//   Погода:
Новости

И наполнится атмосфера светом!

Памяти Сергея Васильевича Кириллова, краеведа, фенолога, хорошего человека.
«Дай Бог нашему Отечеству побольше иметь таких полезных, трудолюбивых деятелей на каждом отечественном поприще». Так было сказано в 1884 году о И.А.Голышеве – почетном гражданине, ученом, литографе, краеведе, уроженце слободы Мстеры. Так можно сказать и о С.В.Кириллове, которого тоже можно считать почетным гражданином, хотя звание это он так и не получил. Он умер год назад в праздник Казанской иконы Божьей Матери, что говорит о божьей благодати, в которой пребывал Сергей Васильевич всю жизнь.
Не считая себя верующим человеком по каноническим понятиям этого слова, он все же говорил: «Я глубоко верующий человек: я верю в жизнь, природа – вот мой Бог. Она щедра, если мы в контакте с ней, она карает, если мы противоречим ее законам. Я стараюсь жить в гармонии с природой. Я люблю цветы: нежный аромат лесного ландыша, шипы розы, стройность лилии». В этом весь Сергей Васильевич – открытый, добрый, честный, ответственный, тонкий человек. Таких мало. Даже затруднительно назвать его недостатки. Может быть, немного обидчивый, ранимый, конечно, как и все романтики. Да разве это недостатки?
Он жил с семьей (жена и двое детей) в маленькой квартирке на втором этаже старого двухэтажного дома без элементарных удобств и простора. В крошечной кухоньке, чаще по ночам, в тишине, писал заметки в газету «Маяк» по краеведению и фенологии (наблюдение за погодой), письма и ответы в институт русского языка (его интересовало происхождение местных названий), в музей «Ясная поляна». В географические общества Москвы и Петербурга отсылал сведения о своих наблюдениях за погодой и природными явлениями. Это тяжелый, колоссальный, самозабвенный труд. Каждое утро с 1971г. и до окончания своих дней, будь то ясно или хмуро, ненастье или вёдро, он вставал в 6 часов утра, выходил на улицу, засекал температуру воздуха, направление и характер ветра, малейшие изменения в окружающем природном мире. Затем то же самое делал днем и вечером. Десятки тетрадей наблюдений! Здесь не только сухие отметки и графики, но и любовно сделанные пометки, казалось бы, незначительных событий, но на самом деле таких важных для Сергея Васильевича: «…температура воздуха – 30, ходил с Кларой за грибами. Набрал сморчков и строчков. Чудесно жарил в сметане. Летает много стрижей. У скворца вывелись птенцы. Буйно цветут яблони».
Наблюдать за погодой Сергей Васильевич стал, работая директором Мстерской обувной фабрики. Работал он здесь с 1965 по 1985 годы. Богатый жизненный опыт помогал ему достойно работать на этой должности.
Родился С.В.Кириллов в Вязниках в 1925 году.»Детство провел захватывающе интересно: казаки-разбойники, прятки, городки, рыбалка и купание. И «школьные годы чудесные». С 17 лет – армия:»Ушел на войну из милого городка». Восемь лет отдал воздушно-десантным войскам. 54 прыжка с самолета и аэростата. За мужество награжден медалью « За боевые заслуги». Будучи в армии, окончил институт марксизма-ленинизма. В 1948 году участвовал в октябрьском параде на Красной площади. После демобилизации (1950) окончил школу рабочей молодежи, затем – исторический факультет Муромского педагогического института. Далее работал в школе рабочей молодежи, инструктор Вязниковского райкома КПСС. Получил назначение председателем колхоза в село Акиньшино. Но не прижился в этой должности. Рассказывал, как велели оборудовать под склад зерна Казанскую церковь. Она была под замком. Ключи находились у ключницы – ревностной хранительницы храма. По твердому настоянию председателя после долгого сопротивления дверь была открыта». О дальнейшем Сергей Васильевич говорил так: «Я вошел внутрь и застыл от величия и красоты. Только смог вымолвить: закрывай на замок и никого не пускай». Те, кто был после него, поступили иначе.
Не получилось из Сергея Васильевича председателя. Зато потом он прекрасно освоился в рабочей среде: работал на циркульной пиле в мстерской мебельной фабрике, и ваннщиком на фабрике «Металлоштамп» (ныне завод «Ювелир»). Его, уже директора, уважали и любили рабочие обувной фабрики. Кроме, как «наш Кириллов» никак иначе за глаза не называли. Говорят, что «трудно быть у воды и не намочиться». А вот Кириллов не запятнал себя , не попользовался возможностью благоустроить свой быт за счет фабрики. Сам же помогал всем. А для себя что-то сделать – боже упаси. Его сосед однажды заметил: «Вот ты, Сергей Васильевич, 20 лет на фабрике проработал и даже баню не построил». На что тот ответил: «Если бы я построил – ты бы первый сказал, что я вор». «И то верно», — ответил сосед.
Он был счастлив в своем крошечном, скромном жилье, в котором прожил до конца своих дней. До конца своих дней он не утратил интереса к жизни и людям. Он считал, что у него есть все, что нужно человеку для радости: чистый воздух, чистая вода, пища, жилище, общение. Это просто и мудро. Думается , что вот-вот приоткроется дверь Мстерского музея, деликатно, немного застенчиво0 войдет Сергей Васильевич: «Можно к вам? Я на чуть-чуть. С хорошей погодой вас!». И атмосфера вновь наполнится светом!

Т. ОСИПОВА,
сотрудник Мстерского художественного музея.

Поделиться новостью

Добавить комментарий