”Валентин Анастасиев носил пистолет в носовом платке”
45 лет назад уроженец Вязников возил ядерные бомбы на Кубу
«Простите, что заставил ждать”, — говорит 82-летний генерал-майор Валентин Анастасиев, приглашая в кабинет.
Оттуда выходит посетитель. Валентин Алексеевич работает первым заместителем председателя Совета организации ветеранов Украины.
— На фронт я попал восемнадцатилетним, — садясь за стол, говорит по-русски. На одной руке у него — часы, на другой — браслет из желтого металла. — И сразу на Прохоровское поле. Нас из ста пяты новобранцев через день осталась половина. А через неделю остался практически лишь я.
В боях на Букринском плацдарме, возле села Гребни, Валентин Анастасиев был ранен. 24 июня 1945-го участвовал в параде Победы на Красной площади в Москве.
— Только в нашей роте были четыре героя Советского Союза. Шли мы ”коробкой”. Жукова и Рокоссовского видел очень хорошо — на конях, с саблями, — вспоминает.
В 1955-м в звании капитана его направили в распоряжение Совета министров СССР.
— Наше министерство занималось изготовлением ядерных бомб. 32 года я собирал ядерные заряды.
Служил Валентин Анастасиев в Арзамасе -16, в Феодосии, на Урале, в Ивано-Франковске. В 1956-м руководил доставкой двух ядерных бомб с аэродрома Багерово под Керчью на Семипалатинский полигон в Казахстане.
— Везли эти бомбы, так называемые ”татьянки”, на двух самолетах ТУ-4. Они были собраны не полностью. Поэтому, даже если бы упали, не взорвались бы. В воздухе, — добавляет генерал, — нас сопровождали истребители, чтобы не свернули с маршрута.
Достает из черной папки круглую пластмассовую ручку.
— Вот, — показывает. — С ее помощью я в Семипалатинске устанавливал высоту срабатывания — 340 метров. Когда самолет до нее снижался, бомба падала. Летчики потом говорили — маленькая, но злющая!
В сентябре 1962-го Валентина Анастасиева задействовали в операции ”Анадырь”.
— Сказали: едешь на испытание на Северный Ледовитый океан. С собой берешь шесть ”изделий”, то есть ядерных бомб. Эшелоном прибыли на станцию Ваинга, под Мурманском. Все документы забрали. Загрузили на арктическое экспедиционное судно ”Индигирка”.
Я сунулся в трюм, а там до черта других ”изделий”. Не одна сотня. Сразу понял, что это — не испытание. Да и летнее гражданское обмундирование выдали — ботинки, брюки, китайские рубашки. Из-за Кубы между СССР и США как раз возник Карибский кризис, — вспоминает Валентин Алексеевич.
В кабинет заглядывает парень.
— Иди, обедай, — позволяет ему Анастасиев. — На Кубе мы разгрузились. Бомбы разместили на даче бывшего диктатора Батисты, в кирпичном сарае. Это возле города Мариель, километров 70 к западу от Гаваны. Практически на берегу моря.
Всем руководил комендант, майор Мищенко. Кухня была общей. Кубинцы охотно ели нашу кашу.
С местным руководством имели контакты?
— В поисках аэродромов, где можно разместить бомбы, облетел всю Кубу. Но Фиделя не видел. А Че Гевара тогда был где-то вне Кубы.
О пребывании Анастасиева на Острове Свободы семья и не подозревала.
— Микоян к нам прилетал. И предложил всем написал письма. Мешок писем в его самолет бросили. Я не указал жене, где я. Но она и так понятна.
Личное оружие имели?
— Уже на Кубе выпросил пистолет. Носил в кармане в носовом платке, потому что ходил в гражданском.
Как жили без документов?
— Я там имел полную свободу. Жил преимущественно в Гаване, в отдельном коттедже. По моей физиономии видно, что я — ” компанье ро русо”. А в то время компанье ро скажет расстрелять — и расстреляют.
На кубинок обращали внимание?
— Некогда было, — отшучивается Валентин Алексеевич. — Хотя мулатки очень красивы. И простота отношений невероятная. Скажи мальчику: вот 5 песо, приведи какую-нибудь. Приведет любую.
Анастасиев вспоминает эпизод.
— Для наших на корабле ”Мария Ульянова” прибыл персонал большого госпиталя. Большинство — женщины. Донесли Фиделю. Он вызывает нашего посла Алексеева: ”Ну что же вы нас в неудобное положение ставите? Неужели мы вас не обеспечим женщинами?”.
Климат как переносили?
— Тяжело, — вздыхает Анастасиев. — В тени до 45 градусов. Носовые платочки завязывали на голове узлами по бокам. Среди кубинцев это считалось непристойным.
Наградили вас?
— Орденом Красной Звезды. Вот, я здесь есть, — Валентин Алексеевич показывает книгу ”У края ядерной черты”. — Редкая книга.
Могло дойти до военного противостояния?
— Да нет, вряд ли. Авиация наша еще подготовлена не была. Но ракеты оперативного назначения с радиусом действия 2000 км были готовы процентов на 40. Этого было достаточно, чтобы от Америки ничего не осталось.
Биография
1925, 22 февраля — Валентин Анастасиев родился в городе Вязники Владимирской области России
1940 — поступил в текстильный техникум
1943, 12 июля — попал на фронт; 8 октября — ранен на Букринском плацдарме
1945, 24 июня — участник парада Победы на Красной площади в Москве
1949 — поступил в Московскую военную инженерную академию
1952 — женился на Лидии Николаевне
1953 — родился сын Игорь, в настоящее время пенсионер вооруженных сил РФ
1956 — доставил две атомных бомбы для испытания на полигон в Семипалатинск, Казахстан
1960 — родился сын Вадим, работает в Японии в посольстве РФ
1962 — командировка на Кубу
1963 — награжден орденом Красной Звезды
1987 — уволился в запас, переехал в Киев
2001 — первый заместитель председателя совета Организации ветеранов Украины