26 апреля — День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах
Мужество высокой пробы
Олег Федорович Голыгин по профессии ювелир. А разговор у нас с ним о Чернобыле, поскольку Олег Федорович был в числе первых ликвидаторов аварии на ЧАЭС.
Олег родился в соседней с нами Шуе, профессию свою получил, как говорится, по наследству: его отец был ювелиром. Олег Голыгин учился в четвертом классе, когда семья переехала жить сначала на Алтай, а потом в Среднюю Азию: переезды были связаны с работой отца. Школу и профессиональное училище Олег заканчивал в Душанбе, оттуда ушел в армию. Отслужив два года в химчасти под Читой, вернулся и поступил работать на Душанбинский ювелирный завод гравером. Осенью 1986 года его по повестке военкомата вновь призвали в числе многих других запасников и отправили, как им было объявлено, «на землетрясение в Молдавию». Только в поезде они узнали, что их везут в Чернобыль.
В Хойниках, где им предстояло жить, их полк сменил часть из Казахстана.
«Душанбинцев» задействовали сразу – чуть ли не «с колес». Нужно было ни много ни мало очистить крышу 3-го и 4-го смежных энергоблоков от радиоактивного мусора. До этого на крыше работали японские, а потом и отечественные роботы, но техника не выдержала условий эксплуатации и вышла из строя. И тогда на смену пришли живые люди. Вначале отобрали десятку физически крепких, спортивных ребят. Олег Галыгин оказался в их числе, так как со школьной скамьи занимался спортом, был в свое время кандидатом в мастера по боксу.
Но самому первому выпало идти Николаю Емельянову, спортсмену-регбисту. Он должен был подняться на крышу, положить там дозиметр и тут же возвратиться. Ликвидаторов напутствовал сам академик Легасов, он наказывал ребятам, обязательно применять средства защиты и мыться как можно чаще…
Показания дозиметра помогли определить время пребывания на крыше – не более одной минуты: так высок был уровень радиации. Олег Голыгин пошел на крышу в одной из первых пар (выходили на объект по двое). С химзащитой тогда было «не очень», но выходящие на крышу должны были одевать «свинец»: защитный «жилет» из тонко раскатанного свинца, перчатки, а в сапоги класть специальные стельки; дыхательные пути защищала повязка «Лепесток».
За минуту работы Олег с напарником успевали загрузить пять-шесть лопат стронциевых трубок и осколков графитовых стержней в стальной лоток. Полминуты им давалось для выхода на объект и столько же – на уход с него. Таких выходов на крышу у Олега Федоровича Голыгина было три. Во время них он получил предельно допустимую по нормам в мирное время дозу радиации – 25 рентген.
Вот то главное, что сделал О.Ф.Голыгин во время ликвидации аварии на ЧАЭС. И многие чернобыльцы, в том числе и награжденные орденами, медалями, говорят сейчас, что те, кто был на крыше или в подвале 3-го и 4-го энергоблоков в 1986 году, те — настоящие герои. Трудно с этим мнением не согласиться, тем более что люди шли добровольно. А что это, если не массовый героизм.
Пробыв на ликвидации три месяца, О.Ф.Голыгин возвратился вместе с полком в Душанбе, на свой ювелирный завод. Но в 90-х годах, с развалом Союза, в Средней Азии сделалось неспокойно, а в некоторых местах шли настоящие войны. Русских стали вытеснять, и Олег Федорович, использовал очередной отпуск для переезда в среднюю полосу России, «поближе к березкам», как он выразился. Можно было поехать в Шую, но он выбрал Мстеру, где директор завода «Ювелир» А.В.Макаров предоставил специалисту главное по нашим временам: жилье и работу.
Позже Олег Федорович с завода ушел. Он решил заняться ювелирным делом самостоятельно и открыл свою мастерскую. Начинал почти с нуля, «с напильника», как он сам говорит. Но дело-то было его, родное, а упорства и трудолюбия ему было не занимать. Сейчас у него стабильно работающая мастерская и не одна: дважды в неделю он выезжает в Гороховец, работает и там.
О наградах О.Ф.Голыгин говорит скромно и просто: то, что жив и здоров остался – это и есть главная награда. Конечно, Благодарственные письма тогда из Чернобыля на работу направили, все отметки, в том числе и о 30-километровой зоне, в военном билете сделали, Знак участника ликвидации аварии на ЧАЭС вручили. Но к этому можно добавить вот что: все вязниковские кавалеры Ордена мужества или награжденные медалью «За спасение погибающих» получили их не сразу. В Минобороне рассмотрение дел по награждению чернобыльцев происходит чрезвычайно медленно. Можно предположить, что в Душанбе, откуда Олег Федорович был призван, вряд ли кто позаботится о достойной для его награде. А то, что О.Ф.Голыгин ее заслуживает, нет никакого сомнения. Соответствующее ходатайство уже подготовлено.
С.АПОСТОЛОВ.
Во имя будущего
Уважаемые друзья-побратимы Чернобыля! В преддверии 22-ой годовщины со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС, хочется выразить слова благодарности всем «ликвидаторам», совершившим свой подвиг во имя будущего поколения.
Немало было сказано добрых слов в наш адрес в местных средствах массовой информации. Особо хочется выделить газету «Маяк», ведущую рубрику о наших земляках-героях, выполнивших свой долг по защите нашего Отечества от ядерной «чумы» 20 века.
Этот массовый подвиг совершили обыкновенные люди, создавая ядерный щит на том участке «фронта», где это было необходимо для безопасности нашей Родины. Все граждане, подвергшиеся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС, производственном объединении «Маяк», а также ветераны подразделения особого риска, заслуживают пристального внимания со стороны государства.
В настоящее время идет процесс по внесению изменений и дополнений в базовый Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в его новой редакции. В связи с этим надеемся на то, что наша законодательная власть учтет недостатки, выявленные в ходе реализации данного закона, и в целом не нарушит прав граждан, заложенных в действующей Конституции.
Хочется выразить благодарность всем тем людям, которые бескорыстно помогают в работе нашей районной общественной организации «Союз Чернобыль» России, тем самым создавая задел в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
А. КУДЕЛЬКИН, председатель правления.