Решение Совета народных депутатов г.Вязники № 8 от 26.12.2007г.
Об утверждении Положения о создании,
развитии и обеспечении охраны
лечебно-оздоровительных местностей и
курортов местного значения на территории
муниципального образования «Город Вязники»
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами от 23.02.1995 № 36-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно — оздоровительных местностях и курортах» , от 14.03.1995 № 33- ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законом Владимирской области от 05.01.2000 № 1-ОЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Владимирской области», Совет народных депутатов муниципального образования «Город Вязники» р е ш и л::
1. Утвердить Положение о создании, развитии и обеспечении охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального образования «Город Вязники» согласно приложению.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования в газете «Маяк», но не ранее 01 января 2008 года.
Глава муниципального образования,
Председатель Совета народных депутатов
В.В. Кириллов
к решению Совета народных депутатов
муниципального образования «Город Вязники»
от 26.12.2007 № 8
1.Общие положения
1.1. Настоящее положение устанавливает условия для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального образования «Город Вязники» в соответствии с Конституцией Российской Федерации , Федеральными законами «О природных лечебных ресурсах, лечебно – оздоровительных местностях и курортах», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране окружающей природной среды», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законом Владимирской области «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Владимирской области».
1.2. Устанавливает порядок использования природных лечебных ресурсов местного значения.
1.3. Основные понятия
В настоящем положении используются следующие основные понятия:
— лечебно – оздоровительная местность – территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и отдыха населения;
— курорт – освоенная и используемая в лечебно – профилактических и оздоровительных целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры;
— природные лечебные ресурсы – минеральные воды, лечебные грязи, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха;
— округ санитарной охраны – особо охраняемая природная территория с установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно – оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно – оздоровительных местностей и курортов, где природные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие) устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной охраны является границей лечебно – оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района);
— пользователи – юридические и физические лица, осуществляющие разработку и использование природных лечебных ресурсов на основании лицензии;
— курортный регион (район) – территория, с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной охраны.
2.Статус лечебно — оздоровительной местности, курорта
1. Лечебно — оздоровительные местности и курорты, которые могут быть расположены на территории муниципального образования «Город Вязники», могут иметь федеральное, областное или местное значение.
2. Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте.
3. Статус санаторно — курортных и оздоровительных организаций
1. Санаторно — курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно — профилактических организаций (бальнеологическая лечебница, грязелечебница, детская грязелечебница, детский санаторий, курортная поликлиника, санаторий (курорт), санаторий для детей с родителями, санаторий — профилакторий, санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия) и функционируют на основании государственной лицензии.
2. Предприятия, учреждения, организации, предназначенные для отдыха населения и туризма, имеют статус оздоровительных организаций (дома отдыха, пансионаты отдыха, базы отдыха, туристские базы , лагеря отдыха).
3. Деятельность санаторно — курортных и оздоровительных организаций, независимо от форм их собственности регламентируется уставом или положением, учредительным договором.
4. Реорганизация санаторно — курортных и оздоровительных организаций независимо от форм собственности осуществляется с сохранением ими своей лечебно — оздоровительной специализации.
4. Санитарная охрана лечебно — оздоровительных местностей и курортов
1. Санитарная охрана лечебно — оздоровительных местностей и курортов имеет целью сохранение природных физических и химических свойств лечебных средств курортов и оздоровительных свойств лечебно — оздоровительных местностей, а также предохранение их от порчи, загрязнения и преждевременного истощения.
2. Охрана лечебно — оздоровительных местностей и курортов осуществляется посредством установления округов санитарной охраны.
Границы и режим округа санитарной охраны для лечебно — оздоровительных местностей и курортов областного и местного значений устанавливаются в соответствии с законодательством.
3. В составе округа санитарной охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях, при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
4. Внешний контур округа санитарной охраны является границей лечебно — оздоровительной местности или курорта.
5. Санитарно — оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной охраны осуществляется в соответствии с действующим законодательством за счет средств пользователей, землепользователей, а также юридических и физических лиц, нарушивших режим санитарной охраны.
6. Контроль и надзор за обеспечением санитарной охраны лечебно — оздоровительных местностей и курортов на территории муниципального образовании осуществляют в пределах своей компетенции, уполномоченные органы в соответствии с действующим законодательством и органы местного самоуправления.
