«Где дольше задержалась старина…»
Слово Мстёра часто связывают со словом мастера. И это не случайно: небольшой провинциальный поселок является кладезем богатейших народных талантов, имеет мировую известность как центр лаковой миниатюры, ручной вышивки, художественных изделий из металла. Здесь есть свои композиторы, поэты, музыканты…
Этимологически слово «мстера» восходит к угро-финскому слову с корнем «мета», что означает «черная вода». Некогда на этом месте были дремучие леса, соединяющиеся с легендарными Муромскими лесами. От густорастущих по берегу реки деревьев вода казалась черной. Отсюда и название.
Летосчисление Мстеры принято вести с 1628 года. Это год наиболее раннего, дошедшего до нас упоминания в писцовых книгах Суздальского уезда погоста Богоявленской слободы на реке Мстёре. Так называлось это селение в 17 веке, и являлось оно родовой вотчиной князей Ромодановских. Ромодановские служили в царских приказах. Князь Федор Юрьевич Ромодановский был правой рукой Петра Первого и прозывался «князем-кесарем».
Позднее владельцами слободы в разное время были граф Михаил Гаврилович Головкин, графиня Аграфена Васильевна Панина, генерал Тутолмин. Последним владельцем Мстеры был министр юстиции Виктор Никитич Панин.
Население слободы быстро росло. Если в 1628 году здесь было всего 20 дворов и 70 жителей, то через 18-20 лет — 156 дворов и 435 жителей. В 17 веке в слободе было два домовых монастыря князей Ромодановских: женский и мужской. Богоявленский храм мужского монастыря сохранился до наших дней. Построен он в 1687 году на месте ветхого каменного храма. Церковь женского монастыря во имя Иоанна Милостивого построена в 1809 году на месте деревянной церкви. К этому времени монастыри уже были упразднены и храмы были приходскими. Рядом с храмами располагалась торговая площадь. Сюда во время субботних и сезонных ярмарок стекался народ со всей округи и близлежащих городов. Можно было купить все, начиная с иголки и заканчивая дровами и сеном.
К середине 19 веке во Мстёре было 72 лавки. Торговали и мясом, и квасом, булками, пирогами, блинами, пряниками, всевозможной мануфактурой. Здесь были две мыльные фабрики, две полотняные, одна миткалевая, патошный завод, картофеле-паточный, два кирпичных, кожевенный, множество мастерских иконного промысла, богадельни, харчевни, постоялые дворы, трактиры. В конце 19 века здесь наладилось клееночное производство. Приезжающий сюда не один раз искусствовед Илларионов-Георгиевский отзывался о Мстёре как о довольно зажиточном городе, где «жители одевались опрятно, а большей частью роскошно и были похожи на горожан. Он же отметил одну характерную особенность мстерян — обходительность. Это проявлялось в том, что с каждым незнакомым, прилично одетым человеком мстерец считал непременным долгом раскланяться. Это не было низкопоклонством, это была своего рода галантность обращения с посторонней публикой с целью показать, что они «не лыком шиты, не простые мужики».
Мстера 19 века вызывала большой интерес у ценителей старины, коллекционеров, музейных работников, искусствоведов. Во 2-й его половине здесь побывал Н.А. Некрасов. Его заинтересовали мстерские корбейники, офени и литография И. А. Голышева -подвижника, ученого, литератора, корреспондента, просветителя. И.А. Голышев открыл на свои средства в слободе рисовальные классы с целью улучшения иконописания. Слобода Мстера к этому времени является известным иконописным центром наряду с Палехом и Холуем. Для всей России и православных общин Сербии, Румынии, Болгарии Мстера была поставщиком дешевых икон. По подсчетам 1878 года, из Мстеры для торговли было отправлено 904500 икон «разной величины», в 1879 году еще больше.
На рубеже веков, в начале 20 столетия, слобода Мстера являлась самым крупным иконописным центром во всей России. Искусство ее иконописцев было доведено до высшей степени совершенства. Широкий спектр профессиональных возможностей мастеров позволял им создавать иконы в различных стилях, раскрывать, реставрировать старинную живопись, воспроизводить иконографию памятников древней живописи. Наиболее известными были следующие мастера:
В.П. Гурьянов. Имел иконописную мастерскую в Москве и писал иконы для царского двора. В 1904-1905 годах. собором монахов Трои-це-Сергиевой Лавры ему было поручено реставрировать икону А.Рублева «Троица».
Дикарев М.И., Чириков О.С. «чинили» знаменитую икону 12 века «Владимирская Богоматерь» к коронации Николая Второго. Они также превосходно выполнили точные копии древних икон, с которых был напечатан атлас лучших образцов древнерусской и византийской живописи. В собрании Эрмитажа хранится серия замечательных икон, написанных Дикаревым М.И. и Чириковым О.С. по заказу для Мраморного дворца Санкт-Петербурга.
