Когда чаша терпения переполнена
По роду своей деятельности сотрудникам прокуратуры часто приходится сталкиваться с различными жизненными ситуациями, и подчас однозначно решить, кто прав, невозможно. Хочу рассказать об одной из них.
Кренделевы жили в п. Лукново Вязниковского района довольно давно. Семья как семья – муж, жена, дети. Глава семейства В. Е. Кренделев не работал, находился на пенсии по инвалидности, к воспитанию детей у него душа не лежала, в жизни у него было лишь одно увлечение – выпивка. По жизни Кренделев был человеком беззаботным, за плечами имел не одну судимость, чувство какой-либо ответственности для него было чуждо.
Его супруга Ольга была человеком менее «отрешенным» от жизни. Прекрасно понимала, что с таким мужем вся ответственность за воспитание детей лежит на ее плечах, помощи ждать неоткуда, поэтому весь «воз» она «тянула» сама.
За время совместного проживания В. Е. Кренделев практически ежедневно находился в состоянии алкогольного опьянения, в пьяном угаре учинял скандалы с женой, не стесняясь присутствия детей, угрожал домочадцам насилием, зачастую свои угрозы исполнял.
Предел терпения Ольги подходил к концу, последней каплей послужили трагические события, произошедшие 26.03.2006 г. В этот день Кренделев В. Е. по обыкновению пришел домой в состоянии опьянения и стал требовать от супруги деньги на приобретение спиртного. Получив отказ, стал оскорблять и в порыве гнева начал бить жену. При этом бил всем, что лежало рядом, в том числе и отверткой. Благо у пьяного руки не крепки, да и жена лежала на кровати под ватным одеялом – удар пришелся вскользь, телесные повреждения были незначительными.
Ольга и рада была бы дать ему возможность опохмелиться, однако деньги были нужны на пропитание детей. Кренделев понял, что «поправить свое здоровье» за счет семейного бюджета ему не удастся, поэтому успокоился, однако по своему обыкновению продолжил оскорблять супругу.
Чаша терпения Ольги была переполнена, не выдержав постоянных издевательств в свой адрес, она решила проучить обидчика его же методом. План мщения у нее был прост – избить мужа. Для этого она толкнула его на пол и стала наносить удары всем, что попадало под руку. Когда она взяла себя в руки, то удары по голове Кренделева скалкой и сковородой были уже нанесены. Казалось бы, семейная ссора закончилась, да на следующее утро Владимир стал жаловаться на головную боль.
Ольга, поняв, что переборщила с расправой, вызвала «Скорую помощь». В итоге В. Е. Кренделев скончался в Вязниковской первой городской больнице от черепно-мозговой травмы.
Ситуация Ольги осложнилась возбуждением против нее уголовного дела по ст. 111 ч. 4 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего). Обычно по делам данной категории в отношении виновных избирается мера пресечения в виде заключения под стражу.
Старший следователь Вязниковской межрайонной прокуратуры М. С. Щадрин, которому было поручено производство предварительного расследования данного уголовного дела, с принятием решения об изоляции Кренделевой О. В. не спешил. Слишком уж ситуация была неоднозначной. С одной стороны, особо тяжкое преступление, наказание за которое предусмотрено в виде лишения свободы до 15 лет и ответственность за дальнейшее поведение обвиняемой, с другой – наличие несовершеннолетних детей на иждивении виновной, положительные характеристики О. В. Кренделевой, полное раскаяние в содеянном. М. С. Щадрин принял решение о возможности не лишать ее свободы до судебного рассмотрения дела.
Следствие длилось четыре месяца. Осмотры, допросы, экспертизы – все это занимает длительное время. Однако обвиняемая меру пресечения – подписку о невыезде и надлежащем поведении исполняла неукоснительно, доказав что решение следователем принято верно.
По результатам расследования вина О. В. Кренделевой была полностью доказана, дело направлено в Вязниковский городской суд для рассмотрения по существу, а мне было поручено поддержание государственного обвинения.
Обычно по делам данной категории виновным назначается наказание в виде лишения свободы. Однако обстоятельства совершенного преступления, личность потерпевшего (ранее был судим за убийство человека) меня, как обвинителя, заставили задуматься о целесообразности изоляции О. В. Кренделевой от общества. В практике прокуратуры еще не было случая, чтобы по делам об особо тяжких преступлениях против личности назначалась мера пресечения, не связанная с лишением свободы, хотя формально уголовный закон этого не запрещает.
Перед рассмотрением дела я выяснил мнение следователя (который непосредственно исследовал не только обстоятельства совершенного преступления, но его причины). Мнение следователя было однозначно – Кренделеву в места лишения свободы направлять нецелесообразно.
Окончательно исследовав все обстоятельства, мной было принято решение предложить суду признать исключительными обстоятельствами аморальность поведения потерпевшего, наличие несовершеннолетних детей у виновной, отсутствие у нее судимости, полное признание ею вины, способствование раскрытию преступления и назначить ей наказание ниже низшего предела, с учетом данных обстоятельств назначить условную меру наказания.
При вынесении приговора суд принял во внимание указанные доводы, мнение законного представителя потерпевшего о том, что подсудимую не стоит наказывать строго, и согласился с ними.
Приговором Вязниковского городского суда от 19.09.2006 г. О. В. Кренделева была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч. 4 УК РФ, ей назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы условно, с испытательным сроком на 2 года.
С. БЫСТРОВ,
заместитель Вязниковского межрайонного прокурора.