5. Полномочия органов местного самоуправления
К полномочиям органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны природно — лечебных ресурсов, лечебно — оздоровительных местностей и курортов относятся:
— представление в администрацию области предложений о признании территории лечебно — оздоровительной местностью или курортом местного или областного значения;
— участие в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного назначения, генеральных планов (программ) развития курортов и курортных районов;
— контроль за рациональным использованием и охраной природных лечебных ресурсов, лечебно — оздоровительных местностей, курортов и их земель в пределах своей компетенции.
6.Экономический механизм функционирования и развития лечебно-оздоровительных местностей и курортов, санаторно-курортных и оздоровительных организаций.
1. Санаторно — курортные и оздоровительные организации, расположенные в лечебно — оздоровительных местностях и курортах, могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.
2. Изменение формы собственности санаторно — курортной и оздоровительной организаций осуществляется в соответствии с законодательством.
7. Финансовое обеспечение функционирования и развития лечебно — оздоровительных местностей и курортов
Финансирование лечебно — оздоровительных местностей и курортов местного значения, включая обеспечение развития транспорта и связи, систем тепловодоснабжения и канализации, энергоснабжения, природоохранных мероприятий на территории лечебно — оздоровительных местностей и курортов осуществляется за счет средств местного бюджета в соответствии с муниципальной программой освоения земель лечебно — оздоровительных местностей, использования природных лечебных ресурсов и развития курортов , а также за счет иных источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации и Владимирской области.
8. Имущество санаторно — курортных и оздоровительных организаций и порядок его использования
1. Санаторно — курортным и оздоровительным организациям для осуществления лечебно — профилактической деятельности и отдыха населения в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются земельные участки и другие природные ресурсы. Размер земельных участков должен отвечать потребностям функционирования объектов лечебно — профилактического, оздоровительного и хозяйственного назначения и включать первую зону санитарной охраны природных лечебных ресурсов.
2. Застройка земель лечебно — оздоровительных местностей и курортов осуществляется с соблюдением правил, установленных для проведения соответствующих работ на особо охраняемых природных территориях и согласно принятым положениям о них.
3. Санаторно — курортные и оздоровительные организации используют здания, строения и иное имущество исключительно в целях профилактики заболеваний, лечения и отдыха населения, в иных целях без ущерба для лечебно — оздоровительной деятельности, если это предусмотрено федеральным законом.
9. Порядок предоставления природных лечебных ресурсов
1. Природные лечебные ресурсы местного значения предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха на основании лицензии в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
2. Предоставление природных лечебных ресурсов для иных целей не допускается.
10. Разработка месторождений минеральных вод и лечебных грязей и использование других природных лечебных ресурсов
1. Разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей, других природных лечебных ресурсов осуществляется в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными актами Российской Федерации на основании лицензий, предоставленных на каждый вид деятельности.
2. Объемы добываемых минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами здравоохранения, к категории природных лечебных ресурсов, лимитируются утвержденными по промышленным категориям запасами и сроками их эксплуатации. Технические методы, применяемые при эксплуатации указанных лечебных ресурсов, основываются на технологических схемах их разработки. Качество природных лечебных ресурсов регламентируется специальными медицинскими заключениями, определяющими кондиционное содержание полезных и вредных для человека компонентов.
3. Технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств.
4. Природные лечебные ресурсы используются в лечебных целях в соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на каждый вид такой деятельности.
11. Ограничение, приостановление и прекращение права разработки и использования природных лечебных ресурсов
1. В случае нарушения установленных правил разработки и использования природных лечебных ресурсов право на эти виды деятельности может быть ограничено, приостановлено и прекращено.
2. Право ограничения, приостановления и прекращения разработки и использования природных лечебных ресурсов принадлежит органу государственной власти, выдавшему лицензию на данный вид деятельности, и органам, осуществляющим государственный контроль за данным видом деятельности.
3. Ограничение, приостановление, прекращение права разработки и использования лечебных ресурсов не освобождает виновных лиц от иных видов ответственности, предусмотренных законодательством.
12. Разрешение споров в области использования и охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов
1. Споры в области использования, охраны и функционирования лечебно — оздоровительных местностей и курортов, имущественные споры, связанные с возмещением вреда, причиненного лечебно — оздоровительным местностям и курортам, а также здоровью человека, подлежат рассмотрению в судебном порядке.
2. Экономические споры и споры в сфере управления разрешаются арбитражным судом в соответствии с законодательством.
13. Договоры и соглашения с зарубежными организациями
В соответствии с нормами международного права, законодательством Российской Федерации и Владимирской области договоры и соглашения с зарубежными организациями по использованию, развитию и охране природных лечебных ресурсов, лечебно — оздоровительных местностей и курортов могут заключаться органами местного самоуправления.