«Седьмой», «Славянский», «Рассвет» и «Горячий хлеб»
Их называют работниками торговли, прилавка, продавцами. Они целый день на ногах: взвешивают, отрезают, заворачивают, считают, пробивают, улыбаются… Улыбаются даже тогда, когда гудят ноги от усталости, ноет спина, а голова идет кругом от ценников и причуд покупателей. У них такая работа – обслуживать клиентов, чтобы они, как минимум, ушли с покупкой и, как максимум, вернулись в этот магазин вновь.
В тот день, в канун профессионального праздника представителей вышеназванной профессии, мы объехали четыре магазина ООО «Хлеб», организации, созданной в январе 2002 года под учредительством ОАО «Вязниковский хлебокомбинат». Эти четыре магазина были отобраны из двадцати, как магазины-лидеры с устоявшимся коллективом, хорошим товарооборотом и широким ассортиментом продуктов питания.
Магазин N 7 или «Седьмой» в центре города, 11 продавцов. Это большой штат, как объяснила его заведующая В. Р. Бессуднова.
А в большом коллективе работать сложно, сказываются личностный, психологический факторы. Однако одиннадцать человек – это не то количество, когда можно отсидеться в чьей-то тени, и в то же время – число критическое: каждый приходит на работу со своим настроением, которое немедленно уловит коллега по прилавку. Хорошо, если подруга сияет от счастья, а если дома нелады, кто-то болен? И пошла минорная волна по торговому залу, поднять которую до девятого вала легко может какой-нибудь капризный покупатель.
Мнению Веры Робертовны Бессудновой можно доверять, ведь она в системе торговли с 1994 года и не понаслышке знает, о чем говорит.
В 2002 году «Седьмой» после ремонта заметно видоизменился и похорошел, как внешне, так и внутренне: расширился торговый зал за счет уменьшения складских помещений, появились новые витрины, кондиционер…
Не менее ощутимо ремонт преобразил и другой магазин сети ООО «Хлеб» — «Рассвет», по ул. Металлистов на «Текмаше». На время ремонтных работ магазин не закрывался ни на один день, и коллектив продавцов, вынесший все тяготы того периода, считается теперь одним из самых дружных и устойчивых. Нахваливая своих коллег, старший продавец «Рассвета» С. В. Большакова не скупится на добрые слова: «Наш маленький коллектив не знает текучести кадров. Мы, как одна семья, отмечаем вместе все праздники, юбилейные даты. На работу идем, как на праздник. И с покупателями нам повезло. Они у нас особые, понимающие, некапризные».
На вопрос, чем их магазин отличается от других, скажем от того же «Седьмого», Светлана Валерьевна доходчиво растолковала: «Специфика района, в котором расположен «Рассвет», сказывается на ассортименте товара. Любят наши покупатели недорогую молочку, а вот колбасу предпочитают деликатесную, далеко не самую дешевую. У нас меньше ассортимент чая, чем в «Седьмом» и на дорогие вина спрос не тот, что в центре города…»
Но зато в «Рассвете» после ремонта для удобства продавцов появилась душевая кабина и комната приема пищи, а для покупателей раз в пять увеличился ассортимент продуктов питания, появилась также витрина с сопутствующими товаром. Про кондиционер и современные холодильные витрины и говорить не стоит. Сейчас все приличные магазины ими оборудованы.
У следующего магазина «Горячий хлеб» — своя ярко выраженная специфика. Он расположен на трассе. Необходимость его создания была продиктована временем и обстоятельствами, и потому два года назад рядом с ОАО «ОС-ВАР» на месте допотопных ларьков появился современный торговый модуль.
«Горячий хлеб» предлагает набор продуктов питания, который может понадобиться водителям дальнего рейса, работникам завода, спешащим домой после отработанной смены. Есть потребность в сопутствующих товарах? Пожалуйста, появилась дополнительная витрина. Дальнобойщикам нравятся вязниковские пряники и пирожки? Какие проблемы?! Охлажденные напитки? И О. А. Курникова, заведующая магазином, выбивает у производителей фирменные холодильные витрины.
Режим работы магазина – круглосуточный. Не каждый продавец способен выдержать подобный темп работы. Но те, кто приняли местный график, стали своими. И о таких Ольга Александровна говорит: «Наши продавцы от Бога, трудолюбивые, аккуратные, любящие и знающие покупателя».
У торгового дома «Славянский» или, как его устойчиво называют вязниковцы «двадцать шестой», тоже есть свои «фишки». Здесь самый богатый винно-водочный отдел с широчайшим ассортиментом, неплох и кондитерский. И контингент здесь специфический: постоянных покупателей мало, в основном – вечно спешащие студенты, работники администрации, налоговой службы с высокими требованиями к обслуживанию, с конкретными желаниями, грамотные. «С таким покупателем непросто работать, — делится заведующая магазином М. А. Куликова, управляющая коллективом, состоящим из 13 продавцов. — Но у нас есть свое «секретное оружие». Например, Раиса Григорьевна Ярулина, ветеран магазина, продавец первой категории, умеет работать так, что ни один ее клиент без покупки не уйдет».
Неудивительно, что «Славянский» постоянно повышает товарооборот, расширяет ассортимент. Кстати сказать, на результат работает здесь все: и умение предложить товар, и грамотно составленная заявка, и, конечно, умелое руководство. Та же Марина Алексеевна Куликова 13 лет профессиональной своей деятельности отдала торговле и, что немаловажно, одному предприятию — хлебокомбинату.
Все люди, с которыми довелось побеседовать в тот день, приятно удивили своей заинтересованностью, компетентностью. Они рассказывали о работе с таким блеском в глазах и азартом, с какими мамы обычно говорят об успехах своих детей. И не лукавили говоря, что идут на работу, как на праздник, и искренне радовались, что об их профессиональном празднике помнят. Так что, дорогой читатель, зайдя в ближайшее воскресенье, в магазин своего микрорайона, выбирая нужный вам продукт, не забудьте поднять голову от витрины и посмотреть на того, кто стоит по ту сторону прилавка, и улыбнуться ему просто за то, что он верой и правдой служит своему делу.
Н. БАРЫБИНА.
Фото автора.