Коммунальщики и собственники равны в правах и обязанностях
Начальник Владимирской жилищной инспекции В.И.Козырев, недавно посетивший наш район, местом встречи с населением и руководителями коммунальных служб выбрал микрорайон Нововязники неслучайно. По его словам, именно в Нововязниках каких-нибудь 10-8 лет назад ему приходилось бывать часто. Тогда шла настоящая война жителей поселка (в те времена Нововязники имели статус поселка) с властью и коммунальщиками. Проблем по ЖКХ в поселке была масса: фабричная котельная толком не работала, не работала баня, свои квартиры жильцы были вынуждены обогревать электроприборами, из-за чего на подстанции выходили из строя трансформаторы… Казалось, что ужасающему состоянию коммуналки в этом поселке не будет конца.
Все изменилось, отметил Владимир Иванович, после того, как в Нововязники провели природный газ. За последние несколько лет жалоб от жителей этого микрорайона в его ведомство не поступало. Возможно, сделал предположение главный жилищный инспектор, коммунальщики и местная власть справляются со своими обязанностями, а может, жители терпят неудобства, но жаловаться не хотят.
Как позднее покажет взаимное общение В.И.Козырева с теми, кто собрался в тот день в недавно отремонтированном зале Нововязниковского Дома культуры, претензии у жителей к коммунальщикам есть, как, впрочем, и у коммунальщиков к жителям, но это уже не те неразрешимые проблемы, которые будоражили поселок в приснопамятные времена.
Как мне лично показалось, гость из Владимира был даже в чем-то удивлен тому, что из зала не поступило жалоб по отоплению квартир. Вернее сказать, одна такая жалоба все же была, но она касалась сроков отопительного сезона, а не качества этой коммунальной услуги. Сроки, пояснил главный жилищный инспектор, определяют нормативы, которыми местная власть и руководствуется. Если среднесуточная температура выше (или ниже) той, что указана в спущенном сверху нормативе, принимается решение о начале (или окончании) отопительного сезона. Трудно угодить всем пожеланием на этот счет, если неправомерно сокращать или наоборот затягивать отопительный сезон. Сегодня цена на эту коммунальную услугу «кусается». Кому-то, например, может не понравиться, что отопительный сезон затягивается сверх меры.
Присутствовавший на этой встрече директор МУП «Теплосервис» Б.Г. Пятов высказал к жителям микрорайона свои претензии. Принявший чудовищные масштабы слив воды с системы отопления не только увеличивает никем не компенсируемые расходы его предприятия, но и может привести к выходу из строя технологического оборудования. Прощай тогда бесперебойная работа модульных котельных. Подобные прецеденты, отметил Пятов, в городе уже есть.
Естественно, присутствовавшие на этой встрече жители микрорайона высказывали руководителям коммунальных служб и другие претензии. В частности, по вывозу бытовых отходов. Руководитель и этой коммунальной службы Д.Ю.Астафьев находился в зале, поэтому вопрос попробовали решить на месте. Предприятие, руководимое Астафьевым, обязано вывозить мусор из контейнеров, что оно, собственно говоря, и делает, но не обязано ежемесячно ликвидировать стихийные свалки, которые устраивают сами жители, а уж точно не коммунальщики. Выход один – не допускать возникновения свалок там, где им быть не положено, тогда не с чем будет бороться.
Практически на все вопросы, которые находятся в компетенции В.И.Козырева, ответы на этой встрече были найдены. Правда, жители не ограничились разговором только о жилье и коммунальных услугах и по привычке стали задавать руководителю из областной администрации все самые наболевшие вопросы, в том числе про состояние дорог и уличное освещение. А самые подобострастные просители пошли дальше, вспомнили времена, когда за счет фабрики в многоквартирных жилых домах периодически ремонтировали подъезды.
Вообще говоря, подобные вопросы было слышать странно, потому что битый час до этого главный жилищный инспектор рассказывал о новом Жилищном кодексе, об ответственности собственников жилья за содержание многоквартирных жилых домов и об их взаимоотношениях с руководителями коммунальных служб.
В.И.Козырев, кстати, назвал Жилищный кодекс, вопреки распространенным мнениям, вполне «приемлемым документом», по которому можно работать, если отбросить не нужные политические пристрастия. Естественно, этот небольшой по формату документ не способен охватить все коллизий, которые возникают, когда речь идет о правах и обязанностях собственников жилья. Более широкое его трактование можно найти в правительственных нормативных актах.
Владимир Иванович не согласился также, что Жилищный кодекс переложил весь ворох проблем по капитальному ремонту жилья на собственников. Просто собственники должны проявлять инициативу для того, чтобы участвовать в областных программах по капремонту. Эти программы, разумеется, содержат принципы софи-нансирования, но сегодня собственники могут рассчитывать на меньшую часть от общих затрат. К тому же Вязники смогли выполнить необходимые условия, чтобы попасть в число трех территорий нашей области, которые будут получать федеральные средства на эти цели. В общем, благополучие во многом зависит от тех, кто его ожидает.
Говоря о качестве коммунальных услуг и проблеме неплатежей, В.И.Козырев подчеркнул, что качество услуг для тех, кто за них платит, ни в коем случае не должно зависеть от того, что кто-то услуги не оплачивает. Спорить с таким утверждением трудно, но как на практике находить управу на нерадивых, — стопроцентного рецепта не дал и начальник государственной жилищной инспекции. Позже, когда встреча закончилась, и большая часть участников разбрелась по домам, именно этим вопросом В.И.Козырева донимали коммунальщики.
Достаточно много времени в своем выступлении Владимир Иванович уделил и вот какой проблеме. В сфере жилищно-коммунального хозяйства не должно быть муниципальных предприятий. Услуги населению должен оказывать частник. Частник не потерпит задолженностей, не будет работать себе в убыток, а муниципальное предприятие всегда готово копить долги. Мысль сама по себе не новая и злободневная, хотя возможно именно из-за неуверенности во всеобщей законопослушности частник в ЖКХ и не торопится.
Заканчивая это мероприятие, В.И.Козырев призвал собственников жилья и руководителей предприятий ЖКХ вместе бороться с имеющимися сегодня недостатками. Только так можно достичь желаемого результата. Он также посоветовал собственникам жилья бороться с нарушением их прав в судах, если на это есть веские основания. Писать жалобы по этой теме Президенту также бесполезно, как просить у моря погоды. В конечном итоге такая жалоба все равно окажется во вверенной ему комиссии.
В.ЛЬВОВ.