ВМТТ: Укрепляя традиции
Система образования в России, как и общество в целом, претерпевает изменения, связанные с развитием рыночных отношений. В этой ситуации деятельность образовательных учреждений может развиваться по двум сценариям: «выжидание» и «инициатива». Выбор первого обусловлен, прежде всего, объемом и динамикой финансово-экономических нововведений, в которых подчас сложно разобраться даже специалисту. В связи с этим минимальная собственная инициатива – это своеобразная защита от возможных отрицательных последствий. Вязниковский механико-технологический техникум, которому в этом году исполняется 110 лет со дня основания, принял и реализует Программу инициативного развития.
Еще будучи Президентом Российской Федерации на встрече с отечественными бизнесменами В.В. Путин так оценил ситуацию в системе профессионального образования: «…. нужно совместными усилиями помочь развитию учебных заведений начального и среднего профобразования. Сегодня требуется участие бизнеса и в разработке профессиональных стандартов. Их могут полноценно сформулировать только сами участники рынка и затем предложить их соответствующим ведомствам, учебным заведениям для подготовки специалистов, отвечающих потребностям рынка». Готовить нужных специалистов, в нужном количестве, с необходимыми знаниями – одна из основных задач реализации нашей Программы развития. Это отвечает интересам и наших социальных партнеров – работодателей. В Российской Федерации в отличие от стран с развитой рыночной экономикой качество рабочей силы становится критическим. Более 50% работников, занятых в отраслях экономики, являются работниками простого, неквалифицированного труда с узкой специализацией, лишь 5% экономически активного населения относятся к категории специалистов высшей квалификации (в то время как в Германии – 56%, в США – 43%).
Для достижения нового качества профессионального образования необходимо внедрение программно-целевых моделей развития регионального профессионального образования, в которых объемы подготовки и качества профобразования развиваются в режиме мониторинга. В результате работы, проделанной департаментом образования администрации Владимирской области в 2005-2007г.г., были реорганизованы 20 учреждений начального и среднего профессионального образования или 50% существующей сети учреждений, создано 2 многоуровневых учреждения, реализующих программы начального и среднего профессионального образования, и 6 одноуровневых укрупненных учреждений НПО. По состоянию на 01.01.2008 года сеть областных учреждений профобразования сократилась на 12.
ОГОУ СПО «Вязниковский механико-технологический техникум» в соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области № 140 оказался в первом «эшелоне» реструктуризации сети и с 1 июля 2006 ода после реорганизации стал многопрофильным, многоуровневым учебным заведением, центром непрерывного профессионального образования. По итогам прошлого года 38 выпускников НПО продолжили обучение на следующей ступени – среднего профессионального образования, а 54 выпускника СПО поступили учиться в ВлГУ. Образовательный процесс осуществляется в трех корпусах общей площадью 21419,5 кв. м и двух отдельно стоящих зданиях учебно-производственных мастерских.
В сентябре 2008 года мы подведём итоги работы областной опытно-экспериментальной площадки на базе нашего техникума по теме «Создание эффективной модели центра непрерывного профессионального образования в условиях малого города». Безусловно, главные эксперты нашей работы – вязниковцы, поэтому не случайно с декабря 2007 года по настоящее время мы проводим общественную аттестацию ВМТТ, итоги которой будут подведены на торжественной церемонии, посвященной 110-ой годовщине со дня основания. Это не дань моде (к тому же первую общественную аттестацию мы провели в 2003 году), а конкретные шаги в развитии государственной и общественной системы управления, построения системы мониторинга и оценки качества профессионального образования с широким участием работодателей, родителей, общественности. Сегодня можно говорить о первых результатах работы центра непрерывного профессионального образования, которые показали, что наметились положительные тенденции концентрации ресурсов, укрепления и развития материально-технической базы, кадрового потенциала. Только за полтора года мы смогли выполнить капитальный и текущий ремонт на общую сумму 3 499 012 рублей, в том числе был проведен капитальный ремонт крыши 2-го корпуса (бывшего ПУ-20), вновь создано 3 мастерские для подготовки рабочих, проведен капитальный ремонт отопления УПМ-2, завершены работы по капитальному ремонту и реконструкции спортивного комплекса, укреплен фундамент корпуса №3 и проведены другие работы. Не секрет, что 75-90% машин и оборудования в учреждениях НПО исчерпали свой ресурс, за 2007 год техникум смог закупить оборудования на сумму 1 922 000 рублей, что позволило обновить базу мастерских по подготовке автомехаников, слесарей-ремонтников, электриков, портных, парикмахеров и хлебопекарей. На безвозмездной основе нам передано оборудования на сумму 385 000 рублей.
