//   Погода:
Новости

Защита прав потребителей при оказании платных медицинских услуг

Рано или поздно, в том или ином возрасте, все мы вынуждены обращаться за медицинской помощью. Зимой большой процент населения страдает от простуды, острых респираторных, вирусных заболеваний, гриппа. Летом при высоких температурах — от тепловых ударов. Что же говорить о хронических недугах?
В нашей стране «медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов», — так гласит п.1 ст.41 Конституции РФ.
Однако не все пользуются бесплатными услугами районных поликлиник, предпочитая отдать немалые деньги в надежде на более квалифицированную медицинскую помощь. Несомненно, в этом есть определенная логика, но, к сожалению, не все медицинские учреждения, оказывающие такого рода услуги, могут предоставить должное качество и уровень обслуживания.
В связи с этим, принимая решение об обращении в платную клинику, стоит серьезно подойти к её выбору. А он, надо заметить, очень велик. Не лишним окажется и минимум знаний в сфере оказания платных медицинских услуг, в том числе и правовых актов ее регулирующих. Основополагающими законами в этой области являются: «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. N 5487-1, «Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 27), Закон «О защите прав потребителей» (должны быть в каждом медицинском учреждении, тем более оказывающем платные медицинские услуги).
Разумеется, приходя в медицинское учреждение, вы должны проверить наличие таких документов как сертификата и лицензии, а также выяснить срок их действия. Как правило, в организациях, дорожащих своими клиентами, такая информация вывешивается в рамках на стенах, давая возможность ознакомления с ней всем желающим. Помимо этого, стоит обращаться к известным, зарекомендовавшим себя на рынке медицинским учреждениям.
Обратите внимание и на внешний вид помещения, компетентность сотрудников медицинского учреждения, их отношение к выполнению своих профессиональных обязанностей.
Примечательно, что в некоторых престижных и дорогостоящих клиниках 90% медицинского персонала достаточно молоды. Сложно представить, что все они могут иметь необходимый опыт работы, а от этого во многих случаях зависит качество услуг. В то же время, многие современные эффективные, особенно медицинские инновации в хирургии, освоены именно молодыми по возрасту и квалификации врачами. Так что не всегда возраст врачей имеет определяющее значение.
В соответствии с п. 11 «Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями», необходимо заключить специальный договор, которым чётко регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. Подписание этого документа, при условии соответствия его всем требованиям гражданско-правового законодательства — еще один способ обезопасить себя и своих близких от недоброкачественных медицинских услуг.
Напомним, что текст договора обязательно должен содержать:
— информацию о сторонах, заключающих данный договор;
— сведения о клиенте, необходимые для оказания качественных услуг;
— информацию о состоянии здоровья пациента, в том числе о хронических заболеваниях, индивидуальной непереносимости лекарственных средств;
— дату начала лечения и по возможности предполагаемого окончания;
— перечень предоставляемых платных медицинских услуг с указанием их стоимости;
— права, обязанности и ответственность сторон;
— порядок оплаты предоставляемых услуг;
— сведения о льготах для отдельных категорий граждан и других скидках, предоставляемых медицинским учреждением;
— условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров о возмещении убытков сторон;
— порядок и сроки предъявления претензий;
— подписи сторон и печать лечащего учреждения.
В случае отказа медицинским учреждением от выполнения условий договора, действуют общие сроки исковой давности и общие правила предъявления гражданского иска, с учетом требований законодательства о защите прав потребителей. В соответствии с гражданско-процессуальным законодательством, Законом «О защите прав потребителей» и Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» иски по данной категории дел предъявляются в суд по месту жительства истца, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда. Кроме того, в соответствии с вышеуказанным постановлением, ни один из названных судов не вправе отказывать в принятии искового заявления, так как выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу, то есть Вам.
В претензии должно быть указано наименование медицинского учреждения, место его нахождения (юридический адрес), Ваше имя и место жительства. Помимо этого Вы должны указать, в чем заключается нарушение Ваших прав, свобод и законных интересов, каковы Ваши требования, обстоятельства, на которых Вы основываете свои требования, и доказательства, которыми Вы подтверждаете эти обстоятельства, а так же расчет взыскиваемых сумм и перечень прилагаемых документов. Все возникающие споры лучше решать путем переговоров, желательно в присутствии юриста, адвоката с Вашей стороны. Это поможет уладить появившиеся вопросы с максимальной выгодой для Вас.
В заключении хотелось бы отметить, что при урегулировании претензий в медицинском учреждении, оказывающем платные медицинские услуги, Вам могут предложить побеседовать со специалистом, юристом данной организации. В таком случае необходимо помнить, что сотрудник данного медицинского учреждения скорее всего будет защищать в первую очередь интересы своего работодателя, а не Ваши. Таким образом Вы рискуете оказаться в неравных условиях при попытке урегулирования конфликта, и можете быть неправильно информированы о своих законных правах.
В случае возникновения сложных, конфликтных ситуаций мы рекомендуем Вам обращаться к юристам, специалистам, имеющим опыт работы по такого рода делам, знающим законодательство и судебную практику, за юридической помощью.

Ведущий специалист-эксперт ТО Управления Роспотребнадзора по Владимирской области в Вязниковском и Гороховецком районах
Т.В. Сенько

Поделиться новостью

Добавить комментарий