Е.Виноградов дал большое интервью владимирскому «Бизнес журналу»
Накануне нового года солидный глянцевый «Бизнес-журнал» опубликовал большое интервью с Главой Вязниковского района Евгением Виноградовым. В статье под названием «Проект «Муниципалитет» Евгений Михайлович подробно рассказал о положении дел на вверенной ему территории, поделился планами на перспективу. С полным текстом статьи вы можете ознакомиться ниже.
Проект «Муниципалитет»
До революции Вязники были городом купцов-миллионеров. Со времен Петра Великого мануфактуры, расположенные на этой территории, были практически монополистами по производству льняных тканей в России. 1/1 в советские времена продукцию вязниковских предприятий знала вся страна. Сегодня, преодолев кризис постперестроечных времен и крах легкой промышленности, Вязники готовятся к реализации одного из крупнейших в области инвестиционных проектов. — Светлана Лапцова
Лучший способ получить представление о реальной экономике любой страны — посмотреть, как живут люди за пределами крупных городов. Россия всегда блистала столицами, а жила и богатела за счет провинции. Сегодня состояние дел в российской глубинке благополучным не назовешь. О том, как на местах во владимирском регионе решают комплекс «запущенных» проблем, нашему журналу рассказал глава Вязниковско-го района, председатель Совета муниципальных образований Владимирской области Евгений Виноградов. Этот человек не понаслышке знает, насколько сложно в наше время приходится местному самоуправлению. Ведь все свои проблемы и беды люди адресуют той власти, которая к ним ближе всего. При этом законы, которые регулируют и жизнь людей, и деятельность местной власти, принимают все-таки «наверху». Так, немало споров, не утихающих до сих пор, вызвал федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ФЗ-131).
— Как вы оцениваете этот закон?
— Я был активным участником обсуждения проекта этого закона еще на стадии разработки. Бывал и в Государственной думе на заседаниях комитета по местному самоуправлению, и не скрываю, что выступал с резкой критикой проекта на парламентских слушаниях. Я и сейчас считаю, что этот закон слишком легковесен. Это не только мое мнение, так считают многие мои коллеги из разных регионов. Все они говорят о том, что правильнее было бы назвать этот правовой акт не законом о местном самоуправлении, а законом об управлении муниципалитетами из центра. V нас нет права на маневр, нет права думать и поступать так, как того требует ситуация на месте. А ведь на ситуацию могут влиять многие факторы: и возможности территории, и менталитет населения, и уровень его образования. Из Москвы всего не увидишь. С помощью 131-го закона нами командуют, причем в достаточно жесткой форме. Нам построчно расписали наши полномочия, ответственность и возможности. Шаг влево, шаг вправо — это уже ослушание. Я считаю, что такого в принципе быть не должно. По моему мнению, нужно было принимать рамочный закон, определяющий принципы и границы поведения. А на базе рамочного закона субъекты Российской Федерации издавали бы свои нормативно-правовые акты, учитывая региональную специфику.
— Что же все-таки вам, как действующему главе района, не нравится в 131-м законе?
— Прежде всего то, что полномочия местного самоуправления превышают возможности муниципальных образований. Налоговая база не соответствует объему полномочий. Я понимаю, что и возможности страны пока еще ограничены, ведь степень разрушения экономики была такая, что из этой ямы нам еще долго придется выбираться. Но, тем не менее, необеспеченность доходной части муниципальных бюджетов — это серьезная проблема. Члены правительства и министры часто заявляют, что большинство муниципальных образований живет с профицитом, что наши доходы превышают расходы. Это лукавство. Мы же расходы планируем из тех средств, что можем собрать. И по сравнению с тем, какие средства сейчас требуются на ремонт и строительство жилья, дорог, учреждений здравоохранения и образования, эти расходы просто капля в море. А ФЗ-131 нам настолько «зажал» эти расходы, что на бумаге получился профицит, а на деле — хроническое недофинансирование. Вроде бы доходов больше, чем расходов, только вот этих расходов не хватает даже на жизненно необходимые вещи.