Эффективность материальных затрат нашла отражение в некоторых результатах деятельности техникума: студент 3 курса С. Федоров С. в прошлом году занял второе место во Всероссийской олимпиаде по специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», по итогам областной олимпиады уже этого года студент Олег Кузьминов занял первое место, он же одержал победу во Всероссийском конкурсе, где первенствовал в номинации «Лучший электромонтажник». Во Всероссийском конкурсе «Моя законотворческая инициатива» работа студентки Анны Рыжовой названа в числе победителей и награждена дипломом лауреата, в открытом чемпионате парикмахеров Нижегородской области учащаяся НПО Регина Яруллина заняла второе место.
Уже два года мы внедряем систему менеджмента качества ИСО-9001-2001. В январе этого года первыми в области мы получили сертификат соответствия. Сама система управления качеством предполагает тесное взаимодействие с работодателями, социальными партнерами. Мы благодарны базовым предприятиям за постоянную поддержку: Ассоциации «Сеньковская мануфактура», МУП «Горэлектросеть», ОАО «Вязниковский брезент», ОАО «ОСВАР», «Вязниковский хлебокомбинат» и тем организациям, где учащиеся всегда проходят практику, в том числе фирме «Универсам», ЗАО «Вязниковская швейная фабрика», ООО «Теплосервис», пассажирскому автотранспортному предприятию, СПК «Родина». Руководители этих предприятий входят в состав совета техникума, попечительского совета, в приемную комиссию. Совместно с ними проведен мониторинг качества подготовки специалистов и на основе этих данных формируется реестр требований к качеству профессиональной подготовки в ВМТТ при активной поддержке Центра занятости.
В преддверии юбилея еще раз говорим спасибо И. И. Косенкову за переданный нам в дар на безвозмездной основе спортивный комплекс, что способствует развитию спорта не только в техникуме. Примером высоких достижений техникума являются победы в кубке России по легкой атлетике Алексея Пастухова, Сергея Тарасова в чемпионате России по рукопашному бою, команд техникума в областных соревнованиях по мини-футболу и волейболу. Многое сделано ООО «Сантехмонтаж» под руководством В. А. Ночуйкина по укреплению материальной базы ВМТТ.
Безусловно, успешное развитие техникума обеспечено высокопрофессиональной работой всего коллектива, руководителей, отвечающих за конкретные направления работы, моих заместителей, зав. отделениями, старших мастеров и зав. УПМ, которые в своей работе инициируют инновационность и прогрессивные формы подготовки кадров на основе сохранения и укрепления традиций нашего учебного заведения, поэтому не случайно работе учебного заведения дана высокая оценка во время прошедшей государственной аккредитационной экспертизы.
А. МАКСИМОВ,
директор техникума.
Вязниковский механикотехнологический техникум
Родной, солидный, авторитетный
Вязниковский льнотехникум. Только так, и никак иначе, называют ВМТТ — одно из старейших учебных заведений России, выпускники тех лет, когда техникум располагался рядом с Благовещенским собором на улице Институтской. С тех пор прошло много лет, и название учебного заведения менялось неоднократно, но для тех, для кого техникум стал первым учебным заведением после школы и у кого в его стенах прошла юность, он остался в памяти как льнотехникум.
Я поступил на ткацкое отделение техникума в 1969 году. Тогда подготовка специалистов для текстильных предприятий страны велась по двум направлениям. Это технологическое (ткацкое и прядильное) и теплотехническое. Теплотехническое отделение считалось на ступень выше технологического, и поступить на него можно было, набрав на вступительных экзаменах не менее восьми баллов. Поэтому теплотехники, или «кочегары» как их в шутку называли, смотрели на нас свысока. Но мне нравилась выбранная специальность: а это и предметы, по которым проходил обучение, и практические занятия в мастерских на ул. Сергиевских, и производственная практика на Вязниковском льнокомбинате.
Как вспомнишь техникум, всегда встает перед глазами красивое старинное здание с широким крыльцом, огромным вестибюлем, мраморной лестницей и чудесным зеленым сквером, где был установлен фонтан, окруженный цветочными клумбами. За всей этой красотой ухаживал садовник, а каждую осень здесь проходили выставки цветов, где вязниковские цветоводы демонстрировали плоды своего труда. Каждую субботу в спортивном зале техникума устраивали танцы, где собиралась молодежь со всего города. И я не припомню случая, чтобы кто-то нарушал клумбы или срывал цветы.
