Вернётся ли большое кино в Вязники?
В этом году вязниковский кинотеатр «Россия» мог бы отметить своё 45-летие. Но уже много лет он закрыт для широкой публики, и о том, чтобы знакомиться с новинками кинематографа на большом экране в родном городе, местным киноманам приходится только мечтать.
Кризис, как нетрудно догадаться, наступил в 90-х годах прошлого века, и до сих пор власти района не имеют возможности поправить дело, хотя в отсутствии такого желания обвинить их никак нельзя. На полный капитальный ремонт кинотеатра (или, иначе, киноцентра «Ярополье» — такой статус получил этот очаг культуры в 1991 году) требуются большие деньги и время. В прошлом году в бюджете района было найдено полмиллиона рублей, чтобы отремонтировать только крышу, которая фактически сгнила. Отделом архитектуры сделано предупреждение, что потолок может рухнуть в любой момент — он держится только на столбах. Поэтому с большим количеством посетителей работать здесь просто боятся. Иногда в здании задействуется разве что малый зал — посетителями, по договору со школами, становятся учащиеся. Летом ребята ходят сюда от городских площадок — смотрят сказки, фильмы военной тематики. Состояние киноплёнок, мягко говоря, оставляет желать много лучшего. В тех же пресловутых 90-х, когда вязниковское отделение кинопроката приказало «долго жить», его богатые фонды едва ли не были уничтожены полностью. Опустевшее здание проката, которое толком не охранялось, стало лёгкой добычей для праздно шатающейся молодёжи. Бобины с фильмами растаскивались просто так, от нечего делать. Киноплёнки чуть ли не обматывались вокруг здания. Отдел культуры принял решение срочно спасти то, что осталось. Из почти пяти тысяч банок удалось сохранить две тысячи. Но прокрутить ленту без проблем практически не удаётся — от ветхости она трескается и рвётся. В кинопрокате умели заниматься склейкой и делали это не очень заметно. В кинотеатре таких специалистов не было. На такие фильмы трудно приманить даже сельского жителя. Клубы предпочитают иметь в своём арсенале телевизор и DVD. А если где-то и отваживаются показать старое кино — как, например, в Сергиевых-Горках, — то выручка составляет… 20 рублей с фильма.
Правда, если вспомнить историю кинотеатра, начинавшуюся 45 лет назад, то она с самого начала не была гладкой. Об этом в своё время довелось услышать от Анны Михайловны Скуратовой — бессменного киномеханика «России». Возводился очаг культуры к 45-летию Октябрьской революции, и, как это нередко происходило в подобных случаях, с недоделками — лишь бы успеть к юбилейной дате. Стены здания внутри были гладкими, что не давало нужного резонанса — особенно это было заметно зрителям первых рядов. Неполадки были и с полом, и с электропроводкой — провода тянулись прямо по полу. Последний факт, надо сказать, и омрачил торжественный день открытия.
По воспоминаниям Анны Михайловны, народу по такому случаю пришло «под завязку». Намеченный для показа фильм только что сошёл с кинематографического «конвейера». Это была чёрно-белая широкоформатная лента режиссёра А.Салтыкова «Бей, барабан!» на тему о воспитании подрастающего поколения. Зрители, которым посчастливилось купить билет, приступили к просмотру. К несчастью, один из посетителей, принявший на грудь в честь праздника, споткнулся о провод, тянувшийся по полу. Подача электричества была прекращена; сеанс, естественно, прервался. Народ, лишённый зрелища, в гневе устремился к аппаратной…
В итоге столь неудачного старта кинотеатр был временно закрыт. Позже приезжали разные комиссии, устраивались разносы. Проводка была переделана, но зритель всё равно не спешил в оскандалившееся учреждение — и из-за плохого звука, и из-за того, что кто-то из строителей «пулю пустил», будто потолок вскоре должен рухнуть… Те, кто всё же не смог преодолеть своей страсти к большому экрану, предпочитали на всякий случай садиться на последние ряды. Изменения к лучшему наступили, когда изнутри зал был обит деревом — выиграла акустика. К тому же, в конце 60-х годов кинематограф всё больше становился цветным, начался вал индийских фильмов, так что план, первоначально выполнявшийся от силы на 50 процентов, почти всегда теперь дотягивал до цифры 100, а то и зашкаливал за неё.
В «застойные» годы в «России» порой устраивались премьеры фильмов, приезжали кинозвёзды. Когда завершились съёмки знаменитых «Неуловимых мстителей», фильм был незамедлительно показан в Вязниках, а перед сеансом выступили члены съёмочной группы — в том числе, исполнитель роли Валерки Михаил Метёлкин. Ещё бы — ведь Вася Васильев, создавший образ полюбившегося всем Яшки-цыгана, был родом из Вязников! Его земляки не могли не испытывать по этому случаю вполне понятной гордости.
А вот Василию Лановому в «России» не очень повезло. О визите кинозвезды сообщили очень поздно, на этот день был уже поставлен фильм, относившийся к числу «некассовых» — что-то из старого польского кинопроката. Так что неразрекламированному Лановому пришлось выступать перед полупустым залом. Сбор у него получился соответственным, и город артист покинул недовольным.
Сегодня о том, как на встречу с очередной новинкой кинематографа спешили зрители; о том, как выход в кино превращался в немалое культурное событие, остаётся только вспоминать. Местные власти видят выход в том, что кто-то из предпринимателей возьмёт кинотеатр в долгосрочную аренду и тогда он получит возможность превратиться в современный киноцентр, каковой и положено иметь городу в XXI веке. Интерес был проявлен владимирской пердпринимательницей, взявшей в аренду кинотеатр «Факел». Но, побывав в Вязниках, она решила, что население города недостаточно для того, чтобы вложенные деньги окупились — был бы он, к примеру, масштаба хотя бы Коврова… Тем не менее, администрация района, разместив соответствующую информацию на своём сайте, надеется, что со временем большое кино всё-таки вернётся в Вязники.
Светлана ЛИФАНОВА.
Фото автора.