А народ считает, что местная власть не работает. Люди видят, что в стране ситуация стабилизировалась, и ждут разрешения насущных проблем уже сейчас. В связи с общим подъемом экономики страны ожиданий у населения много. И со всем этим идут, прежде всего, к местной власти. А мы в ряде случаев можем только развести руками.
Если говорить о доходах муниципального бюджета, то нелишним будет отметить, что нам оставили самые «проблемные» налоги: земельный налог и налог на имущество. Это, в свою очередь, выводит на первый план еще массу проблем, законодательно вообще никак не урегулированных. Например, владельцы жилья в многоквартирных домах за землю не платят. И механизма сбора этого налога просто нет. Между прочим, именно Вязники поднимали этот вопрос на государственном уровне, вплоть до Минфина, но механизм работы в этом направлении так и не создан. Потери бюджета мы оцениваем в сумму около12 млн. в год.
— Насколько эффективен 131-й закон с точки зрения межмуниципального взаимодействия?
— Вот как раз здесь и кроется главный недочет 131-го закона, который, вместо того чтобы объединять, приводит к появлению сепаратизма. В основном это проявляется в спорах между районами и районными центрами. Так сложилось, что на одной территории есть два уровня власти, с двумя разными бюджетами, с разными полномочиями. Население, между прочим, этого не понимает. Ко мне, как к главе района, идут люди по любым вопросам. Когда им говоришь, что их вопрос должны решать городские власти, они обижаются, думают, что я отмахиваюсь от их проблем. Вот поэтому и нужно было дать субъектам Федерации такую систему власти, которая привычна для людей. Когда несколько лет назад, еще до принятия закона, мы объединили город и район в округ Вязники, всем стало легче. И совокупность ресурсов двух дотационных муниципальных образований, как оказалось, дала большой эффект для территории. Мы получили возможность маневрировать.
131-й закон раздробил бюджеты и полномочия, а готовы ли к этим полномочиям вновь созданные образования — никого не интересовало. Сегодня сельские муниципальные образования в один голос заявляют, что они не «потянут» коммунальное хозяйство. И это на самом деле огромная проблема для маленького муниципалитета. У нас в Никологорской зоне есть предприятие ЖКХ, которое обслуживает четыре муниципальных образования. Как быть в этой ситуации? Сделать так, чтобы в каждом МО было по предприятию ЖКХ — очень накладно. И вот четыре главы вынуждены обращаться к одному «коммунальному» начальнику. Кто из них будет командиром в этой ситуации? Конечно, начальник ЖКХ. Вот почему мы это ЖКХ оставили в районном подчинении. Такие нюансы люди, писавшие закон, должны были учесть. А если не можете предвидеть все до мелочей, то дайте нам возможность управлять территорией в соответствии с нашим знанием ситуации.
Пока мы жили под единым властным началом в виде округа Вязники, система работала. Теперь нас разделили на восемь муниципальных образований, и до непонимания и больших разногласий при таком положении вещей очень недалеко.
Нам удалось заранее нивелировать возможность этих проблем — главы всех муниципальных образований района избирались единой командой. Меня, уж извините за нескромность, признали старшим главой. И мы единой командой так и работаем: собираемся вместе, решаем наболевшие вопросы, смотрим, где необходимо немедленное вмешательство, куда направить деньги. Понимаем друг друга. Система работает. Но эта ситуация скорее исключение, чем правило. А что будет дальше, после выборов, когда места глав могут занять другие люди, необязательно миролюбивые руководители, сказать пока трудно. В области уже есть случаи, когда сепаратизм между главой района и главой районного центра достиг апогея. Там не работа идет, а драка. А где «паны дерутся», там нет конструктива, нет работы на людей и для людей. 131-й закон очень сильно стимулировал подобные процессы. Нельзя было не предугадать этого. Если говорить о политике, то активизация сепаратизма — главная проблема 131-го закона.
— Второй год идет реализация приоритетных национальных проектов. Принесли ли они какую-то ощутимую помощь Вязниковскому району?
— Безусловно. Хотя когда все это было впервые озвучено, мы — практики — были настроены скорее скептически. А сейчас видим — это самые что ни на есть реальные инвестиции в социальную сферу, причем в самые проблемные отрасли: образование, медицину, строительство жилья, сельское хозяйство. Сейчас есть тенденция к появлению еще и пятого проекта — коммунальное хозяйство.
