//   Погода:
Новости

Когда политика довлеет над экономикой

Увеличить картинкуНаступление нового года – это не только сверкающие огнями елки, шампанское и фейерверки. С некоторых пор любимый в народе праздник ассоциируется еще и с обязательным повышением тарифов на коммунальные услуги. Депутаты муниципальных образований, входящих в Вязниковский район, не успели провести организационные заседания, как им на утверждение уже принесли документы, содержание которых определило грядущие цены за электроэнергию, газ, воду и тепло на ближайшие двенадцать месяцев.
Депутаты – не безропотные машины по утверждению документов, которые для них подготовили специалисты из профильных отделов городских и сельских администраций. И нельзя сказать, что этот вопрос для народных избранников не более, чем процедура. Сам слышал, как шло обсуждение в горсовете. Объективно любой из депутатов лучше разбирается в тарифной политике, чем обычный потребитель, но соотношение цены и качества за оказываемые коммунальные услуги вызвало бурные дебаты между теми, кто новые тарифы подготовил, и теми, кто их должен был узаконить.

ДЛЯ КОГО ТАРИФЫ ДОРОГИ?
Без всякого сомнения можно сказать, что сегодняшние тарифы на коммунальные услуги – удовольствие не из дешевых для всех. Что уж тут говорить о малоимущих и пенсионерах. Существует, однако, установленный правительством стандарт, по которому предельный размер платы за коммунальные услуги не должен превышать 22 процента совокупного дохода семьи. Если этот предел превышен, семья (или отдельный человек) имеет право на субсидию. К слову сказать, в 2007 году таким правом воспользовались около десяти процентов квартиросъемщиков, проживающих в нашем районе. Средний размер субсидии составил немногим более 800 рублей. Всего на субсидии было потрачено 28 млн.рублей.
Вроде бы понятно: те, кто нуждаются, без поддержки не остаются. Однако, как это часто бывает, не все, что прописано не бумаге, легко осуществимо на деле. И загвоздка здесь не только в обычной человеческой лени: у кого-то, скажем, не хватает терпения пройти все необходимые бюрократические процедуры, чтобы получить все полагающееся по закону. Существуют еще и социальные нормативы, которыми государство ограничило получение субсидий. В этих нормативах оговорена, к примеру, максимальная жилая площадь, обладатель которой может рассчитывать на помощь государства. Эта площадь из расчета на одного человека не должна превышать 33 квадратных метра.
В нашем районе немало одиноко проживающих пенсионеров, которые владеют большими метрами жилой площади. А субсидию они могут получить только на установленный социальный стандарт.
Кроме этого, существуют еще и нормативы потребления коммунальных услуг. Если превысил социальную норму – плати по полной. В результате человек, получающий пенсию в 3,5 тысячи рублей, вынужден платить за услуги больше 2 тысяч. Для таких людей коммунальные услуги – действительно тяжкое бре-
мя. Но все эти нормы и стандарты установлены федеральными властями, местная власть эти вопросы не регулирует.

НАСКОЛЬКО ОБОСНОВАН ЭКОНОМИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫЙ ТАРИФ?
Предприятия, которые оказывают коммунальные услуги населению, не вправе самостоятельно определять их стоимость. Проще говоря, цены не являются свободными – они регулируемые. Стоимость электроэнергии, газа и теплоэнергии устанавливает департамент цен и тарифов администрации области, а во что населению обойдется вода, водоотведение и утилизация отходов решает местная власть. Каждая строка расходов, каждая цифра в них многократно подтверждаются.
Расчет тарифов – очень трудоемкий процесс, который ежегодно экономисты на предприятиях и в органах исполнительной власти ведут много-много месяцев. После того, как тарифы утвердят, их называют экономически обоснованными. Насколько это соответствует действительности, вопрос спорный. Сами экономисты, к примеру, считают, что в самом понятии – экономически обоснованный тариф – есть значительная доля лукавства, потому что ни один тариф не покрывает фактической себестоимости расходов предприятия.
Происходит это по целому ряду причин, главной из которых считается следующая. Удельные нормы расходов, которые составляются на основании утвержденных стандартов, не соответствуют их фактическому содержанию. Положено, например, на 1 ги-гакалорию тепла потратить сто условных единиц топлива, такую цифру и утвердят в департаменте при расчете тарифа. А по факту всегда получается перерасход, причем довольно значительный.
Причины, по которым подобное происходит, напрямую не зависят от коммунальщиков. Сегодня им приходится хозяйствовать в котельных, которые были построены в бытность социалистических экономических отношений. Котельные (особенно в поселках и деревнях) строились при фабриках и должны были не только обогревать промышленные помещения, но и поддерживать технологический процесс выпуска готовой продукции.
Сегодня фабрики либо не работают, либо резко сократили производство. Жилье – лишь малая часть из того, для чего эта котельная строилась. А для того, чтобы привести котельную в рабочее состояние, ее приходится, что называется, раскочегаривать на всю катушку. Коэффициент полезного действия таких котельных составляет 20-30 процентов, а топливо, получается, вылетает в трубу.
Кстати сказать, «наследие мрачных времен» сказывается не только на работе тех, кто обеспечивает наши квартиры теплом. Очистные сооружения в поселке Мстера рассчитаны на отведение 10 тысяч кубометров сбросов в сутки. Сегодня они пропускают через себя, дай Бог, 0,5 тысячи кубометров. Но для того, чтобы обеспечить производственный процесс в полном объеме, приходится нести те же самые расходы. Представляете, во что обходится потребителю такая вот канализация? Вернее сказать, обходилась бы, если бы он, потребитель, полностью оплачивал расходы Мстерского ЖКХ.
Схожая ситуация в Никологорах. Никологорское ВКХ является планово-убыточным предприятием, потому что себестоимость одного кубометра водоотведения здесь стоит 16,2 рубля, а население платит по тарифу 10,8 рубля. Боюсь, что те, кто мало знаком с политэкономией социализма, даже понять не смогут, что означает термин «планово-убыточный», а для коммунальщиков такое положение дел в порядке вещей.
Департамент по тарифам и ценам администрации области занимает в этом вопросе однозначно твердую позицию, не позволяя коммунальщикам закладывать все непроизводственные расходы в тарифы. С точки зрения потребителя департамент абсолютно прав: почему тот, кто получает услуги, должен нести расходы, которые напрямую его не касаются? А коммунальщики терпят прямые убытки. И чем дальше, тем политика департамента становится жестче. Он все больше ограничивает коммунальные предприятия на предмет возмещения убытков, требуя от них модернизации производства, внедрения ресурсосберегающих технологий. А любая модернизация, между тем, невозможна без серьезных капиталовложений. При нашей бюджетной ограниченности в один момент ее уж точно не проведешь.
В результате мы имеем обоюдоострую проблему: то, что дорого для потребителя, по цене совсем не устраивает поставщиков услуг.

