Фатьянов – и тут на особицу!
Эта идея, этот проект, как сейчас говорят, родились у меня в городе Вязники, когда проходил ХХХIV Фатьяновский праздник поэзии и песни. Снова звучали над Клязьмой и бывшей царской слободой старинные напевы, задушевные песни классика советской песни и новые творения мастеров жанра. Увы, последних- становится все меньше. Невольно терзаешься: почему такое происходит? Как нам сохранить лучшие традиции поэтической песни, в основе которой – настоящие стихи и неповторимая авторская интонация?
Общеизвестно, что более всего национальный характер на русской равнине выражается в песне — народной, поэтической — авторской, как ее сегодня называют. Что в реальности? Народная песня каленым железом выжигается на главных фестивалях и телеплощадках. Мне кажется, на телеэкран выпускаются сегодня только те, кто предал русскую песню — ее напевность, задушевность, высокое нравственное содержание. Да просто смысл, в конце концов.
Как филолог и фольклорист сделаю одно важное замечание: песни Украины и юга России сильны своей мелодичностью и игровой основой, песни Центральной России, яркими сынами которой являются Есенин, Рубцов, Фатьянов, — сильны своим поэтически-образным рядом, где напев сливается с выразительными словами. Недаром лирическая, так называемая авторская песня, о которой Толстой сказал: «Это когда поется с убеждением, что главное в песне – слова», родилась в Московской губернии, куда входила и Вязниковская слобода.
Так откуда же она, московская авторская песня? Кто ее предтечи, прародители, первые создатели, мастера жанра? Многие поклонники и даже теоретики этого жанра выстраивают такой ряд: предтеча — Вертинский, а потом — барды-шестидесятники: Визбор, Анчаров, Окуджава, Высоцкий.. Кстати, для меня всегда было загадкой: почему барды, а не менестрели (что точнее) или мейстерзингеры (что еще точнее, но труднее в произношении)?
В Малороссии странствующих исполнителей народных песен и дум называли лирниками, что, по-моему, является самым точным и по-славянски образным названием. Еще молодым я писал в песне: “Не лириком хочу быть — просто лирником, дорогой утолять свою печаль…”. Самое поразительное: усилиями советских бардов как бы уничтожались традиции русской авторской песни. А ведь ей – два века! Итак, кто же они, первые лирники, творившие задолго до Вертинского, кто приближал безликую песенную лирику к личностной исповеди сердца?
Мы не будем углубляться в седые времена и напоминать доказанное: “Слово о полку Игоре” исполнялось как ритмизированная поэма-песня под гусли, а ведь безвестный автор опирался на такой же опыт и дар легендарного Бояна. Первым, кто создал истинно популярную, любимую во всех слоях и повсеместно исполняемую песню был преподаватель Московского университета Алексей Мерзляков, создатель “Песни” (“Среди равнины ровныя…”). Юный поэт из Пермской губернии был переведен в гимназию при Московском университете, а по окончании ее — оставлен при кафедре красноречия, стихотворства и языка.
Степенный преподаватель словесности, а потом и декан факультета был влюблен в А.Ф. Вельяминову-Зернову и почти все свои лучшие, дошедшие до нас песни создал в ее подмосковном имении Жодочи (нынешний Наро-Фоминский район), о чем свидетельствует автор и составитель первого русского песенника в современном же понимании — талантливый московский поэт и песнетворец Иван Дмитриев. По свидетельству современников, “большую часть своих романсов и простонародных песен” Мерзляков написал с 1808 по 1812 год, а «Среди долины…» — в 1810 году. Это и дает нам право заявить: московская авторская песня в современном понимании родилась 200 лет назад.
Так что возрожденной в Москве древнерусской песенной традиции — поющий поет о себе, а слушатель о себе же слушает, передавая песню дальше — два века! Ну а дальше -покатился снежный ком…
Актерская песня тоже родилась на Московской земле. Романс актера и песельника Николая Цыганова, современника Пушкина, “Не шей ты мне, матушка, красный сарафан…” сразу стал знаменитым. Были и другие актеры, кроме Цыганова, и даже актрисы, писавшие песни. Автором известнейшей песни “Вечор поздно из лесочку”, вероятнее всего, является Кузнецова-Горбунова Прасковья Ивановна (по сцене Жемчугова, в замужестве Шереметьева) — легендарная Параша Жемчугова.
Интересно, что Герцен опубликовал авторскую солдатскую песню самого Льва Толстого, даже не представляя себе, что граф может создать столь народные куплеты: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». В первой публикации издатель “Свободных русских песен” сделал приписку: “Эти песни списаны со слов солдат. Они не произведение какого-нибудь автора, а в их складе нетрудно узнать выражение чисто народного юмора”. Чтобы развеять это лестное мнение, Лев Николаевич споет свою «Солдатскую песню» в Лондоне, в семье Герцена, аккомпанируя себе на фортепьяно и развеивая всякие сомнения, кто ее автор.