Отрадно, что шесть вязниковских школ стали миллионерами. Три в прошлом году и еще три — в этом. Причем не только благодаря президентским грантам, но и за счет грантов из местного и областного бюджетов. Тринадцать педагогов получили по сто тысяч. Участников конкурса, не ставших победителями, тоже решено было премировать — опять-таки из местного и областного бюджета. В классах появилось современное оборудование, стала обновляться школьная мебель. Вкладываются деньги в такие направления, о которых мы раньше даже не мечтали. Например, все школы сейчас оснащены пожарно-охранной сигнализацией.
Есть ощутимые перемены и в сфере здравоохранения. По нацпроекту мы получили восемь машин скорой помощи, три рентгеновских аппарата, несколько аппаратов УЗИ и другое оборудование, которое мы никогда бы не смогли закупить на свои деньги. Поэтому наш скептицизм превратился в уверенность в том, что наконец-то федеральные власти увидели, какие проблемы реально существуют в стране. Ну и, конечно, деньги появились в бюджете. А это значит — страна на правильном пути.
Кстати, Вязниковский район единственный в области строит новые ДК. Первый мы построили во Мстере, второй сейчас вводим в строй в Никологорах. Причем превратили в ДК пустующие универмаги потребкооперации. В этих поселках домов культуры не было никогда. Это тоже говорит о том, что жизнь начинает налаживаться.
— Одним из самых больных вопросов всегда было обеспечение людей жильем. В этом направлении есть положительные подвижки?
— Конечно, есть. Ведется новое строительство, ипотечное кредитование развивается. Правда, еще велики проценты по ипотеке, но все это «притрется». В этом году губернатор по программе капитального ремонта жилья выделил средства из областного бюджета. 26,5% необходимых средств мы получили от субъекта РФ, треть изыскали в местном бюджете и треть собрали с жителей. Заработала программа участия населения в ремонте собственного жилья. Сейчас из федерального бюджета еще пойдут деньги на ликвидацию ветхого и аварийного жилого фонда. Впервые (такого даже при советской власти не было) мы 80 домов поставили на капитальный ремонт. В основном требовали ремонта кровли. Ситуация была такой, что просто стон стоял. На следующий год цифры по капитальному ремонту мы планируем увеличить.
—А как в целом складывается социально-экономическая ситуация в Вязниковском районе? Как развивается промышленность?
— Огромные сложности в 1990-е годы возникли именно на тех территориях, где преобладала текстильная отрасль, тем более — льняная, которая первой рухнула в годы реформ. Егор Тимурович Гайдар сказал, что нам эта продукция будет не нужна, мы более дешевую завезем с Востока, что он и сделал. Но он, видимо, не знал, что рядом с фабрикой, производящей ткани, живут люди. Фабрика умерла, и население осталось без работы. Начались гигантские социальные проблемы. Нельзя было так делать. Это образец неумелого управления экономикой, незнания тонких механизмов народного хозяйства. Экономика сама по себе не может существовать. Вокруг нее есть социальная сфера, бюджет. Поэтому сейчас для нас основное — заместить старые виды производства новыми. Внедрять новые технологии. Того объема льняного производства, который был при советской власти, сегодня не требуется. Остатки полуразрушенных предприятий борются между собой, что не очень хорошо, да и работают они весьма неустойчиво. Сегодня в городе стабильно работают только два предприятия — это льнокомбинат и Сеньковская мануфактура, ну и еще две фабрики в районе. А было 15 предприятий.
Производство в текстильной отрасли упало до тех объемов, которые востребованы рынком, осталось примерно около 20% от прежних объемов. Больше рынку не нужно. Эта ниша занята. Правда, нашему льнокомбинату удалось сохранить монополию в производстве брезента. — А как обстоят дела с сырьем?
