//   Погода:
Новости

Они живы! Конец войне!

Увеличить картинку9 мая 1945 года, д. Клинкенбах, около Вены. Австрия.
«Свершилось! Наконец-то свершилось! Ликующей волной гуляет в сердце радость! Трепетным светом озарена душа…
Сегодня ночью впервые за 1417 долгих, как вечность, суток из окон всех домов во всех городах и селах нашей Родины хлынут ликующие потоки неприглушенного яркого света. Сегодня в тысячах оркестров прогремят могучие песни Победы. Итак, здравствуй, Победа!»
Эти строчки записала в своем дневнике моя сестра Соня в том далеком 45-м. И сейчас все это снова вспоминается с радостью, которую трудно передать словами.
А тогда их ночью разбудил сам Батя, их командир, закричав: «Быстро в штаб!»
Прибежали, а там стрельба вверх из всех видов оружия, крики восторга, поцелуи, слезы радости… Они живы! Конец войне!
Уважаемые товарищи! Посылаю вам очерк об истории любви моей сестры Сони Тарасовой и Михаила Мочалова, вязниковца, Героя Советского Союза. Материал был напечатан в мае 2005 года в газете «Калининградская правда» (Московская область).

З. ТРИФОНОВА, бывшая учительница Никологорской средней школы.