Вязниковский льнотехникум всегда отличался очень профессиональным, технически грамотным коллективом преподавателей. Всегда с чувством благодарности вспоминаю А. А. Гаврилова, А. С. Злобина, В. П. Кржижановского, В. Ф. Синева, Г. А. Потапова, Т. И. Еремееву,С. И. Баеву. Это были не только профессионалы своего дела, но и личности с большой буквы.
Первым моим классным руководителем была Денисова В.К., а химию преподавала Максимова В.В. Ныне здравствующие и сохраняющие верность родному учебному заведению, они продолжают трудиться в техникуме в настоящее время, отдавая свои знания и опыт учащимся и молодым преподавателям.
Руководил техникумом в период моей учебы в нем замечательный человек — Борухсон Б.В. Директор и профессионал высочайшего уровня, он пользовался непререкаемым авторитетом не только в техникуме и городе, но и в текстильной отрасли страны того времени. По его методическим разработкам и учебникам учились студенты-льнянщики всех профессиональных средних учебных заведений страны, тогда СССР. Это был человек, не мыслящий себя вне стен техникума, отдававший без остатка свои знания и силы как подготовке специалистов, так и
воспитанию молодежи.
Техникум всегда жил интересной насыщенной событиями жизнью: параллельно с учебой студенты занимались и спортом, и художественной самодеятельностью. Своими спортивными достижениями студенты-вязниковцы гремели по всей области. Особенно популярными были лыжи и коньки.
Очень активно мы участвовали в художественной самодеятельности. Развитию талантов учащихся способствовали субботние концерты, которые готовили по очереди каждая группа.
Сам я в период учебы в техникуме играл в эстрадном и духовом оркестре. В связи с этим вспоминается интересный факт. Тогда на праздничные демонстрации 1 Мая и 7 ноября коллективы предприятий города шли в сопровождении своих духовых оркестров, а учебные заведения проходили мимо трибуны под звуки городского оркестра. Но как только к трибуне подходила колонна льнотехникума, Б. В. Борух-сон, возглавлявший ее, давал отмашку нашему духовому оркестру, при этом городской оркестр замолкал, а мы начинали играть или марш «Прощание славянки», или «Марш энтузиастов». В этот момент чувство гордости и счастья переполняло нас.
Всегда с теплотой вспоминается время, проведенное в студенческих стройотрядах. Это была настоящая школа самостоятельной жизни. За время работы в ССО в течение двух лет мы построили 2-этажный универмаг в п.Мстера и ферму в с. Небылое Юрьев-Польского района, и я был счастлив безмерно, купив на первые заработанные деньги мотоцикл «ЯВА-350».
Окончив льнотехникум и отслужив в армии, я вернулся на Вязниковский льнокомбинат, где в годы учебы проходил производственную практику да так и задержался там на 30 лет. А сотни выпускников разлетелись по распределению во все уголки Родины, поскольку в то время потребность в специалистах льняной отрасли была огромна, и все они были востребованы. И дальше на протяжении жизни, обучаясь в институте, пребывая в командировках, повсюду приходилось встречать бывших студентов нашего льнотехникума, работавших на предприятиях Житомира, Костромы, Ярославля, Иванова, Н.Новгорода, Казани, Кирова, Бийска …
Бывшие выпускники техникума успешно работают и в нашем родном городе на руководящих должностях. Это глава Вязниковского района Виноградов Е.М., руководители местных предприятий и организаций Виноградова Е.В., Климова П.Е., Леничев Ю.Б., Дубов В.В., Швецов А.Н. и другие выпускники, которых просто не перечесть. Уверен, что все они с теплотой вспоминают годы, проведенные в стенах родного учебного заведения.
