//   Погода:
Новости

Войну он встретил в Бресте

Увеличить картинкуО недавно вышедшей книге «Меченные атомом» ее главный редактор, член Союза писателей России Ю.В.Поликарпов сказал так: «…Цель данной книги – как можно более полный рассказ о событиях, связанных с радиацией и атомной энергией – через судьбы владимирцев – участников событий». На 12-й странице книги коротко рассказано о том, как у нас в стране было налажено производство плутония. Поражают сроки, в какие все это было сделано. «В 1946 году, – читаем в книге, – в Челябинской области началось строительство производственного объединения «Маяк» (комбинат № 817) – комплекса предприятий по получению плутония – будущей начинки атомной бомбы. 19 июня 1948 года на «Маяке», под непосредственным руководством И.В. Курчатова, запущен первый промышленный реактор».
В связи с аварией на ПО «Маяк» 29 сентября 1957 года, когда от перегрева взорвалась 80- тонная емкость с радиоактивными отходами, упомянут наш земляк, житель п. Октябрьский В.С. Панкратов, несший тогда на «Маяке» срочную службу. О Владимире Степановиче наша газета уже рассказывала. Но есть и еще один наш земляк, имевший непосредственное отношение к производству ядерного топлива. Трудился и жил он в другом атомграде – Томске-7 (ныне г. Северск), на комбинате № 816. Имя этого человека — Анатолий Андреевич Стукалов. Он родился 14 мая 1921 года в Вязниках. Окончил школу №7, потом льнотехникум, а в октябре 1940 года его призвали в армию. Служил на Западной границе, в Брестской крепости, первой принявшей на себя удар вероломного врага 22 июня 1941 года.
Потом было отступление с тяжелыми оборонительными боями вплоть до Москвы. В августе молодой, но уже понюхавший пороху боец был назначен командиром взвода 226-го полка НКВД, участвовал в легендарном параде на Красной площади 7 ноября 1941 года, сражался под Москвой, был ранен. После госпиталя в феврале 1942 года в запасном полку приобрел специальность радиста и до конца 1942 года служил при штабе Западного фронта. В октябре 1943 года после третьего ранения был уволен в запас. Вернувшись в Вязники, работал военруком, а в 1944 году поступил в Ивановский энергетический институт. Закончив его, Анатолий Андреевич два года проработал на закрытом объекте в Свердловске-44, а в январе 1952 года главк направил его под Томск, где на высоком берегу Томи возводился новый поселок сибирских атомщиков.
На строительство нового объекта атомной энергетики А.А. Стукалов и двое его коллег попали благодаря своему опыту: каждый знал свое оборудование до винтика. Было очень тяжело и оттого что строилось сразу несколько важнейших объектов, и оттого, что временные рамки были жестко ограниченны, да и само время было суровое: требовалось сделать в такой-то срок, делали несмотря ни на что. Анатолий Андреевич был руководителем группы электриков УКСа. В период строительства комбината ему приходилось заказывать оборудование, а также контролировать его получение и своевременную передачу монтажным организациям. «В экстренных случаях, — вспоминал А.А. Стукалов в одном из своих прижизненных интервью, приходилось лично отправляться на заводы-изготовители в Москву, Ленинград, Киев, даже производить отгрузку оборудования на самолеты…»
В 1954 году Анатолий Андреевич перешел работать на Объект № 1 – завод радиоактивных изотопов (ЗРИ). На прежнем объекте все было налажено и четко функционировало, а завод готовился к пуску, значит, на нем он был нужнее. Да и завод вырастал на его глазах, когда он приехал сюда, на этом месте еще грибы собирали. На ЗРИ он исполнял обязанности старшего инженера-электрика и отвечал за плановый предупредительный ремонт всего электрооборудования объекта. Необходимо было не только поддерживать агрегаты в рабочем состоянии, но и следить за своевременной заменой оборудования на новое, более производительное. Под его контролем находились тысячи(!) единиц оборудования. Сменные инженеры ездили между корпусами на велосипедах…
С момента пуска ЗРИ в 1954 году и до выхода Анатолия Андрееевича на пенсию в 1988 году подконтрольное ему оборудование на перовом объекте работало без сбоев, а, значит, предприятие производила необходимый для нужд обороны изотоп плутония. Это и был личный вклад в обороноспособность страны, трудовая доблесть и не будет преувеличением сказать, что и трудовой героизм уроженца Вязников А.А. Стукалова.
Надо заметить, что наш земляк не остался без благодарности со стороны руководства. За 36 лет работы на комбинате № 116 Анатолий Андреевич был поощрен 60 раз в приказах по предприятию: и за рацпредложения, и за многолетний добросовестный труд, и за высокие показатели в труде, и за внедрение новой техники. Выйдя на заслуженный отдых, А.А. Стукалов остался жить в Северске, который из поселка вырос на его глазах в цветущий город.
Став жителем молодого сибирского города атомщиков, Анатолий Андреевич не забывал своей вязни-ковской земли, своих родных братьев Бориса и Александра, которые как и он, во время Великой Отечественной войны были на фронте. Отвоевав, вернулись в Вязники, приступили к мирному труду. Борис Андреевич работал директором Грузового автотранспортного предприятия, Александр Андреевич — инструктором автошколы.
Закончить рассказ об Анатолии Андреевиче хочется словами И.В. Курчатова из книге Юрия Поликарпова «Меченные атомом». Ученый-атомщик сказал после испытания первой нашей атомной бомбы: «Я видел лицо дьявола.…Зато теперь невозможна война…». Хорошо бы, чтобы это была истина в последней инстанции, и атомные грибы вырастали бы только на кадрах старой кинохроники.

С.АПОСТОЛОВ.
Фото из семейного архива Стукаловых.

Поделиться новостью

Добавить комментарий