ПОГОВОРИМ О КАЧЕСТВЕ
Обычно качество товара или услуги напрямую зависит от цены. Можно сказать, что цены на коммунальные услуги сегодня «кусаются». Так дайте нам качество, которое соответствует цене.
Что касается города, то здесь эту проблему я бы поделил. Качество воды, которая поступает в наши квартиры, вполне соответствует требуемым нормам. Возможно, для кого-то она недостаточно «вкусная», но, по крайней мере, у Роспотребнадзора к ней серьезных нареканий нет, иначе крупные штрафы «Водоканал-сервису» не заставили бы себя долго ждать.
Больше всего нареканий у вязниковцев вызывает горячее водоснабжение. Поступающая в квартиры вода не имеет нужной температуры, иногда ее даже горячей можно назвать с большой натяжкой. Вся проблема здесь в том, что изначально горячее водоснабжение в нашем городе создавалось не так, как этого требуют современные технологии. У каждого многоквартирного дома должен быть свой тепловой узел (бойлерная). К нему подается холодная вода, дальше в дом идет горячая. Теплотрассы, сколько их ни изолируй, воду нужной температуры до потребителя в холодное время года не доставят. К тому же, с изоляцией – тоже проблемы. Как следствие – в квартирах недостает тепла.
Сливать горячую воду с радиаторов и надеяться, что этим можно поднять температуру в квартире, потребителя заставляет тоже неудовлетворительное качество услуги. А МУП «Теплосервис» несет от этого дополнительные расходы. Постоянная подпитка влечет за собой перерасход основных энергосоставляющих и увеличивает убытки предприятий. МУП «Теплосервис» (в городе) и МУП «Теплоснабжение» (в районе) также, по сути, планово убыточные предприятия. Единственный выход из сложившейся ситуации – модернизация, качественное переоснащение производства. Другого пути нет.
И что же этому мешает…?

НЕ ДО ЖИРУ, НАМ БЫ ВЫЖИТЬ…
Все дело в том, что действующие тарифы для предприятий, сколько бы их ни ругали за дороговизну, это – тарифы выживания, потому что в них не заложены средства на развитие. Коммунальные предприятия имеют два источника доходов: деньги от потребителей услуг и бюджетные вливания. Других источников нет. Всё, что удается хоть как-то обновлять, делается за счет бюджетных вливаний.
Существуют, правда, областные программы, участие в которых дает возможность обновления производства, но все они действуют на условиях софинансирования. Хочешь получить, например, 10 миллионов рублей из областного бюджета, вложи столько же из местного.
Бюджет нашего района состоит только на 30 процентов из собственных доходов. Рады бы широко шагнуть, да не получается. Амортизационные расходы, которые заложены в тарифы, это, поверьте, очень небольшие деньги. За них, кстати, предприятия ежегодно отчитываются — сколько собственных средств потрачено на обновление производства.
Забегая вперед, хочется сказать: как-то не поворачивается язык обвинять во всех бедах, которые существуют в сфере ЖКХ, одни только предприятия. Подобная ситуация характерна для страны в целом, а не только для нашего района. И коммунальщики, в общем-то, едят свой хлеб не зря. Да, мы их часто ругаем, но трудно себе представить, что бы с нами было, если бы не их каждодневный труд.