— По-разному. В этом году не хватило сырья на весь год — в прошлом был плохой урожай. Но сейчас ситуация выровнялась, и мы надеемся на лучшее, ведь нам всегда приходится зависеть от поставщиков. В начале 1950-х годов лен на территории Вязниковского района выращивать перестали. Завозили его из Тверской и Вологодской областей, из Белоруссии. Так до сих пор и завозят. Попытались мы несколько лет назад возродить льноводство, но не потянули, не удалось возродить весь сложный технологический комплекс. Прямо скажу, нужны огромные инвестиции. И оборудования нет, да и кадров не стало. Может, для того объема производства, который сегодня существует, собственная сырьевая база и не нужна. Хватает и привозного сырья. Из той же Белоруссии. Еще из Египта лен завозят, он там растет в районе Нила, а джут везут из Индии. Что поделаешь, мы стали частью мировой экономики. Это нормально.
— Сегодня все бросились развивать туризм. Кажется, и ваш район не миновало это модное поветрие?
— Модное поветрие — это когда предпосылок нет, а поучаствовать в кампании очень хочется. У нас же есть все необходимое для того, чтобы сделать туристическую отрасль еще одной доходной статьей в экономике района. У нас красивейшие места, замечательная природа. И я не понимаю, кто нас записал в бесперспективные регионы с точки зрения развития туризма. Знаете, когда сюда приезжают делегации, они удивляются, в какой красивый город попали. Ведь везде есть свои изюминки. Вот на свои особенности и будем делать ставку.
У нас есть уникальный музей — музей песни XX века. Такого нигде в мире больше нет. И он очень посещаем. Это не просто музеи — это центр культурной жизни района, клуб творческой интеллигенции. Хотим создать и музей истории советского периода, пока еще память о той эпохе жива. Решаем сейчас проблемы с помещением.
Планируем развивать экологический туризм, связанный с русским бытом, с деревней, с рыбалкой и охотой. Мечтаем сделать туристическим брэндом древний город Ярополч, с которого и началась история Вязников. Есть у нас и паломнический туризм, наше малое Дивеево со святыми источниками. И, конечно, народные промыслы. Название «Мстера» — это же, как теперь говорят, уже раскрученный брэнд.
Очень перспективно для района и такое направление в сельском хозяйстве, как переработка даров природы: ягод, грибов, дичи. У нас уже работает фирма по переработке грибов и ягод с иностранным капиталом.
— Чем же вы привлекаете инвесторов?
— Мы не имеем права давать льготы. Это не наша прерогатива. Но мы максимально снимаем бюрократические препоны, сокращаем сроки согласований, например, на подключение к коммуникациям.
— Сегодня у всех на слуху — создание вязниковского технопарка. Что это за проект?
— «Технопарк Вязники» — часть нашей стратегии развития. В нем предусмотрены несколько площадок под промышленные и логистические объекты, под рекреационные зоны. Этот проект— только начало, но начало, что называется, ударное. 26 ноября состоится конкурс по продаже земель, и только после торгов начнется разработка детального проекта. Но уже сейчас очень много заявок поступает от западноевропейских производителей на размещение промышленных объектов на территории технопарка. Инвестором является словенская фирма Trimo VSK, она обустраивает инфраструктуру площадки, подводит коммуникации, а затем занимается производством тепла и электроэнергии. Поставляет предприятиям, размещенным на площадке, все необходимые услуги, оборудует и отвечает за эксплуатацию инфраструктуры. Промышленные предприятия уже не занимаются решением многочисленных организационных и управленческих вопросов. Себестоимость продукции снижается, а значит, она становится и более конкурентоспособной.
— Почему решено было строить технопарк именно в Вязниках? Чем обусловлен выбор площадки?
— Площадка удобно расположена между двумя магистральными дорогами: автомобильной трассой «Москва — Нижний Новгород» и железной дорогой. А это два серьезных условия для создания логистических узлов. Еще один плюс площадки — небольшое расстояние до подключения к коммуникациям. К преимуществам можно отнести и то, что у нас не очень дорогая земля. Наличие трудовых ресурсов — тоже значимый фактор. Рядом расположены четыре крупных поселка с разорившимися текстильными предприятиями. Люди из этих поселков ездят на работу в другие районы. Надеемся, что теперь они смогут найти хорошую работу с достойной зарплатой и в родном городе.