//   Погода:
Новости

«Информационное обслуживание налогоплательщиков: комфорт или неудобства?»

Увеличить картинкуОбщение налогоплательщиков и налоговых органов посредством Интернет – технологий началось с 2004 года, когда появилась возможность направлять налоговую и бухгалтерскую отчетность по телекоммуникационным каналам связи. Хоть и с заметным опозданием, но это было прорывом навстречу требованиям века. Тогда прогрессивное начинание подхватили 49 юридических лиц области. В 2006 году таких налогоплательщиков было уже 2333, а по состоянию на 30 июня текущего года 4443: 3907 организаций и 536 индивидуальных предпринимателей.
Немного о порядке сдачи отчетности в электронном виде. Данную форму сдачи отчетности могут применять все налогоплательщики, которые подключены к Интернету. Все инспекции области оснащены необходимой техникой для приема электронных данных от налогоплательщика. Начать следует с посещения налогового органа, сайта УФНС России по Владимирской области www.r33.nalog.ru и специализированных операторов связи. Именно они сегодня обеспечивают налогоплательщиков технической возможностью информационного обслуживания налогоплательщиков. Спецоператоров в области четыре, а сеть их подразделений охватывает всю область.
Конфиденциальность информации гарантирована. Все они имеют лицензии ФСБ РФ, Минсвязи РФ, ФАПСИ РФ, работают по договорам с УФНС России по Владимирской области и имеют опыт работы с налогоплательщиками. Налогоплательщику будут предложены программные средства с удобным интерфейсом работы. Применяемая система цен достаточно гибка, для разных категорий налогоплательщиков применяются скидки.
Помимо установки выбранной программы и ее обслуживания оператор предоставит налогоплательщику электронную цифровую подпись и ключи шифрования. При подаче декларации подпись позволяет налоговым органам не только идентифицировать подписавшееся лицо, но и установить, что информация в электронном документе не была искажена. Использование такой подписи защищает файлы отправленных электронных документов от изменений.
Чтобы применять электронную цифровую подпись, у налогоплательщика будет два ключа — закрытый и открытый. Закрытый ключ известен только налогоплательщику и используется для подписания документа. Открытый ключ известен получателю электронного документа — в данном случае налоговому инспектору, он используется для проверки подлинности подписи.
Когда налогоплательщик подписывает документ электронной цифровой подписью, к тексту добавляется строка, которая содержит информацию о самом документе и о закрытом ключе организации. А когда документ получит инспектор, он сможет, применив программу анализа электронной цифровой подписи, установить два факта: что подпись действительно принадлежит налогоплательщику и в текст после подписания не вносились никакие изменения.
Как правило, операторы заключают первый контракт на год. Общая стоимость подключения к системе сдачи отчетности в электронном виде складывается из цены самой программы, стоимости регистрации в системе, стоимости подписи и годовой абонентской платы. Цена приобретения программы и её подключения в среднем составляет 3200 рублей. По истечении первого года налогоплательщик будет платить только абонентскую плату, которая в среднем составляет 3600 рублей в год.
Файлы с отчетностью сначала поступят на сервер оператора связи, а оттуда в налоговую инспекцию. Получив документы, оператор высылает подтверждение, в котором указаны дата и время отправки налогоплательщиком каждого конкретного файла. Это подтверждение, заверенное электронной цифровой подписью оператора, — аналог почтового штемпеля на конверте при отправке отчетности по почте. Как только вы получили от оператора подтверждение, декларация считается представленной.
В течение суток (без учета выходных и праздничных дней) налоговики высылают налогоплательщику протокол о результатах проверки на соответствие формату, заверенный электронной цифровой подписью инспекции. В протоколе указывается, что декларация прошла входной контроль. Помимо протокола налоговый орган высылает обратно файл отчетности, подписанный уже двумя электронными цифровыми подписями — налогоплательщика и налоговой инспекции. Этот документ хранится в архиве у обеих сторон. Об этом сказано в п. 3.2 Регламента, утвержденного Приказом МНС России от 4 февраля 2004 г. N БГ-3-06/76.
И ещё раз о преимуществах и недостатках.
Главный довод «за» – это, бесспорно, экономия времени налогоплательщиков и инспекторов. Но, помимо экономии времени, в безбумажном способе есть еще ряд преимуществ и главное из них, отнимающее и время и нервы бухгалтеров, снижение количества ошибок. При отправке файлы проходят обязательный контроль на правильность заполнения формата.
Отчетность можно отправить в удобное для налогоплательщика время, вплоть до 24 часов последнего дня сдачи, в то время, как график работы налоговой инспекции и почты ограничен.
Что касается цены услуги, здесь есть очень положительный момент: если договор со специализированным оператором связи заключен на одно рабочее место, а бухгалтер направляет с этого рабочего места отчетность от нескольких налогоплательщиков, то дополнительной платы не требуется, а если и требуется (в зависимости от выбранного оператора связи) то минимальная.