ПО КАКИМ ПРАВИЛАМ ВЕДЕТСЯ ИГРА
В действующих правилах игры, которые для коммунальщиков изначально проигрышны, из-за того, что тарифы ниже реальной себестоимости оказываемых услуг, есть еще один немаловажный аспект, не упомянуть о котором нельзя. Полную стоимость тарифов оплачивают только юридические лица. Для населения существует ограничительный предел, выше которого цену на тарифы поднимать нельзя.
Предельный рост тарифов по совокупности коммунальных услуг при неизменном объеме потребления на этот год установлен губернатором в размере 20 процентов к году предыдущему. За отопление, которое отпускает МУП «Теплоснабжение», потребитель платит только 57 процентов от экономически обоснованного тарифа, если услугу оказывает котельная, работающая на природном газе, и 40 процентов, если котельная работает на других видах топлива. Разницу дотирует бюджет.
Такая же ситуация, с меньшей разницей, и по водоснабжению. Для потребителей – это благо, а по сути – «головная боль» для властей. Бюджетные деньги, вместо того, чтобы направить их на ту же модернизацию, идут на текущие расходы.
Однако выбирать не приходится, таковы правила игры. А расходы, меж тем, впечатляют. По муниципальному образованию «город Вязники» доля возмещения бюджета на оплату коммунальных услуг составит 13 миллионов рублей, муниципальное образование «поселок Никологоры» — 9,1 миллиона рублей, муниципальное образование «поселок Мстера» — 2,6 миллиона рублей, муниципальное образование Октябрьское – 15,3 миллиона рублей, муниципальное образование Степанцевское – 6,7 миллиона рублей, муниципальное образование Паустовское – 13, 7 миллиона рублей, муниципальное образование Сарыевское – 157 тысяч. Добавьте сюда еще и бюджетные расходы на содержание бань в городе и сельских поселениях, из которых клиент оплачивает только половину действительной стоимости этой услуги, получите сумму с многими нулями.
Но даже из тех денег, которые предприятия должны получить на свои расчетные счета, полностью они получают только то, что идет из бюджета. Что же касается населения, то собираемость здесь составляет около 84 процентов. В прошлом году коммунальщики недополучили ни много ни мало 21 миллион рублей. И эти деньги им уже никто не компенсирует. В результате проблемы с уплатой налогов, с выплатой заработной платы сотрудникам, предприятия теряют высококвалифицированных специалистов, не могут заниматься повышением качества оказываемых услуг. Одним словом, прямая дорога к очередному банкротству.
Специалисты, чей удел ежедневно разбираться в нуждах и запросах одних и бедах проблемах других, утверждают, что в нынешних тарифных хитросплетениях больше политики, чем экономики. А значит без помощи государства навести порядок в коммунальном хозяйстве вряд ли удастся.
Сегодня многие пытаются решать некоторые проблемы, связанные с коммуналкой, самостоятельно. Как пример, модное, но недешевое поветрие по установке индивидуального отопления в квартирах. Кардинально такие меры всех проблем не решат. Гораздо интересней, на мой взгляд, вариант, когда возле каждого многоквартирного дома (или вокруг нескольких домов) будет стоять придомовая котельная. Так, по крайней мере, не будет обделенных. Но и это дорогое удовольствие, хотя пример в нашем районе уже есть (ТСЖ «Дельфин в Никологорах), и при желании любое ТСЖ – при условии совместного финансирования – может такое себе позволить.
В любом случае, теплоснабжение – это только одна из составляющих полного списка коммунальных услуг. Все остальные услуги не менее важны и тоже должны быть доступны и комфортны.
Буквально на днях пресс-служба администрации области сообщила о том, что Губернатор подписал постановление, в котором утвержден план реформирования жилищно-коммунального хозяйства области на 2008 – 2010 годы. Аналогичные планы рекомендовано разработать и органам местного самоуправления.
Основными направлениями реформы в ближайшие три года, в частности, станут развитие инициативы собственников жилья, развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания многоквартирных домов, развитие коммунальной сферы на основе государственно-частного партнерства, совершенствование тарифного регулирования и формирование долгосрочной тарифной политики.
Сегодня частник в коммуналку, мягко говоря, не рвется по уже известной причине: мало экономики, много политики. Ведение бизнеса в этом сегменте рынка пока что больших прибылей не сулит – речь идет об элементарном выживании. Однако после 90-х, когда о коммунальном хозяйстве в государстве попросту забыли, отдав на откуп городам и районам, в наши дни об этих проблемах все чаще говорят на самом высоком уровне. И это радует – в одиночку органы местного самоуправления с решением всех проблем, существующих в жилищно-коммунальном хозяйстве, не справятся.

В. ЛЬВОВ.

Поделиться новостью

Добавить комментарий