Но время неумолимо бежит вперед, и годы преобразований в стране не могли не коснуться техникума. Поменялось не только название, но и внутреннее содержание и формы всего учебного процесса, образованы новые отделения, позволившие учащимся получать новые специальности, соответствующие современным требованиям времени. Наблюдая за нынешними студентами, как они готовят курсовые и дипломные проекты с помощью компьютерной техники, с доброй улыбкой вспоминаешь, как мы расчетную часть диплома выполняли с помощью арифмометра «Феликс», а 90 – 100 страниц текста писали вручную, подкладывая под лист так называемую « зебру». И все-таки, ежегодно будучи председателем государственной комиссии по защите дипломных проектов, вижу, что несмотря на видимые изменения в учебном процессе неизменным остается слаженно работающий, высокопрофессиональный, целеустремленный коллектив преподавателей и сотрудников техникума, в разные годы возглавляемый Максимовым Б.П., Шигориной Н.Ф., а ныне -Максимовым А.И., прошедшим за более 25- летний путь от преподавателя до руководителя. Возглавив учебное заведение в период его реформы, Максимов А.И. вместе с коллективом единомышленников смог найти пути выхода в сложной финансовой обстановке, сохранить заряд оптимизма, уверенность в правильности выбранного пути, и направить все силы, знания, опыт на поддержание высокого уровня обучения и совершенствование учебного процесса. За достигнутые успехи Александр Иванович Максимов был удостоен звания «Директор года 2007», звания «Почетный работник профессионального образования РФ». Этот год — знаменательный для техникума: ему исполняется 110 лет. А у меня — личный юбилей: 35 лет со дня защиты дипломного проекта и окончания учебного заведения родного для меня. Все эти годы пролетели как один день. Кажется, совсем недавно с однокурсниками ходили на занятия, жили с техникумом одной общей жизнью. И как в песне поется, ничто на земле не проходит бесследно, память часто возвращает меня в те чудесные, наполненные счастьем годы учебы в стенах льнотехникума. На такой ностальгической ноте, с уважением, благодарностью и с уверенностью в будущем техникума поздравляю коллектив преподавателей и специалистов, студентов и выпускников прошлых лет, всех вязниковцев со 110-летним юбилеем и желаю всем счастья, здоровья и процветания.
В. ВОЛКОВ,
директор МУП Вязниковского района «Горэлектросеть»,
выпускник техникума 1973 года.
Путевка в большую жизнь
Наш провинциальный городок просто невозможно представить без Вязниковского механико-технологического техникума, особенно в той его первозданности — с уникальными цветниками, фонтанами, спортивным залом, баскетбольной площадкой, катком, которые посчастливилось еще видеть и нам. Он стал многим горожанам отправной точкой в большую жизнь, в том числе и для нас с мужем. До сих пор с теплотой вспоминаем мы годы учебы, любимых преподавателей, своих сокурсников. Бережно храним их фотографии.
В 1974 году защитив диплом, я получила специальность «Техника-технолога по прядению». И об этом не жалею, хотя работать мне пришлось всю жизнь в журналистике, сначала литературным сотрудником газеты «Голос текстильщика», а затем ее редактором.
Знания, полученные в льнотехникуме, мне очень пригодились. Ведь наша многотиражка – газета производственная. Главными темами ее были всегда распространение передового опыта и многостаночничества, внедрение новой техники и технологии, передовых методов труда, рационализация и изобретательство. Дилетанту в этих вопросах разобраться трудно. Да и как грамотно и понятно описать опыт работы, например, прядильщицы, раскладочницы, помощника мастера не зная сути профессии, чтобы остальные увидели преимущества в выполнении приемов труда, на чем и как они экономят время. Так что техникумовское образование сослужило мне неплохую службу.
Мне было легко общаться с рабочими в цехах, мастерами смен и участков, руководителями говорить с ними «на одном языке». Да и в дальнейшей учебе эти знания пригодились тоже. Основы целого ряда дисциплин были уже знакомы.
В коллективе нашего льнокомбината, в те годы крупнейшего текстильного предприятия города, выпускники техникума работали во всех цехах и отделах, некоторые потом продолжали образование в вузах, многие на руководящих постах. Это были в большинстве своем прекрасные специалисты. Между техникумом и комбинатом всегда была тесная связь. Наши текстильщики учились на вечернем отделении или как я, например, на заочном. И это были не случайные в техникуме люди. Свой выбор они сделали осознанно, зная о текстильном деле не понаслышке, имея уже определенный опыт работы.
Учиться шли охотно, потому что на предприятии это поощрялось, и администрация создавала для «вечерников» и «заочников» все условия. И они, и «дневники» проходили здесь производственную практику. Приятно, что сегодня связь эта возрождается, обретает новые формы.
Без преувеличения можно сказать, что учиться в льнотехникуме было очень престижно. Хочется, чтобы так оставалось и впредь. К этому есть все предпосылки. Во главе его сегодня стоит человек энергичный, творческий, не боящийся трудностей, ради большого дела готовый идти на эксперимент, Александр Иванович Максимов. Под стать ему и коллектив преподавателей.
В этом году Вязниковский механико-технологический техникум отмечает свое 110-летие. Тепло и сердечно поздравляем с этой датой всех его выпускников, преподавателей, которым от души желаем талантливых и благодарных учеников.
Т. ЛАБЗИНА,
выпускница 1974 года
Обучения –высокое
На протяжении нескольких лет я как председатель квалификационной комиссии наблюдаю за ростом теоретических и технических знаний выпускников теплотехнического отделения техникума.
В своих дипломных работах студенты все больше внедряют новые, современные технологии, направленные на безопасную эксплуатацию и энергосбережение. Это результат кропотливой работы преподавательского состава ВМТТ.