На сегодняшний день процесс прохода отчетности от налогоплательщика к налоговому инспектору полностью отлажен, случаи сбоев редки, а случаи утери отчетности вообще отсутствуют. Если вдруг, по каким-то причинам, продолжительность передачи отчетности увеличится, ответственность за это несет ответственное лицо специализированного оператора связи. Да и устранение сбоев – это головная боль не налогоплательщика, а обязанность спецоператора.
Повышение эффективности работы территориальных налоговых органов – вопрос вопросов для ФНС России и работа в этом направлении ведётся усиленно, но нарекания со стороны налогоплательщиков пока есть. Электронная сдача отчетности помогает решению этой проблемы. Полная автоматизация процесса позволяет инспекторам оперативно обрабатывать информацию, и не допускать технические ошибки при вводе данных. Экономия времени также позволяет им больше внимания уделить тем налогоплательщикам, у которых нет возможности подавать отчетность в электронном виде.
Кроме того, когда у налогоплательщика налажена система электронной сдачи отчетности, то и у него уменьшаются затраты времени на её составление, проверку, систематизацию, обработку, хранение документов и их архивов.
Процесс, понятно, платный, не все налогоплательщики могут позволить себе дополнительные расходы, но ведь, сэкономленное на отчетности время – это тоже деньги.
Доводов за применение электронного способа сдачи отчетности все-таки больше, чем доводов против. И будущее за ним, цивилизованный мир давно забыл бумажную технологию общения с инспектором.
Кстати, по результатам традиционного ежегодного рейтинга по количеству и активности граждан, использующих современные технологии и Интернет, Россия занимает 57 место из 70.
Перечень информационных услуг, предоставляемых налоговыми органами налогоплательщикам постоянно расширяется. В 2006 году ФНС России утвердила «План внедрения подсистемы обмена между налоговыми органами и налогоплательщиками при предоставлении информационных услуг по каналам связи и через Интернет в территориальных налоговых ФНС России по субъектам Российской Федерации». Подсистема позволяет налогоплательщикам получать информацию о состоянии своих лицевых счетов, проводить сверку расчетов с бюджетом, сверку расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам (акт сверки), получать справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций (информацию о наличии или отсутствии задолженности), справочную информацию о бюджетных счетах, кодах бюджетной классификации, о видах бухгалтерской и налоговой отчетности, предоставляемой в отчетном году, и др. В плане создание единой электронной базы данных по вопросам и ответам, относящимся к различным сферам налогового законодательства.
Управление ФНС России по Владимирской области сообщает, что возможность предоставления доступа налогоплательщикам, сдающим отчетность через специализированных операторов связи, к своему лицевому счету в режиме off-line обеспечена всеми инспекциями области. Налогоплательщики уже сегодня могут получить в автоматическом режиме информацию об уплаченных налогах, начисленных штрафах и пенях (если они имеются) по каждому налогу.
Поподробнее о режиме off-line, это, говоря проще, режим «запрос-ответ». В режиме off-line налогоплательщик для того, чтобы получить информацию со своего лицевого счета, либо другую справочную информацию с помощью специального программного обеспечения, формирует запрос в виде текстового документа в формате, утвержденном налоговой службой. Затем подписывает документ электронно-цифровой подписью, зашифровывает его и отправляет по электронной почте по тому же адресу, куда направляет отчетность. В налоговом органе запрос автоматически адресуется к базе данных, обрабатывается и формируется ответ — документ в требуемом формате, зашифрованный и подписанный ЭЦП налогового органа. Ответ отправляется в адрес налогоплательщика по электронной почте.
Сообщаем налогоплательщикам, что, если договор со спецоператором на сдачу отчетности через Интернет уже заключен, то дополнительной платы на получение информационных услуг или не требуется или плата минимальная (в зависимости от выбранного спецоператора).
Пока в области немного налогоплательщиков, пользующихся данной информационной услугой – за полугодие текущего года в налоговые органы поступило всего 242 запроса.
Теперь о режиме on-line. Режим предоставления информации с помощью web – технологии, проходит этап внедрения. В этом режиме налогоплательщик просматривает карточку своего лицевого счета с использованием обычного web-броузера. Для того чтобы попасть в свой раздел лицевого счета, налогоплательщик получает у специализированного оператора связи ключ электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Далее он осуществляет навигацию по своему разделу так же, как по любому web-сайту, и получает информацию, имеющуюся в базе данных налогового органа на данный момент. При этом можно попасть только в свой раздел базы и нельзя попасть в чужой. О завершении этапа внедрения данного режима налоговые органы области сообщат налогоплательщикам.
Кроме всего сказанного, хочется успокоить налогоплательщиков: при работе с электронным способом сдачи отчетности и получения сведений не нужно обладать специальными навыками и глубокими познаниями в сфере программирования. Программы легки в обращении и рассчитаны даже на бухгалтеров, ранее не работавших с программным обеспечением.
Все предлагаемые программы унифицированы, бухгалтер может готовить отчетность в той программе, к которой привык. Вы обязательно оцените простоту сдачи отчетности в электронном виде.
Сообщаем координаты специализированных операторов связи:

