Большая родня
На днях пришло сообщение, что Указом Президента Российской Федерации супруги Шмонины, Николай Иванович и Валентина Алексеевна, награждены высокой государственной наградой – Орденом Дружбы за заслуги в воспитании детей и укреплении семейных традиций.
Они начали свою подвижническую деятельность одними из самых первых во Владимирской области, в 1990 году, тогда еще в статусе семейного детского дома. На сегодняшний день это самая титулованная приемная семья Вязниковского района. В 2002 году семья Шмониных была награждена орденом Благоверного царевича Димитрия «За дела милосердия». В их дом в поселке Лукново приходят правительственные телеграммы. Вот и на днях почтальон принес одну такую от академика, известного писателя, Президента международной ассоциации детских фондов, Председателя Российского детского фонда Альберта Лиханова. А в ней – поздравление с высокой наградой.
Кстати, это Альберту Лиханову принадлежат слова «Сироту пристроить, что храм построить». Если так, то на счету супругов Шмониных 15 «храмов», 15 взятых под семейное крыло брошенных птенцов. У каждого из пятнадцати – своя горькая история за плечами, свой тяжкий жизненный опыт. Помочь его, если не забыть, то хотя бы оттеснить добротой и заботой – непростая задача приемной семьи.
Замечательно то, что Николай Иванович и Валентина Алексеевна приемных детей не выбирают, а принимают в свою семью самых трудных, которые нигде не могут прижиться. В отделе опеки и попечительства про них так и говорят: «Наша палочка-выручалочка». Если ребенка некуда деть, если его никто не берет, отказываются детские дома и интернаты, звоним Валентине Алексеевне: «Христа ради…»
Вот один из примеров: проблемный подросток, 17 лет, сложный, закончил Мстерскую вспомогательную школу, дальнейшая судьба невнятна, в приют не проходит уже по возрасту, никому не нужен… Супруги Шмонины умудрились сотворить очередное чудо, сделав за месяц для подростка больше, чем вспомогательная школа за 7 лет. Валентина Алексеевна и о пенсии начала хлопотать, и о жилье, на лето в лагерь устроила. Пригревшись у семейного очага, пацан сказал: «Я буду у них всегда жить. Мне у них нравится». Всегда ли все так радужно? Так уж все хрустально в мире приемной семьи? Нет, конечно. За 18 лет борьбы с последствиями чужой безответственности и жестокосердия приемная семья супругов Шмониных познала всякое. И горечь неудач тоже ей ведома. Они этого и не скрывают. Но самое главное — они хотя бы пытались, они боролись за каждого ребенка: и по ночам по поселку бегали в поисках «загулявших», и к наркологу возили, и с бродяжничеством воевали, и с болезнями разными неприятными.… Были и моменты отчаяния, усталости. Но радости, гордости все же больше. Все без исключения дети, вне зависимости от результата, все их 15 приемных детей стали своими. Валентина Алексеевна так и говорит: «Я детей грею и сама около них греюсь».
Многие из 12 уже выращенных детей, достигших совершеннолетия, разъехались по разным городам для продолжения учебы, четверо создали свои семьи, так что Шмонины уже – бабушка и дедушка. Связь, несмотря на время и расстояния, не прерывается: звонят их «птенцы», пишут, приезжают, продолжают обращаться за советом к приемным родителям.
Повар, мастер мебельного производства, каменщик, автослесарь, сварщик, психолог-социолог, лесник, овощевод, механик, портной.… Всем детям постарались приемные родители дать специальность, профессию, привить жизненные и трудовые навыки. С каждым ребенком изобретали они свои педагогические приемы. Один учится без принуждения, другой никак в школу ходить не хочет. Прибегала в таких случаях Валентина Алексеевна и к денежному поощрению: будешь ходить в школу, я тебе платить буду – 60 рублей в неделю, если без прогулов. Результат первой недели «эксперимента» — материально-заинтересованный прогульщик 20 рублей сдачи приемной маме вернул, признавшись в двух прогулянных днях. Это была маленькая, но победа, за которой последовала следующая с заявлением: «Что я хапуга какой? Не надо мне платить, так ходить буду».
Эти ежедневные крошечные, порой постороннему глазу и незаметные успехи превращаются в итоге в большое, просто огромное благотворение. Это и есть тот «волшебный и совершенно нематериальный ресурс России», о котором говорит А.Лиханов. Этот ресурс не из земных недр, а из людских душ, больших и неистощимых своей щедростью, таких как у Николая Ивановича и Валентины Алексеевны Шмониных.
Н.БАРЫБИНА.
Фото из семейного архива Шмониных.