//   Погода:
Новости

Пусть вывески меняются, лишь бы люди оставались

Увеличить картинкуНесмотря на то, что в нашей области проходит очередная реорганизация всей системы управления охотничьими хозяйствами, не коснувшаяся, быть может, только первичного звена, послушать теперь уже бывшего охотоведа заказника Василия Никитина всегда интересно. Думаю, что «бывшим» он пробудет недолго. До последнего времени Клязьминско-Лухский заказник, как и другие заказники регионального значения, находился в ведении «Владэкоресурс». Эта структура сегодня ликвидируется, а в скором времени появится новая. Предположительно она будет называться «Госохотинспеция». Но само название значения не имеет. Важно другое: новая структура будет иметь региональное подчинение, и наш заказник попадет в ее ведение, хочется надеяться, с тем же штатом сотрудников.
А пока бывшие сотрудники заказника выполняют свою работу на общественных началах с привлечением энтузиастов-спонсоров. Последнее достижение этого тандема – удачная охота на волков, которая, кстати, оказалась в нынешнем сезоне первой. В районе местечка, где когда-то стояла деревенька Вербец и рядом с истоком, имеющим такое же название, удалось обнаружить и офлажить трех волков. Старый матерый волк, к неудаче охотников, сумел уйти под флажками, а вот двух волчиц застрелили. В этот охотничий сезон кстати замечено гораздо меньше серых лесных разбойников, чем, скажем, в прошлый: еще по осени стаю из пяти волков видел около кщарского кордона егерь Михаил Демкин, предположительно, три волка ходят неподалеку от озера Юхор, ну и последняя троица – та самая, что понесла потери вблизи урочища Вербец.
Стоит отметить, что волков в заказнике, возможно, на самом деле больше. Так по крайней мере считают старожилы этих мест. Просто с каждым годом серые хищники выбирают для обитания все более глухие места, а для того, чтобы их обнаружить, требуется все больше времени и средств. Охота на волков – вообще дело очень затратное. Пока выследишь, пока обнесешь место обитания хищников флажками, если, конечно, повезет, не один бак бензина у снегохода сожжешь. А кроме как на снегоходе в иные районы заказника ни на чем другом и не сунешься. Хозяин тайги медведь, который для заказника все еще новопоселенец, в полной мере показал свою звериную сущность. Напомню, что медвежьи следы последние несколько лет систематически замечали на дороге, ведущей от Якушихи на Колотилово. Так вот, в этом году сначала охотовед обнаружил задранного медведем лося, а чуть позже еще и кабана. Причем, если на месте гибели кабана были обнаружены только кости, и существует сомнение в причинах его гибели (присутствие здесь медведя выдали следы и помет), то лося точно задрал медведь. Никитин нашел этого лося, что медведь едва успел съесть брюхо животного, а каких-либо других причин смерти, – например, браконьерской пули – охотовед не обнаружил.
Странно однако, что медведь поселился в наших местах без подруги. По всем звериным законам, ему должно быть в заказнике одиноко. Санхарские военные лесничие рассказывали, правда, что еще прошлой весной видели недалеко от поселка медвежьи следы, но гораздо меньшего размера. У нашего медведя, судя по следам, масса никак не меньше двухсот килограммов.
Как-то мне уже удалось лично лицезреть и даже сфотографировать зубров, подходящих к кормушке. Снимки тогда из-за сгустившихся сумерек не получились, зато хорошо удалось рассмотреть четырех крупных зубров и двух зубрят. По поводу последних охотовед заметил, что сегодня это уже крупные быки, ничем не напоминающие тех беспомощных телят. А всего сегодня в заказнике живет 15 зубров, девять из которых работники заказника регулярно встречают, когда подвозят на ту кормушку звериный корм. Остальных они называют быками-одинцами, но и они далеко не отходят от территории, которая на карте заказника называется «зоной строгой охраны». Здесь же, по словам охотоведа, «несметное число кабанов». Причина столь необычной кабаньей стадности проста: эти звери питаются с зубрами из одних кормушек.
Зато лоси, которых также в заказнике много, кормушки игнорируют, от их аппетита страдают посадки молодых деревьев и прежде всего сосны.
Когда любители волчьей охоты еще только выслеживали свои будущие жертвы, их внимание привлекли следы трех рысей, которые, перейдя через замерзший Лух, пожаловали к нам в гости из Гороховецкого района. Видимо, у этих животных начался гон, и партнеров по брачным играм они надеются найти в заказнике, где, по мнению охотоведа, живет не менее шести рысей.
Наряду с типичными для наших мест тетеревами и глухарями, популяция которых в последнее время не увеличивается из-за разбойного поведения тех же рысей и кабанов (кабаны также любят разорять птичьи кладки), значительно выросло число еще одного вида лесных птиц – рябчиков. Рябчики постоянно встречаются возле озер Юхор и Кщара, а также вдоль русла Луха.
Хитрая по своей природе лисица сторонится тех мест, которые принято называть буреломом или непроходимой чащей, выбирает для своего обитания участки леса поближе к человеческому жилью. Лисы, так же как и зайцы, в численности за последние годы не прибавили, чего не скажешь о другом мелком хищнике – кунице. Куниц на сегодняшний день в заказнике никак не меньше полсотни особей. И это еще одна из причин, почему не увеличивается общая популяция лесных птиц.
Поговорив с бывшим охотоведом о том, как сейчас живется в заказнике тем, ради кого он был организован, не то чтобы совсем уж спокойно стало, но беседа оптимизма добавила. Зубров и кабанов, как все прошлые годы, будут кормить до апреля наверняка, охранные мероприятия, как пишут в бюрократических отчетах, проводятся. Да и недолго осталось ждать до завершения очередной реорганизации. Главное, что в области (об Олеге Анфимове приходилось слышать только самые добрые отзывы), что на местах – люди останутся прежние, заново учить никого не придется, свой профессионализм, считаю, они давно уже доказали.

В. ЛЬВОВ.
Фото А.РАТНИКОВА

Поделиться новостью

Добавить комментарий