//   Погода:
Новости

Малярия: далекая и близкая

Увеличить картинку(Окончание. Начало в № 66.)
Тропическая малярия — наиболее тяжелая форма малярии, поскольку уже в первые дни может принять опасное для жизни течение. При этой форме малярии больной может погибнуть мгновенно.
Наблюдается высокая, почти ежедневная лихорадка, приступы, сопровождаются резкой мышечной и головной болью, тошнотой, рвотой. Если болезнь вовремя не выявлена и специфическое лечение своевременно не назначено, то развивается осложнение — малярийная кома, острая почечная недостаточность….
Для малярии была свойственна выраженная сезонность. В период подъема заболеваемости малярией (июнь-август) сотрудниками малярийной станции проводилась химиопрофилактика. С целью профилактики использовался хинин. А в связи с подъемом заболеваемости малярии сотрудники малярийной станции проводили оздоровление местности путем сокращения мест возможного выплода переносчика заболевания — комара. В 1947 году бони-факторами было обследовано очень большое количество водоемов. Причем. 369 водоемов являлись анофелогенными. Их обрабатывали путем опыления химическими ядами. Это давало полную смертность личинок.
Профилактика малярии также во многом зависит от уничтожения окрыленного комара. При обработке сотрудники малярийной станции основное внимание уделяли на районы города, которые непосредственно примыкали к анофелогенным водоемам. В них обработка производилась 3-4 раза. Верхний ярус города (Смычка, Толмачево, Новая линия, Ярополье) были обработаны один раз.
В 1947 году сотрудниками малярийной станции было обследовано 2388 помещений, среди них 561 жилище, обработано 244 помещений.
Следует отметить, что в жилых помещениях малярийный комар встречался редко.
Заведующая малярийной станцией Е.В.Любомудрова в «Конъюнктивном обзоре о работе в Вязниковской малярийной станции за 1947 год по сравнению с заболеваемостью 1946 года» писала: «Существенным тормозом в проведении противомалярийных работ было отсутствие транспорта у малярийной станции. В течение всего лета предприятиями города и района предоставлялся транспорт на 7 рабочих дней. В основном транспортировка аппаратуры и ядоматериалов проводилась на плечах бонификаторов»
Для защиты от укусов комара использовалось засетчивание помещения. Оно в первую очередь проводилось в больницах, роддоме, детских садах и яслях, в учебных заведениях, на фабрике имени Карла Маркса, доме отдыха в поселке Мстера, а также в нескольких частных домах.
Через хинизаторов было выдано во временное пользование 150 пологов населению, в пионерские лагеря, на лесоразработки леспромхоза. Контроль использования пологов осуществлялся хинизаторами. В ноябре в виду окончания малярийного летнего сезона пять хинизаторов, работающих от фабрик, были сокращены. В это же время в городе наблюдалась эпидемия сыпного тифа, что потребовало провести неотложную срочную борьбу со вшивостью. В связи с этим хинизаторы были переданы в помощь участковым врачам в поликлинику имени Семашко и Ярцевскую амбулаторию.
Крупные гидротехнические мероприятия выполнялись промышленными предприятиями. В 1947 году были отремонтированы гидросооружения в пойме реки Клязьмы, сооружения двух плотин на территории поселка Ярцево, рабочими предприятий города занято большое количество земли в пойме Клязьмы под овощные культуры. Понижение уровня воды в озере Посконное высвобождало несколько гектаров земли, ранее заболоченной и анофелегенной.
В конце 40-х годов стал наблюдаться спад заболеваемости малярией. В этом большую роль сыграли противомалярийные мероприятия, проводимые малярийной станцией, а также климатические условия: необычайная низкая температура воздуха в январе уменьшила запас комаров на зимовках.
Большое значение в деле ликвидации малярии играла и санитарно-просветительская работа: читались лекции, делались доклады, проводились семинары…
В послевоенные годы стало уделяться большое внимание подготовке кадров для работы на малярийной станции. Так, например, только в первом квартале 1950 года был проведен семинар с хинизаторами-бонификаторами малярийной станции, в областной малярной станции прошла обучение на курсах инструкторов-бонификаторов Н.Г.Шелепаева.
По данным Вязниковской малярийной станции в 1951 году наблюдалось снижение первично зарегистрированных малярийных больных на 86 процентов. Сотрудники малярийной станции по-прежнему проводили большую работу. Так, например, план энтомологической работы был перевыполнен в общей сложности более чем в полтора раза.
В 1952 году и последующие годы малярия в Вязниках регистрировалась в виде спорадических случаев, хотя говорить о полной ликвидации малярии как массового заболевания было еще рано. Так за 9 месяцев 1952 года было выявлено 8 больных малярией. По-прежнему основное значение придавалось выявлению больных малярией, обязательному исследованию крови на малярию лихорадочных больных.
В 1952 году на малярийной станции работали: помощник врача Ю.П.Астафьева, энтомолог С. А. Шилов, лаборант Е.В.Егорова, гидротехник К.К.Козочкин, инструкторы-бонификаторы Н.Г.Шелепаева, И. И. Холодова, Е. В. Прошенкова, инструктор-химизатор А. В. Холодова, бонификаторы В.М.Константинова и Н. А. Маркелова, санитарка А. И. Набатова.
В результате самоотверженного труда коллектива малярийной станции и сети ЛПУ к 1960 году малярия в Вязниках была ликвидирована.

Е.ЛЕБЕДЕВА,
ст. научный сотрудник Вязниковского историко-художественного музея. НА СНИМКЕ Н.Г. Шелепаева – инструктор-бонификатор.

Поделиться новостью

Добавить комментарий