//   Погода:
Новости

В кубики Зайцева теперь можно играть и в Вязниках

Увеличить картинкуУ каждого из нас, пока мы переходили из детского возраста в категорию взрослых, были свои представления о том, как научиться читать. Мечта малыша: хорошо бы придумать такую интересную игру, которая никогда не надоест, да еще привлечь к этим играм своих друзей! Мечта родителей: как было бы хорошо, если бы ребенок, играя, научился всерьез и читать, и думать-размышлять. Хотелось бы сразу найти проверенную и результативную методику, а не опробовать все подряд на своем малыше.
В методике питерского педагога, академика Академии творческой педагогики Николая Александровича Зайцева эти мечты воплотились в жизнь. Для малышей Николай Александрович -волшебник, который придумал чудо-кубики. С ними очень весело играть и учиться читать. Начинать занятия можно с двух лет, но и в пять-шесть еще не поздно.
Что мешает научиться читать? С чего начать? «Конечно, с изучения букв», — сразу скажут почти все. Но почему же многие дети, которые давно знают все буквы, к пяти годам читать все же не умеют? Значит, знание букв не обеспечивает умение читать — так же, как знание названий шахматных фигур еще не означает умения играть в шахматы.
«Эс-О-Ка. Что получилось?» — пытает мама ребенка. Малыш в затруднении. «Ну что же ты? Сэ-О-Кэ — неужели трудно прочитать?!» — сердится мама на непонятливого малыша. Бедный мальчуган делает последнюю попытку. Картинки из новой красивой азбуки калейдоскопом проносятся в его голове: слон — С, обезьяна — О, корова — К. Но и это не может помочь. Многочисленные азбуки с привязкой названий букв к картинкам не помогают, а напротив, вредят, порой надолго откладывая выход ребенка в чтение.
Если кратко сформулировать основную идею методики Зайцева, то она заключается в следующем: при чтении за основу берется не звук, не буква и не слог, а склад. Раньше так и говорили: «Читаем по складам». Когда мы читаем, то как бы мысленно разделяем слово на составные части: П-с-ко-в, ка-р-ти-н-ка, с-к-ри-н-ка и т.д. Эти составные части и есть склады.
Научиться чтению по складам значительно легче, чем по буквам и слогам. Так как при этом отсутствует мучительное «склеивание» отдельных букв друг с другом.
Что же мы имеем, так сказать, в руках? Две красочные складовые таблицы и 47 кубиков. И никаких учебников с неинтересными текстами и мелким шрифтом. А это значит — никакого утомительного сидения, уставясь в азбуку или букварь, это значит — сохранение зрения, осанки, хорошего настроения, наконец.
В поисках одного нужного кубика ребята успевают перебрать и запомнить много других. Есть большой золотой «А-О-У-Ы-Э», есть маленький золотой «я-ё-ю-и-е», в них нежно звенят колокольчики. Есть железные, в них гремят железом лимонадные крышечки. Есть деревянные, в них стучат деревяшечки. Есть кубики большие и маленькие, двойные и одинарные. Наконец, есть белый кубик со знаками препинания, который не звенит, не гремит и не стучит, но без него не обойтись. Ведь мы сразу учимся писать грамотно!
Путь к чтению лежит через письмо. Вы удивлены? Но ведь писать можно не только ручкой на бумаге. Что такое письмо? Это превращение звуков в знаки. Можно печатать на пишущей машинке, можно на клавиатуре компьютера, можно написать слово по таблице или кубиками. Детям нравится сам процесс «материализации» слова. Так как письменная речь вводится не по одной буковке на занятие (пока каждую из 33 буквочек отдельно изучишь-обмусолишь, охота читать пропадет), а все элементы письменной речи даются ребенку сразу в безраздельное пользование, то, значит, и «написать» кубиками и по таблице можно любое слово, которое пожелает ребенок.
По 46 признакам различаются кубики: по цвету, объему, по звучанию, по весу, по сочетаниям признаков. Таким образом, получается, что, играя с кубиками, мы развиваем у ребенка и задействуем все каналы детского восприятия.
Сначала вместе с малышом напишем указкой по таблице его имя, послушав при этом, как красиво оно звучит: ВА — НЯ. А если произнести его ласково? ВА-НЕ-Ч-КА, ВА-НЮ-ША. Переставляем указку от одного склада к другому. Всем хочется написать свое имя, все тянутся к указке. Напишем имена всех присутствующих малышей в разных вариантах, затем настанет черед имен мам, пап, дедушек, бабушек, друзей.
Так как мы пишем все слова, которые захотим, то появляется необходимость в проверке. Пишем да приговариваем: леВ, потому что льВы; медвеДь, потому что медвеДи и т.д. Постепенно малыши привыкают к такому способу проверки и делают это самостоятельно.
Вот мы гуляем по лесной поляне и любуемся цветами. Кто больше назовет? Называем и пишем по таблице и кубиками. Как вы думаете, дети озабочены тем, что сейчас они чему-то учатся? Да нет же! Они просто играют. Сначала помогает педагог, но наступает момент, когда малыш отстраняет его руку: «Я сам!». К этому-то мы и стремились! Пока один пишет, другие внимательно смотрят, нет ни одного скучающего, у всех глазки светятся.
Мы не обучаем ребенка читать, нам не нужны абстрактные схемы слов и звуковой анализ, которые так пугают родителей и повергают в недоумение детей. Вообще все термины мы сообщаем ребенку тогда, когда он уже грамотно пишет и свободно читает. Вот тогда можно сказать: «А знаешь, оказывается, «по-научному» буквы на золотых кубиках называются гласными, те согласные, которые на железных кубиках, — звонкие, а на деревянных — глухие»
В психологических группах для малышей «Кубики Зайцева» вообще нет обучения чтению в общепринятом смысле этого слова. В «Апельсине» кубики Зайцева лишь средство для самовыражения и развития ребенка, ведущие групп — педагог и психолог -создают условия для всестороннего и гармоничного развития ребенка.
Группа «Кубики Зайцева» очень музыкальна. Пение помогает читать быстрее, дает эмоциональный заряд, внутреннюю раскрепощенность и вместе с тем способствует концентрации внимания, что особенно важно для малышей.
Детям на занятиях трудно? Они вынуждены подчиняться давлению взрослого и выполнять его указания? Нет! Малыши бегают, прыгают, веселятся, играют, а между делом, играючи, учатся читать. Но самое важное состоит в следующем: занятия в психологических группах «Кубики Зайцева» научат вашего малыша не только читать, но и думать, сделают для него процесс обучения, когда ребенок пойдет в школу, желанным и радостным. А ведь это именно то, о чем вы и мечтали, не так ли?

Т.РОДИОНОВА, педагог,
И.СМИРНОВА, психолог.
т. 2-80-82
Фото с сайта www.razvivalki.ru

Поделиться новостью

1 комментарий:

  • Какая прелесть! Моя дочка уже в 2 года знала буквы и цифры (выучила их между делом), а вот читать… Я сумела объяснить ей, что такое гласные, что такое согласные, как из них получаются слоги. Но она читает буквы отдельно, например: а-з-б-у-к-а. Никак не поймёт, что надо слитно произносить. Видимо, теорией забила её. Как-то она написала рядом 2 буквы: согласную и гласную, была довольна: "я слог написала". Ещё бы читать их научилась… Если есть магазин, где можно купить эти кубики, я бы с удовольствием приобрела, сколько бы они не стоили. Дочке 5 лет, думаю, с кубиками она быстро научится.

Добавить комментарий