Встречи и проводы
На Горьковской железной дороге продолжается обновление вокзальных комплексов. Только в программу реконструкции в этом году заложено 260 миллионов рублей. И это не считая тех средств, которые проходят по линии капитального строительства. А свои деньги в оформление «ворот» городов считают нужным вкладывать и региональные власти.
Хорошим примером может служить подобная практика в Чувашии, где за последние годы построены заново вокзальные комплексы в Алатыре, Вурнарах. А на очереди уже Урмары и Ибреси.
— Чувашское правительство определяет здания как настоящие центры культурной жизни регионов, — говорит начальник дирекции по строительству Алексей Жигунь, — с размещением там, например, выставочных экспозиций местных художников или мастеров художественных промыслов и ремесел. Индивидуальные проектные решения непременно обсуждаются республиканской гильдией зодчих. Потому здесь очень наглядно отражается неповторимый национальный колорит.
И не только национальный. Многие старые здания являются еще и памятниками истории и архитектуры. Здесь нужен особый подход. И опыт восстановления этих памятников на Горьковской магистрали уже есть. Первоначальный замысел созидателей часто бывает «надежно» спрятан следами необдуманных перестроек советских лет. По сохранившимся документам, чертежам и эскизам заново воссоздавались, например, внешний облик и внутреннее убранство так называемого Царского павильона в Нижнем Новгороде, куда постарались вернуть основные прежние приметы — фамильный герб императорской семьи, вазоны, мраморные камины. Многие привычные черты старых зданий сохранили и сохранят уже построенные и строящиеся вновь комплексы.
Закончено, например, возведение вокзала в Лукоянове, полным ходом идет строительство в Вязниках, готовится техническое задание на вокзал в Красноуфимске.
— Это будет очень серьезная и кропотливая работа, — подчеркивает Алексей Жигунь. — Проект красноуфимского вокзала разрабатывал сам академик Щусев. И все архитектурные решения, цветовая гамма первоначального замысла были сохранены в новом облике. Это история, которую мы обязаны чтить.
Не только чтить, но и приближать. До построенного в XII веке Храма Покрова на Нерли (памятника истории и культуры всемирного значения) и туристам, и паломникам скоро будет добраться намного легче — на станции Боголюбово начато строительство пешеходного моста через железнодорожные пути.
А история прирастает еще и современностью. На станции Быстряги родился и вырос пятидесятый летчик-космонавт СССР и сотый в мире — Виктор Петрович Савиных. Здесь до недавнего времени жила его мать. Здесь остались и его родственники. Поэтому космическая тема будет доминантной в облике нового вокзальчика скромной станции на Кировском отделении.
А основное внимание в ближайшей перспективе обновления вокзалов будет уделено как раз глубинке — станциям, рассчитанным на отправление не более пятидесяти пассажиров в сутки. Конечно, сервисные возможности вокзальных зданий на таких станциях поскромнее, чем на больших, но и здесь, по мнению начальника дороги Сергея Козырева, нужно постараться сделать максимум возможного для удобства пассажиров. В этом случае речь не будет вестись об индивидуальных проектах. А за основу типового решено взять уже построенный павильон на станции Сечуга. Его уже сумели по достоинству оценить жители поселка, где расположена одна из частей ракетных войск стратегического назначения.
— Для нас новый вокзал — тоже объект стратегии, — посчитали военные. — В его кассе можно купить билеты на любой поезд любого направления даже дальнего следования.
Потому и включили новый вокзал в маршрут военного патруля. Берегут. Так заботились бы о нем и на станциях Бисертский Завод и Кильдуразы, где этот же проект предполагается реализовать уже в этом году…
Новые платформы были одним из условий продления маршрутов электричек Московской железной дороги до станции Вековка. Пять станций черустинского направления — Торфопродукт, Нечаевская, Струя, Ильичев, Тасино — будут оборудованы ими уже в этом году. В следующем обновление вокзальных комплексов ожидает станции, которые должны войти в список эталонных. Среди небольших — это Кизнер, побольше — Зуевка и Вятские Поляны. В более дальней перспективе — Глазов и Зеленый Дол.
За почти полтора века существования вокзалы магистрали встретили и проводили многие поколения пассажиров. Теперь их встретит новое поколение вокзалов.
Цитата
Алексей ЖИГУНЬ, начальник дирекции по строительству:
Считаю, что самым главным нашим достижением за последнее время стало то, что мы не имеем ни одного «вокзального долгостроя». Прошли те времена, когда, например, вокзал в Коврове строился целых 16 лет. Сегодня технологический срок строительства не превышает 18 месяцев. Мы стараемся решать проблемы комплексно. Чаще всего — в активном сотрудничестве с местными властями. По вокзалу судят и о городе, и о железной дороге.
Автор: Николай Кожин
Логотип с сайта: http://news.livestream.ru