Ах, Клязьма-речка…
Что возвращает нас в прошлое? Что-то материальное, остро напоминающее о былом, -пожелтевшее от времени письмо, фотография, а иногда и вовсе какой-нибудь пустячок… Просто под руки попалось стихотворение московского поэта, друга семьи Фатьяновых, фронтовика Владимира Матвеева: «Я городов немало видел разных, но мне повсюду сердце говорит о том, что над рекою русской Клязьмой старинный город Вязники стоит…»
Уже не одно столетие несет свои воды Матерь-Клязьма, родная для всех вязниковцев река. В былые времена люди всегда устраивали поселения возле рек, это сейчас они стараются строить жилье у больших дорог. Сколько мы знаем знаменитых торговых путей, казавшихся современникам вечными, которые сегодня канули в Лету. А реки продолжают нести свои воды к морям и океанам. Может быть, именно поэтому реки стали своеобразными символами жизни…
А сколько существует литературных производных от того, что как-то связано с реками: водоворот страстей; омут страданий; жизнь – спокойная, как полноводная река, или бурная и извилистая, как горный поток; плыть по течению или, наоборот, идти против течения. А есть еще и такое выражение: возвратиться к истокам. Чистый речной исток есть очевидное, непреходящее благо.… Не случайно пишут поэты: «… мы жители космического века, а вот не можем все же без реки…».
А мы, вязниковцы, не можем жить без Клязьмы. Клязьма испокон века была судоходной рекой. Жители древнего Ярополча не раз могли видеть, как вниз по быстрине проносились на стругах и ладьях боевые дружины владимирских князей, которые шли в походы против волжских булгар; владимирские купцы вели с поволжскими народами оживленную торговлю. Позднее Клязьма стала важной водной артерией, связывающей наш край со столицей и другими городами. По Клязьме торговые люди отправлялись на богатую Нижегородскую ярмарку. По Клязьме, по Оке вязниковские судовладельцы Понитков, Мыльников и другие плавали в хлебный город Моршанск, откуда привозили рожь, пшеницу, овес, горох и муку. До второй половины 19 века движение грузовых судов на реке осуществлялось с помощью бечевы, позже появились пароходы.
В 1883 году вышла в свет книга Н. Савицкого «Река Клязьма», в которой сказано, что самая важная пароходная пристань находится в уездном городе Вязники… Весной 1864 года по Клязьме с Волги пришел первый пароход «Михаил Макаров», открывший рейсы между Мстерой и Нижним Новгородом. После повреждения днища ему на смену пришел товаро-пассажирский пароход «Маруся», но и он послужил немного. И лишь с 1870 года по Клязьме начал регулярно ходить более легкий пароход «Посыльный».
До революции Клязьма – это был единственный путь для перевозки грузов: по реке возили лес, керосин, щебень. История запечатлела имена крупных судовладельцев того времени: вязниковский судоподрядчик Николаев, муромский судовладелец Качков, южский фабрикант Балин. С каждым годом количество пароходов и интенсивность перевозок возрастали. В 1889–90-х годах по Клязьме ходили «Ундина», «Владимир», «Георгий», «Матвей», «Николай». В первые годы советской власти на Клязьме работали грузопассажирские пароходы «Шторм», «Зорька», «Робеспьер», «Судостроитель» и ряд других буксирных судов. Для их обслуживания в Вязниках открылся технический участок. А поэт Иван Ганабин написал такие строки: «Франтовитый, белый, будто новенький, забасит призывно «Робеспьер», и в ответ ему – по-бабьи тоненько отзовется «Зорька», например…». Да, сколько барж, по воспоминаниям старожилов, краеведов-историков, с самыми разными грузами отбуксировала за свою долгую рабочую жизнь великая труженица «Зорька». А когда началась война, наши суда были мобилизованы в строй пароходов, курсировавших по Оке и Волге. Они перевозили войска, раненых, военные грузы, продовольствие.
Многие вязниковские речники вписали яркие героические страницы в летопись речного флота. Краевед Альберт Каржин в своих мемуарах называет имена вязниковских представителей этой профессии – Алексея Семеновича Монахова, Федора Васильевича Пивикова, Василия Александровича Алексеева. А сколько еще вязниковцев отдали многие десятилетия своей жизни любимому делу – верности родной сударыне-речке Клязьме! Уже нет тех людей, нет тех пароходов, только Клязьма по-прежнему несет свои воды в Оку, отражая в них судьбы людей и маленького городка Вязники.
Река Клязьма течет себе, то затихая на мелководьях, прячась в душистом утреннем тумане, то заигрываясь на поворотах. Клязьма – река скромная, ее подхватывает Ока и устремляется к Волге. Река, люди, город сплетаются воедино и живут в гармонии. Давайте и дальше жить в гармонии с природой и беречь нашу родную Клязьму.
Л. ТОПОЛЕВА.
Фото А.Ратникова