Школа продуктивного мышления
«Главная задача цивилизации научить человека мыслить» Эдисон.
Одна из самых главных проблем, встающих сейчас перед профильной школой, заключается в вопросе: «Как обучить школьников способам деятельности по приобретению новых знаний?».
Ученые отмечают недостатки в педагогическом процессе, среди которых главными являются: формирование у обучающихся жестких стереотипов; слабое использование инициативных процедур деятельности; отсутствие у учащихся навыков владения технологией творчества. Таким образом, ключевым моментом в работе любой профильной школы является понятие «творчество»
В нашей средней общеобразовательной школе №5 этим вопросам уделяется основное внимание. Под интеллектуальным творчеством мы понимаем умение выдвигать продуктивные идеи и реализовывать их. «Творчество — это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта» (Э.Фромм). Не случайно поэтому основным направлением в обучении и воспитании наших учеников является развитие их творческого мышления. В школе открыта областная экспериментальная площадка по теме «Развитие продуктивного мышления учащихся профильных физико-математических классов».
В результате эффективной работы педагогического коллектива ученики школы добиваются больших успехов. Ежегодно 85-100 процентов выпускников поступают в высшие учебные заведения нашей страны (абсолютное большинство — на бюджетной основе). К примеру, в прошлом году четверо из них стали студентами знаменитой Бауманки. Углубленное изучение школьниками профильных
предметов приводит их к блестящим результатам. Так, в 2007 году 15 выпускников школы №5 на Едином государственном экзамене по математике получили столько же «пятерок», сколько и выпускники всех школ города и района вместе взятые. А по физике из шести «пятерок» на ЕГЭ наши выпускники получили четыре. Результат сдачи ЕГЭ по русскому языку — один из лучших в районе.
Не менее важным показателем эффективности работы профильной школы являются результаты предметных олимпиад. Я всегда говорю своим ученикам: «Кто решает олимпиадные задачи — поступает куда хочет». Действительно, при решении олимпиадных задач у учащихся развивается нестандартное мышление, которое необходимо при решении сложных конкурсных задач. Результаты — отличные: СОШ №5 — единственная школа в городе и районе, которая имеет победителей и призеров областных олимпиад по математике и физике! Таких учеников за последние пятнадцать лет — более 30, среди них 8 — победителей.
Не случайно поэтому именно в средней школе №5 возникают инициативы по поиску новых форм развития творческого мышления учащихся. Так, прошлым летом на базе загородного летнего лагеря «Сосновый бор» была организована профильная физико-математическая смена «Эврика», которая продолжит свою работу и этим летом. Приглашаем отдохнуть и развить свои способности всех ребят, которые имеют склонности к изучению точных наук!
18 апреля состоится 3-й конкурс «Для тех, кто не слаб умом!» для учащихся 8-9 классов школ города и района. Его основные цели:
— выявление талантливых школьников в области математики и физики;
— развитие творческого (изобретательского) мышления учащихся;
— подготовка способных учеников к районным олимпиадам по математике и физике;
— дать толчок к саморазвитию детей, показать им красоту и привлекательность точных наук;
Конкурс организуется и проводится коллективом учителей МОУ СОШ №5 г.Вязники, работающих в профильных физико-математических классах. Место проведения — г.Вязники, ул.Свердлова, д.15, тел. 2-11-93, 2-05-77.
Сам конкурс довольно необычен. Ученикам предлагаются для самостоятельного решения три группы заданий по математике, физике и РТМ, которые они пытаются решить в течение двух часов. Задания подбираются так, чтобы ученику хотелось их решить, и для этого ему надо проявить смекалку и упорство.
Особенно привлекают внимание задачи по РТМ (развитие творческого мышления). Сюда входят и изобретательские задачи, и задания на опрокидывание сложившихся стереотипов мышления, и затруднительные житейские ситуации. Приведу несколько примеров таких заданий из предыдущих конкурсов. Попробуйте их решить!
1. На заводе раскопали участок трубопровода. Потребовалось уточнить: в какую сторону течет жидкость в трубе? Простукивали трубу на все лады, прислушивались -ничего не удавалось определить. — Будем резать трубу, — сказал инженер.- Что поделаешь. И тут появился изобретатель. — Зачем резать? — удивился он. — Можно это сделать проще. Как?
2. Когда известного французского пирата поймали и на суде спрашивали, где он хранил награбленные сокровища, то он упорно отвечал, что возил их с собой. Ему не поверили. И только спустя 2 столетия обнаружилось, что он был прав. Где же пират прятал свои сокровища?
3. Железные чашки высокоточных весов уравновешены. Как нарушить равновесие, не притрагиваясь к весам? Предложите несколько способов (класть на весы ничего нельзя).
После решения задач будет экскурсия по школе, чаепитие. Затем проводится разбор задач конкурса, где особое внимание обращается на то, как можно было бы догадаться до того или иного решения. Учащиеся знакомятся с некоторыми приемами поиска идей, которые вот уже много лет изучаются школьниками в нашей школе.
Параллельно с разбором заданий компетентное жюри, председателем которого является заведующий отделом образования и пединноваций управления образования В. И. Жарков, проверяет и оценивает работы конкурсантов, подсчитывая количество баллов, набранных каждым школьником отдельно по математике, физике и РТМ и общее количество баллов по всем трем предметам. После этого происходит награждение лучших конкурсантов по номинациям: абсолютный победитель конкурса, лауреаты конкурса, лучший математик (три места), лучший физик, лучший изобретатель, оригинальный ум, нешаблонное мышление, за самое необычное решение трудной задачи. Все победители награждаются грамотами и призами.
Дети, участвовавшие в двух предыдущих конкурсах, очень доброжелательно о них отзывались. А мы видим, как «загораются» их глаза, появляется интерес и к самим задачам, и к мыслительному процессу. Не менее важно и то, что школьники получают полную информацию о физико-математическом профиле обучения в старших классах и могут уже осознанно выбрать его, если испытывают склонность к изучению точных наук. Ведь именно в 8-9 классах каждый ученик определяет свою будущую карьеру и судьбу. Поэтому мы приглашаем всех желающих учеников 8-9 классов на 3-й конкурс «Для тех, кто не слаб умом».
М.ШУБА,
учитель математики СОШ№5, заслуженный учитель Российской Федерации.
Душегуб
says:Михаил Юрьевич — самый лучший учитель математики в мире