Но, конечно, первым и первостатейным автором и исполнителем своих песен под гитару был Аполлон Григорьев. Об этом свидетельствуют авторитетные современники — от Полонского до автора “Истории семиструнной гитары” Стаховича. Афанасий Фет так характеризовал исполнение Григорьевым своих стихов, в том числе знаменитой «Цыганской венгерки» из цикла «О, говори хоть ты со мной…»: «Он собственно не пел, а как бы пунктиром обозначал музыкальный контур пьесы». Пьесами тогда назвали законченное стихотворное произведение. Это ведь характеристика исполнения стихов под гитару!
Потом традиция была подхвачена многими поэтами. Лидия Сейфулина вспоминала, как пел под гитару Сергей Есенина: «У него была русская манера пения: это когда поётся с убеждением, что главное в песне – слова». Главное – слова! Это девиз поэтической песни. Вот какого фестиваля среди многих бардовских междусобойчиков не хватает – праздника поэтической песни.
Три великих поэта-песенника ХХ века – Есенин, Фатьянов, Рубцов, чьи поэтические строки поют, не зная даже авторства – часто сами напевали свои стихи под гармонь или гитару, дарили мелодии композиторам. Ныне живой патриарх русской песенной поэзии Виктор Боков написал целый цикл песен – и стихи, и музыку. Помню, как однажды я встретил его на Цветном бульваре (напротив редакции «Литературной России» был Центральный рынок) он показал мне томик избранной лирики Фатьянова, вышедший в серии «Художественная литература», и сказал: «Это сейчас моё Евангелие – понял?». То есть, мастер читал песенные стихи глазами и наслаждался. Артистичный Алексей Иванович Фатьянов вообще стоит в этом ряду особняком: ведь он порой дарил композиторам готовую песню не только с поэтическим, но и музыкальным образом, чуть ли не с готовой мелодией!
Как видим, этот ряд имен несколько отличается от привычного перечня основателей бардовской песни – Вертинский, Анчаров, Окуджава, Высоцкий. И они, конечно, поющие поэты, и их песни могут звучать, но предлагаемый Фестиваль помог бы проследить подлинную историю авторской песни, расширить палитру, привлечь авторов-классиков, доказать, что Песня – это живой жанр классической и современной поэзии.
Многие авторы-исполнители продолжают писать песни на стихи Пушкина и Блока, Ахматовой и Цветаевой. Тут есть настоящие открытия, но они неизвестны широкому слушателю. Целый ряд московских фольклорных коллективов и даже рок-ансамблей исполняют не только народные и свои песни, но и произведения классиков или живущих поэтов-современников. Очень многие поющие актеры по тем или иным критериям не укладываются в рамки фестиваля имени А. Миронова, но прекрасно поют романсы на стихи классиков и нынешних поэтов. Наконец, есть современные поющие поэты, пусть и неважнецки поющие, которые не вписываются, как сегодня говорят, в формат многочисленных бардовских фестивалей. Последние, увы, все больше становятся коммерческими проектами (достаточно вспомнить разделение и снижение звучания Грушинского фестиваля). Но ведь в их немудреном исполнении звучат настоящие стихи. Например, Николай Тряпкин, чтобы не заикаться, все свои яркие стихи напевал под один мотив. И как прекрасно звучало!
С идеей организации такого фестиваля я как председатель Фатьяновского комитета и комиссии по песне при Союзе писателей России обратился в Комитет по культуре правительства Москвы. И из всех бардовских фестивалей был одобрен именно этот, посвященный 200-летию авторской песни. Он стартует осенью 2008 года, а будет продолжаться до 2011 года, до 70-летия битвы под Москвой. Думаю, что и вечера памяти Алексея Фатьянова – вязниковца и москвича — прекрасно впишутся в этот фестиваль. На юбилейном ХХХV-м празднике «На солнечной поляночке» попробуем силами гостей сделать такую страницу, посвященную 200-летию авторской песни.
А.БОБРОВ,
поэт, публицист, лауреат премии имени Алексея Фатьянова, обладатель Большой золотой Пушкинской медали.
Фото с сайта http://www.rtvp.ru
valia5155
says:Приветствую всех!
Я — работник отдела краеведения центральной библиотеки г. Рыбинска. Меня интересует все, что связано с именами поэтов-песенников, Вашего земляка Алексея Фатьянова, и нашего — Льва Ошанина.
Поэт Александр Бобров — ученик мастерской Ошанина в литинституте им. Горького — бывал в Рыбинске, и, в частности, в нашей библиотеке на фестивале своего учителя.
Я слышала много лестных отзывов от рыбинских поэтов, и не только от них, о Фатьяновском празднике. Мечтаю побывать на нем. Когда он будет проводиться в нынешнем году? Очень хотелось бы получить ответ на этот вопрос.
С уважением, Валентина Крылова