«Жду тебя с победой, мой герой!»
Так писала молоденькая Соня Тарасова своему жениху боевому лётчику Михаилу Мочалову в далёком 1944 году. Они познакомились на Владимирщине, в небольшом городке Вязники. Соня пришла—именно пришла из своего села, что в семи километрах от города (транспорта тогда не было) — учиться в педучилище. Прошло столько лет, а Софья Алексеевна до сих пор до мелочей помнит ту первую их встречу: «Он был высокий, стройный, черноволосый, с большими карими глазами, а на голове — тёмно-синяя пилотка».
Курсант аэроклуба тоже среди прочих девушек выделил именно её. Потом были катания на санках с высокой кручи над рекой, диспуты и упоительное кружение в вальсе и фокстрот «Рио-Рита». Война разлучила их, оба ушли на фронт, и из конца в конец объятой пожарищем страны полетели письма… «Миша! Жду тебя и год, и два, и третий, Жду тебя, любимый мой, давно. Знаю я, — однажды на рассвете Постучишься в тёмное окно… И на ласки ласками отвечу — Берегу их для тебя, родной, Потому что жду я нашей встречи, Жду тебя с победой, мой герой!» Софья Алексеевна протягивает мне пожелтевший от времени боевой листок. В рубрике «Мужественные и отважные» читаю такие строки: «Мочалов — ещё молодой лётчик. Он начал воевать только в июле 1943 года. Но за это время уже имеет 95 боевых вылетов. Им уничтожено 2 самолёта, 27 танков, 31 автомашина, 9 орудий и 250 гитлеровцев. По 3-4 боевых вылета в день делал он во время боёв за Белгород и Харьков, Красноград и Полтаву».
«Он никогда не писал о своём геройстве,— тихо рассказывает Софья Алексеевна, — о том, что был дважды тяжело ранен, горел в подбитом самолёте. В газете «Сталинский сокол» от 28 октября 1944 года был опубликован приказ о присвоении звания Героя Советского Союза офицерскому составу Военно-Воздушных сил Красной Армии…гвардии лейтенанту Мочалову Михаилу Ильичу…» В Болшево молодая семья Мочаловых приехала сразу после войны.
«МОЧАЛОВСКАЯ ШКОЛА»
Был ли приезд Мочаловых в Болшево случайным? В альбоме, подаренном Михаилу Ильичу однополчанином Юрием Сильванским, много фронтовых фото-
графий друзей-лётчиков и документов, которые прослеживали боевой путь лётного полка. Как оказалось, для лётчика Мочалова он начинался в Подлипках: именно здесь 22 июля 1942 года была сформирована 292-я штурмовая авиадивизия под командованием легендарного Николая Каманина! Сомнений нет, в 1946 году Михаил Мочалов намеренно вернулся туда, где начинался его боевой путь.
Они поселились в Болшеве в четырёхэтажном доме, недалеко от прядильной фабрики. Вместе учились в институте, растили детей, вместе преподавали в школе: он — историю, она — русский язык и литературу. Вскоре Михаилу Ильичу предложили стать директором известной во всём Подмосковье школы-интерната для слепых детей.
Из воспоминаний учительницы Р.Н. Дьячковой:«Далёкий 1959 год. В Болшевской школе для слепых и слабовидящих детей обучалось 178 учащихся, а рассчитана она была всего на 80. Не было спортивного, актового залов, учебных кабинетов. В учительской проводились уроки пения, хранились наглядные пособия. Здесь же было рабочее место завучей. Кабинет директора и бухгалтерия находились в бараке, где проживали сотрудники. Учебные мастерские были расположены в отдельном здании в п. Первомайском.
На территории школы располагались подсобные службы, которые состояли на балансе школы и обслуживались её работниками: склады продуктовый и обмундирования для учащихся, котельная, конюшня, теплица, прачечная и два жилых дома. Все сооружения находились в плачевном состоянии: часто не было даже холодной воды (горячее водоснабжение отсутствовало полностью), то и дело выходила из строя котельная… Вот такое огромное, очень сложное хозяйство принял 6 февраля 1959 года Герой Советского Союза Михаил Ильич Мочалов».
Новая школа — это стало его первоочередной задачей. Строительные планы в области уже были утверждены, а потому ни о каком ином строительстве не могло идти и речи. Другой бы сдался, а он стал стучаться во все кабинеты высокого начальства. Упорство и звезда Героя возымели своё действие. Началось возведение школы. Все вопросы, вплоть до поставки строительных и отделочных материалов, решались в рабочем порядке. К трудностям Мочалову было не привыкать, и он, что называется, «крутился»: доставал, пробивал.
Строительство ещё не было закончено, а Михаил Ильич принимает решение — улучшить жилищные условия сотрудников. Начинаются новые хлопоты. И восьмиквартирный дом на улице Садовой, 19, был построен. Школу некоторые болшевские старожилы до сих пор называют «мочаловской». А в самой школе помнят и чтят директора и учителя Михаила Ильича.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ БЫВШИХ УЧЕНИКОВ И КОЛЛЕГ ГЛ.И. МОЧАЛОВА:
Бывший ученик школы, ныне учитель А.Н. Александров:
«У Михаила Ильича была своя система поощрения лучших учеников школы. Он организовал шефство над школой одного из кораблей Северного флота. Группа ребят совершила поездку в город Североморск в гости к морякам. Эта поездка сохранилась в памяти на всю жизнь. А через год к нам в гости приезжали моряки-североморцы».
Учительница Л.Г… Бухтеева:
«По инициативе Михаила Ильича получило дальнейшее развитие подсобное хозяйство. Пищевые отходы из столовой шли на корм свиньям, которые были приобретены школой. Свинину СЭС запрещала давать детям, поэтому её продавали. Вырученные деньги использовали на улучшение детского питания. Всё было по-хозяйски».
Медсестра М.А. Кайдановская:
«Никогда ничего не забывал. Если обещал, обязательно выполнял. Был внимателен и к детям, и к сотрудникам. Стремился воспитать в детях культурные навыки. Например, на обеденные столы в столовой стелили скатерти, и дети привыкали аккуратно кушать».
Строительство школы стало ещё одной победой духа Мочалова над обстоятельствами. Правда, платить за неё бывшему боевому лётчику пришлось надорванным сердцем: нажил инфаркт. «Я даже сердилась на него, — признаётся Софья Алексеевна, — за то, что работал на износ, после всех тяжёлых ранений, всего себя отдавал детям, школе, но иначе он не мог».
Михаил Ильич Мочалов ушёл из жизни весной: остановилось сердце. Ему был всего 51 год. В Вязниках на фасаде двухэтажного дома висит мемориальная доска, в которой указано, что в этом доме с 1921 по 1940 год жил Герой Советского Союза Мочалов Михаил Ильич. А сам дом стоит на бывшей Прядильной улице, той самой, где когда-то давно познакомились эти два замечательных человека. Сегодня улица носит имя Мочалова. И в небольшом украинском селе Недогарки, ставшего свидетелем героизма советских лётчиков, улице присвоено имя лётчика-героя М.И. Мочалова.

Элла ВЕРЕМЕЕВА.
На снимке С.Тарасова, 1944 год

Поделиться новостью

Добавить комментарий