И. А. Панкрышев имел одну из лучших мастерских во Мстере. В июне 1897 года с благословения и разрешения Высокопреосвященного Сергия — архиепископа Владимирского и Суздальского был отпразднован первый в России 25-летний юбилей существования иконописной мастерской крестьянина слободы Мстеры И. А. Панкрышева.
В честь этого события была выпущена книжечка с такой надписью: «Юбилей 25-летнего существования иконописной мастерской иконописца Императорской фамилии Иосифа Андреевича Панкрышева».
Известными иконописцами — старинщиками были С.А.Суслов, В.О.Шитов.
Из их мастерских выходили мастера со знанием стилей древней живописи и навыками реставрации старинных икон. Работы С.А. Суслова, В.О.Шитова также экспонировались на выставках в Чикаго, Париже, Антверпене, Киеве, Казани.
Список незаурядных мастеров Мстеры можно продолжить и далее.
После революции в Москве были созданы Центральные государственные реставрационные мастерские под руководством Н.Э. Грабаря. Сюда были привлечены и мстеркие иконописцы. Среди них — В.И. Савин, П.И.Цепков, В.О. Кириков, реставраторы Барановы.
В. О. Кириков (1900-1978) был ведущим реставратором советской реставрационной школы. Реставрировал иконы А.Рублева, написанные в 1408 году для Успенского собора во Владимире, «Преображение» Феофана Грека из собора в Переславле-Залесском; раскрыл уникальный памятник живописи 11 века «Петр и Павел» из Новгородского историко-архитектурного музея-заповедника. Древняя живопись была закрыта многочисленными записями 15-17, 19 веков.
Братья Барановы реставрировали уникальный иконостас работы А.Рублева и художников его круга в Троицком соборе Троице-Сергиевого монастыря, иконы и фрески в Благовещенском соборе Московского Кремля, фрески в Софийском соборе в Киеве, редкие иконы собрания Третьяковской галереи, Коломенского музея, музея Андрея Рублева, Савино-Звенигородского монастыря.
Академик Н.П. Кондаков, неоднократно посещавший Мстёру, в докладе «Современное положение русской народной иконописи» пророчески заметил: «Где дольше задержалась старина, тем сильнее потом возникает живое новое движение». Действительно, иконописание явилось фундаментальным пластом, школой высокого мастерства для рождения нового для Мстеры искусства — лаковой миниатюры на папье-маше.
В 1923 году А.Н. Куликов, Н.П. Клыков, А.И. Брягин, А.Ф. Котягин, В.Н. Овчинников, Е.В. Юрин, А.М. Меркурьев организовали артель «Древнерусская живопись». От росписи ковриков и деревянных токарных изделий к концу 20-х годов они перешли на роспись шкатулок миниатюрной живописью. И весьма в этом преуспели. Мастера выработали свой неповторимый стиль, отличный от стиля других центров лаковой миниатюры Федоскина, Палеха, Холуя. В мстерской миниатюре великолепна, изысканна природа. Она вобрала в себя всю красоту средне-русской полосы с ее небесными далями, спокойными водами, величавыми деревами, благоухающими травами лугов. Взгорья, горочки с разноцветными, бисером рассыпанными кремешками — неотъемлемая часть мстерского пейзажа. В пейзаж органично вплетаются фигурки людей, животных, птиц. Это делает живописный образ еще более живым и одухотворенным.
Плеяда мастеров-основоположников миниатюрной живописи дополнилась и продолжает дополняться именами замечательных художников последующих поколений. Это Л. А.Фомичёв, В. Ф. Некосов, В. К. Мошкович, В. Н. Молодкин, Е. Н. Зонина, Л. А. Демидова, В. С. Корсакова, В. Г. Старкова… Список можно продолжать до бесконечности.
Неиссякаем талант Мстеры. В настоящее время возрождается иконописание, связавшее современные художественные приемы и старину в одно целое. Волшебники-ювелиры радуют современный мир изысканными изделиями из серебра, мельхиора, медной и серебряной скани. Искусницы-вышивальщицы творят красоту на ткани. Звучно, звонко, выразительно смотрится мстерская вышивка: алыми зорями, яркими закатами, вспыхнувшими на льняном поле. Это «владимирский шов», техника, привнесенная на Мстерскую строчевышивапьную фабрику им. Крупской в 30-е -40 годы, прижившаяся и ставшая родной. Исконная же местная техника вышивки — «мстерская белая гладь». Изящные орнаменты из белоснежных цветов напоминают морозные узоры. Они словно перенесены мастерицами с зимних окон на тонкие белые ткани.
Красота — непреходящая ценность. Хранителем искусства мстерян является Мстёрский художественный музей, основанный в 1 947 году, дающий представление об уникальном уголке земли Владимирской — Мстёре.
Т. ОСИПОВА, зав. экскурсионно-массовым отделом Мстерского художественного музея.
Фото В.Львова.