//   Погода:
Новости

Кто заказывал такси на?..

Увеличить картинкуВ первых числах июля фирма радиотакси «Мастер» открыла филиал в Никологорах. Событие, может, и не столь значимое – еще раньше фирма «Мираж» открыла филиал во Мстере – но все же заслуживающее внимания. Теперь и для никологорцев этот недешевый, но и иногда жизненно необходимый вид транспорта станет доступнее. «Мастер» определил цены перевозки по Никологорам – они дешевле, чем в Вязниках – установил тарифы до города и других населенных пунктов района.
Чтобы радиотакси в Никологорах функционировало в полном рабочем режиме, задействованы все технические атрибуты: создана диспетчерская служба, определена стоянка, установлено количество машин (их будет двенадцать), а дальше — все по отработанной схеме: круглосуточный режим работы, графики, смены и так далее. Даже никологорский телефон для вызова такси созвучен городскому 5-13-13.
Не прошло, как говорится, и пяти лет, как насытившийся такси город стал отпускать «извозчиков» на покорение районной глубинки. Почему говорю «пяти лет»? Именно столько прошло со времени, когда в Вязниках появилось первое такси по телефону. Наш город явно опоздал с развитием этой сферы предпринимательской деятельности. К моменту открытия радиотакси в Вязниках в Коврове, например, существовало уже более двадцати частных фирм, занимающихся перевозкой пассажиров, в автомобилях которых стояли радиостанции. В то время вязниковские таксисты-частники побаивались осваивать новое поле деятельности. С одной стороны, многим хватало заработка и без радиостанций, с другой – боялись финансовых потерь (вдруг средства, вложенные в рации, антенны, диспетчерские пункты, не окупятся). Хотя разговоры о том, что неплохо бы начать работать по вызову с телефонов, велись между таксистами регулярно.
Ситуацию перевернул известный вязниковский предприниматель, отличающийся смелым, иногда авантюрным, подходом к развитию новых неопробованных бизнес-идей, на свой страх и риск вложивший деньги в закупку необходимого радиооборудования. Самих таксистов ему даже пришлось уговаривать попробовать поработать по-новому, хотя некоторые восприняли идею с пониманием: радиостанции, в определенной степени рискуя, приобрели себе сами.
Интересно, что всего десять-двенадцать автомобилей в то время успевали обслуживать все поступающие вызовы и даже отбирали часть заработка у других таксистов, автомобили которых не были оборудованы радиосвязью. У бывалых вязниковских таксистов, мимо которых нововведение прошло стороной, машины с длинными антеннами вызывали злобу и ненависть.
Одна-единственная фирма радиотакси присутствовала в Вязниках примерно год, после чего у нее появился конкурент.
А дальше случился настоящий обвал. Методом почкования — когда из одной фирмы выходила группа таксистов, поняв, что это дело выгодное, приобретала радиоаппаратуру, помещение для диспетчеров и открывала свою структуру – фирмы радиоперевозчиков начали множиться. По-другому этот процесс можно бы назвать так: работники «кинули» хозяина или организатора. Разборок, скандалов, ругани в то время хватало с избытком, иногда дело доходило до рукопашной, обиженные бывшие хозяева начинали ценовые войны, снижая себе в ущерб ставку за одну поездку. Но все устроилось, новички пробили себе место под солнцем, появлялись новые и новые перевозчики. Сегодня их уже добрый десяток, что в сущности не является пределом. Конкуренция, конечно, – вещь жестокая для тех, кто конкурирует, а для потребителя – несомненная польза. Официальная власть в становление этого вида предпринимательской деятельности не вмешивалась, справедливо, решив, что все образуется само собой быстрее, чем с помощью административных препон налаживать гармонию и порядок. Возникали, правда, разговоры, будто бы кто-то из городских или районных руководителей собирается открыть новую фирму радиотакси, или уже в действующей фирме состоит в учредителях. Но все это не более, чем слухи, порожденные чьим-то нездоровым воображением. Единственный, кто иногда грозил таксистам и их «начальникам» пальцем, нагоняя жуть, — руководитель транспортной инспекции. Да еще налоговики по принципу кампанейщины вдруг бросались проверять наличие таксометров. Волна стихийных проверок спадала, про таксометры и свидетельства о предпринимательской деятельности забывали до следующей кем-то порожденной кампании облав.
На всем протяжении существования частного извоза (еще до всяких приставок «радио») особые отношения у таксистов сложились с работниками ГИБДД и криминальными структурами, а из представителей уважаемого налогового ведомства почему-то вспоминают только одного часто нетрезвого старшего инспектора с блокнотом и ручкой в руках, усердно записывавшего номер автомобиля. «Гаишники» (разумеется, не все) раз уж они часто закрывают глаза на не совсем правильное поведение таксистов на дороге, искренне считают, что возить их должны бесплатно. У таксистов на этот случай даже существовала договоренность, кто в данный момент повезет сотрудника ГИБДД, если он вдруг неожиданно подойдет. Сам «гаишник», которого, к примеру, зовут Леша (весьма высокий чин, не рядовой, так сказать, инспектор) обычно не настаивал, чтобы его везли бесплатно. Просто денег у него обычно не было, но если таксист все же пожелает, чтобы он расплатился, он поднимется за деньгами на свой верхний этаж. Желающих ожидать незначительную сумму, как правило, не находилось…
Несмотря на «тяготы и лишения», число таксистов в Вязниках растет, как растет и число пассажиров, желающих воспользоваться этим видом транспорта.
И сам этот вид предпринимательской деятельности приобретает все признаки цивилизованности. «Мастер», к примеру, уже не сборище таксистов, которые скинулись на зарплату диспетчерам. Сегодня он реорганизовался в общество с ограниченной ответственностью. Не станут, думаю, тянуть с реорганизацией и другие перевозчики.

В. ЛЬВОВ.
Фото автора

Поделиться новостью

Добавить комментарий