Постоянно улучшается материально-техническая база техникума. Оборудованы современные лаборатории для закрепления практических навыков. Образцы технологического оборудования можно наглядно изучить по стендам и макетам, изготовленным студентами совместно с преподавателями.
Выпускники техникума успешно работают по всей России. Есть они и на нашем предприятии, МУП Вязниковского района «Теплосервис». Большая часть инженерно-технических работников являются выпускниками техникума разных лет. Знания, полученные в стенах техникума, в совокупности с практикой на деле показали высокое качество обучения.
С. КУЗОВКОВ,
главный инженер МУП Вязниковского района «Теплосервис».
За дальнейшее сотрудничество
Общество с ограниченной ответственностью «Ассоциация Сеньковская мануфактура», образованное на базе одного из старейших текстильных предприятий ОАО «Предприятие имени Парижской коммуны», ведет свою историю с 1765 года и занимает ведущее место в переработке льняного волокна. На протяжении многих лет наше предприятие плодотворно сотрудничает с Вязниковским механико – технологическим техникумом в вопросе подготовки специалистов.
Окончившие техникум отдают все свои силы и знания развитию нашего предприятия, справляясь со всеми возложенными на них обязательствами. И сегодня наша общая задача – задача сотрудничества предприятия с учебным учреждением — состоит в том, чтобы закрепить достигнутое и вместе продвигаться вперед. А это со стороны техникума – квалифицированная теоретическая подготовка студентов, обязательный контроль за посещаемостью ими производственной практики, что дисциплинирует студентов, а со стороны предприятия — оказание помощи в закреплении полученных знаний на практике.
Хочется отметить студентов 3 курса по профилю специальности «Экономика и бухгалтерский учет» И. Пигарину и С.Тупыгина (руководитель практики Н.И. Карпова, главный бухгалтер ООО «АСМ»), которые во время прохождения производственной практики зарекомендовали себя исключительно с положительной стороны, работали на предприятии и после окончания практики – во время летних каникул 2007 года; это также студенты 3 курса по специальности «менеджмент» Ю.П.Баринова, А.В.Игнатьева, А.А.Зверева, А.А.Кустова, по специальности «Коммерция» Н.Н.Братцева ( руководитель практики зам. директора по маркетингу В.Г.Горшкова); это также учащиеся НПО по профессии «газоэлектросварщик» (руководитель практики начальник котельной ООО «Энергетик» А.В.Заболотнов). Поначалу это были «трудные ребята», но упорство и огромный опыт в индивидуальном подходе к каждому ребенку мастера производственного обучения С.А.Клочковой (побольше бы таких!) сделали, казалось бы, невозможное. Нет теперь никаких «трудных». Имея огромный опыт, С.А.Клочкова, не жалея ни времени, ни сил, постоянно держит связь с учащимися, проходившими практику, с их родителями, с руководителем практики – у всех она пользуется огромным уважением.
Благодарим руководство техникума в лице директора Александра Ивановича Максимова, весь педагогический коллектив техникума, заведующую практикой А.В.Миронову за хорошую подготовку студентов, за помощь, оказываемую в процессе прохождения производственной практики.
Надеемся на дальнейшее сотрудничество в деле профессиональной подготовки кадров.
Н. ПЛИШИНА,
начальник общего отдела ассоциации.
Слово — выпускникам
С ЧУВСТВОМ БЛАГОДАРНОСТИ
В канун 110 – летия техникума разрешите поздравить весь коллектив преподавателей, сотрудников и обучающихся техникума со знаменательной датой.
Мне посчастливилось учиться в Вязниковском льнотехникуме в период с 1962 – 1966 годы.
Знания, как общеобразовательные так и глубокие профессиональные, получила от педагогов техникума, которые открыли мне дорогу в жизнь, помогли в дальнейшем получить высшее образование и успешно работать.
Мне не забыть преподавателя Н. Г. Аверьянову. Она помогла мне приобщиться к высокой литературе и полюбить ее. Навыки грамотного чтения и выполнение чертежей, полученные от А.С.Злобина, помогли мне при учебе в вузе и сейчас помогают по жизни. Также постоянно с теплотой в сердце вспоминаю и других преподавателей – В.П. Кржижановского, А. Л. Славинского.
Хочется выразить самые глубокие слова благодарности моему мастеру Злобиной Н.Г., благодаря которой во время работы в мастерских могла разобрать, собрать и наладить станок на бесперебойную работу по выпуску ткани. Этот опыт пригодился с первых дней работы на предприятии.
Н. АМИНИНА,
выпускница ткацкой группы 1966 г.