1. Спецоператор ЗАО «Эридан» — партнер ООО «Такском» (Договор с УМНС России по Владимирской области № 07/49 от 05.12.2003 г.; Лицензии ФСБ РФ №№ 1466X, 1466Р; Лицензии Минсвязи РФ №№ 18128, 22241):
600021, г. Владимир, ул. Ставровская, 8 (4 этаж)
Почтовый адрес: 600021, г. Владимир, а/я 9; тел/факс : (4922) 44-10-38
e-mail: gua@eridan.cc

2. Спецоператор ООО «Интерсервис» — полномочный представитель ЗАО ПФ «СКБ Контур» (Договор с УМНС России по Владимирской области № 07-1 от 16.07.2004; Лицензии ФАПСИ №№ЛФ/07-3283, ЛФ/07-3284, ЛФ/07-3285; Лицензия Минсвязи № 15891):
г. Владимир, ул. Горького, 70; тел. : (4922) 23-84-87, 43-05-79
e-mail: kontur@interservise.ru; www.interservise.ru/nalog

3. Спецоператор ООО «Кампания «Тензор» (Договор с УФНС России по Владимирской области № 76 от 29.09.2005 г.; Лицензии ФСБ №№ 239 Б309569, 240 Б309566, 241 Б309570):
г. Владимир : ул. Разина, 12, офис 16; тел. : (4922) 44-34-73, 44-33-86
e-Mail: tensor@tensor.ru, www.tensor.ru

4. Спецоператор ООО «ИнфоЦентр»(Договор с УФНС России по Владимирской области № 110 от 15.12.2005 г.; Лицензии ФСБ РФ №№ 6/04-Р Б343043, 6/03-Х Б343042, 6/05-УБ343050; Лицензия Минсвязи РФ № 35161):
600005, г. Владимир, Октябрьский проспект, д.36; тел/факс: (0922)33-46-43; 42-31-12
e-mail: infocentr@region.elcom.ru, www.icentr.ru
Управление ФНС России по Владимирской области призывает налогоплательщиков к использованию современной формы информационного взаимодействия с налоговыми органами.

Коллаж А.РАТНИКОВА

Поделиться новостью

Добавить комментарий