Слово жизни
Вышел в свет первый номер журнала Богородице-Рождественского монастыря г. Владимира «Слово жизни». Издается журнал по благословению Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия. Во вступительной статье дается краткий очерк истории монашества, указывается на его общественное значение в становлении нашего государства, всей его последующей истории. Как пишут члены редколлегии: «…Журнал – это попытка открытого диалога с обществом. Знакомство с Православием – наша главная задача. В проповедях мы будем раскрывать проблему греха и опыт борьбы с ним. Отдельная часть издания будет посвящена вопросам воспитания и образования…».
Перелистаем еще пахнущий свежей типографской краской номер журнала. Открывается он проповедью Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, который, с одной стороны, говорит о благоприятном лете Господнем: «На сегодняшний день наш народ располагает всем и вся, чтобы не быть бесплодным виноградником в Церкви. Храмы, монастыри, духовные училища, семинарии, академии открыты для ищущих Бога и пекущихся о спасении души». Но с другой стороны священнослужитель указывает на «брожение зла» вокруг Церкви, что «должно убедить нас в пагубности человеческих планов, кажущихся нам разумными и целесообразными, но на самом деле являющихся крайне безумными и кошмарными». Этими эпитетами проповедник награждает реформы, особенно в сфере образования и здравоохранения. «Беда в том, — сетует он, — что реформы в государстве нашем не обговариваются с Церковью; видимо тот, кто предлагает всевозможные новшества, наперед знает мнение этого стража жизни и понимает, что не получит поддержку от него».
На следующей странице заинтересованный читатель найдет статью архимандрита Нила, наместника Богородице-Рождественского монастыря об истории это древней иноческой обители, которая «была основана на крутом берегу Клязьмы в 1191-м году по повелению великого князя Всеволода III Большое Гнездо. В 1299-1328-м годах монастырь был резиденцией русских митрополитов. В это время он стал одним из крупнейших центров русского летописания. Здесь были созданы Лаврентьевская, Троицкая и Воскресенская летописи».
В статье доктора богословия, профессора А.И.Осипова «В чем сущность христианства» разговор идет об уникальности нашей веры и отличие ее ото всех других мировых религий. «Бог есть любовь и только любовь, -пишет ученый-богослов. – Он неподвластен никаким чувствам: гневу, страданию, наказанию, мести и т.д. Эта мысль присуща всему Преданию нашей Церкви».
Вязниковцам небезынтересно будет прочитать работу нашего земляка, кандидата богословия, члена редколлегии нового журнала, иерея Алексея Масалова «Христианство, которое мы забываем». В ней автор поднимает и такую острую проблему как воспитание подрастающего поколения, уделяя особое внимание христианскому, православному воспитанию. Другая, более обширная его работа ««Муки творчества»: быть ли им в современном мире?» продолжает тему воспитания, добавляя к ней не менее актуальную тему образования. Себе на помощь автор призывает авторитетных исследователей этих вопросов священника Анатолия Гармаева («Этапы нравственного развития ребенка), диакона Андрея Кураева («Школьное богословие»; «Взрослым о детской вере»), протоиерея Евгения Шестуна («Православная педагогика»), коих он много и охотно цитирует.
Присутствуют на страницах журнала и светские авторы. Так доктор философских наук, профессор кафедры философии Владимирского государственного педагогического института Н.С.Катунина пытается найти образы счастья человека в зеркале его мыслей и переживаний. Кто не споткнется о первую фразу – «В ракурсе анализа антропологического кризиса и возможности смыслополагания…» и т.д., тот с огромным интересом прочтет в целом живым и естественным языком написанную статью ученого «Проблема счастья в духовном опыте человека».
Небольшая, но емкая статья историка В.Мохнача посвящена периоду царствования императора Павла I (1796 – 1801г.г.). Автор кладет на чаши весов истории все то положительное, прогрессивное, что успел сделать, что пытался сделать для России Павел и то негативное (пруссачество, безумные идеи, сумасбродство), что приписывалось личности императора исторической традицией. Первая чаша по оценке автора статьи оказывалась намного тяжелее, в сравнении со второй – легковесной, которая, однако, придавила, по крайней мере бросила уродливую тень на талантливого, европейски образованного политика и стратега, каким был убиенный император Павел, трагическая гибель которого не дала осуществиться многим серьезным и важным переменам в России на рубеже XVIII – XIX веков.
Историк заканчивает статью упоминанием брошюры, которую составили в 1908 году санкт-петербургские священники. В ней собрано описание 300 случаев чудесной помощи от служения панихид, заказанных на гробнице императора Павла в Петропавловской крепости. В этой связи невольно возникает вопрос: а не дух ли убиенного монарха («русского Гамлета») подсказал петербуржцу – Федору Достоевскому, родившемуся через 20 лет после свершившегося греха цареубийства идею его великого романа «Братья Карамазовы»?..
Как бы там ни было, каждая статья, помещенная в новом журнале, заставляет задуматься читателя о своей жизни, о том, на чьей он стороне в непрекращающейся ни на долю секунды борьбе добра со злом. Беглый обзор опубликованных статей может дать лишь общее представление о содержании журнала, поэтому лучше прочитать все самому для наиболее полного ознакомления с идеями его авторов. Журнал можно приобрести в «Книжной лавке» в микрорайоне «Север». Приятного и полезного чтения!
С.АПОСТОЛОВ