиной Григорьевной совершаем небольшую экскурсию по школе. «В этой комнате работал психолог, сейчас здесь площадка, — поясняет директор. – Вот эти шторы в актовом зале сшиты девочками студии «Домашний калейдоскоп». Здесь – мастерские, столовая». В её словах – и любовь, и гордость за школу, желание сделать её ещё лучше. И сомневаться не приходится – с таким руководителем и коллективом так и будет.
Марина НИЗОВКИНА.
Фото автора: школа, А.Г. Алексеева, комната психолога, школьный автобус.