Секрет семейного долголетия
Они вместе уже 50 лет и 11 июня отпраздновали золотую свадьбу. Когда встречаешь подобные пары, возникает всегда вопрос, один и тот же: «В чем секрет супружеского долголетия?» И в ответ получаешь неизменное: «В доверии, во взаимном уважении, в поддержке друг друга».
Супруги Кузнецовы – не исключение. Правда, он дал свой ответ, она – свой, но по сути они получились схожими и «америк не открывали». Но, Боже мой, как приятно с ними общаться, наблюдать за их завуалированной нежностью и трогательным взаимным любованием. Спустя 50 лет, прожив полвека вместе, они сохранили романтику и свежесть восприятия друг друга. И это не сыграешь, потому что совершенно искренне и оттого так восхищает.
А между тем и у Сергея Семеновича, и у Тамары Ивановны за плечами нелегкая жизнь: военное детство, голод, плен, оккупация, расстрелы близких, клеймо врага народа… С этим грузом приходилось строить жизнь, не жалуясь (а кому твои жалобы нужны?), не опуская руки (чего ты кому докажешь с опущенными-то руками?), не озлобляясь (злых не любят). И у них получилось.
Сергей Семенович, уроженец Ленинградской области, 12-летним мальчишкой был угнан немцами в 1943 году в Эстонию. Вся семья Кузнецовых: отец, мать, старший брат, сестра и он – младшенький, по немецкой воле с утра до вечера вкалывали в песчаном карьере до 1944-го, когда наши начали освобождение. Сергей Семенович помнит, как, осознавая неизбежность отступления, немцы выгнали всех своих рабов из бараков, чтобы уничтожить, уж и пулеметы расставили. Но счастливая случайность в лице сочувствующей эстонки по имени Марта, уговорившей знакомого «расстрельщика» оставить русских до завтра, спасла семью. А наутро немцы так дружно и споро бросились покидать Эстонию, что им уж не до Кузнецовых было.
На этом испытания не закончились. Погрузив освобожденных немецких узников в товарные вагоны, НКВД отправил их в Вязники. Домой, в Ленинградскую область,
путь Кузнецовым был потом еще долгое время заказан.
Сергей Семенович и сейчас прекрасно помнит, как ютилась их семья в общежитской комнате, а потом впятером на 15 квадратных метрах старенького флигеля, как трудно было родителям устроиться на работу, с каким недоверием к ним относились (ведь в плену были); как тяжело и нескладно выходило у него самого с учебой: несколько классов из-за войны получились пропущенными, а садиться за парту с малыми стыдно, поэтому была очно-заочная школа, а позже, в уже женатую бытность, Костромское музыкальное училище.
Музыка стала для Сергея отдушиной, а еще голуби и футбол. Две страсти из этих трех он сохранил, одну выбрал в профессию, а место голубей в его сердце заняла Тамара, худенькая, с копной черных вьющихся волос, веселая, активная. Он ее увидел, придя в общежитие к своей подружке после службы в армии. Увидел и «пропал». Оказывается, такое бывает не только в кино. После двух с половиной лет трогательной и чистой дружбы Кузнецовы поженились; не сразу, но довольно быстро обзавелись собственным жильем. Квартиру выстроил Сергей Семенович методом самозастройки, а пока строил, их стало трое. Так втроем с дочкой Танечкой в 1958-м въехали в свои однокомнатные апартаменты, сыграли новоселье.
Судьба Тамару и Сергея как будто оберегала друг для друга, упорно подталкивая их навстречу. Она ведь тоже – не вязниковка. Ее родина – Кубань, Краснодарский край.
Война застигла ее ребенком, заставив покинуть с мамой Кропоткин. Все женщины большой семьи собрались под одной крышей у бабушки в станице Казанской. Так 9 детей и 8 взрослых вместе пережили оккупацию, расстрел старшей из маминых сестер, голод, постоянный страх, допросы, потом побег от расстрела, три дня прятались в погребе до прихода наших.
В Вязники 19-летняя Тамара приехала в компании двух подруг, наслушавшись рассказов про ленто-ткацкое производство. Воображение рисовало просторный цех, залитый солнечными светом, и разноцветные атласные ленты повсюду. На деле все вышло несколько иначе. Вязники неприветливо встретили романтичных казачек — сугробами и стужей, для которых демисезонные пальто и резиновые боты были не лучшим вариантом. В ФЗО девчонок в середине года тоже никто не ждал, но пошли навстречу, так как барышням все равно возвращаться на Кубань было не на что. Дали общежитие, устроили работать на Ярцевскую «малую» фабрику, где, кстати, не было атласных лент, а лишь пыль и грязь от льночесальных машин.
Подружки, разочаровавшись, через два года из Вязников уехали, а Тамара осталась, и судьба ее наградила по-королевски, подарив встречу с Сергеем, счастливый брак, двух замечательных дочерей и успешную профессиональную жизнь. Шутка ли она из девчонок ФЗО «доросла» до главы Вязниковского треста столовых, заведовав в разные годы, столовой N 2, кафе «Юность», с нуля построив «Орион». Это – ее детище, престижнейшее заведение общепита, куда не стыдно было и иностранцев на обед привезти и прочих, не менее почетных гостей.
Пока Тамара Ивановна Московский торговый техникум заканчивала, да «Юность» «на ноги» ставила, да по продуктовым закупочным командировкам пропадала, Сергей Семенович руководил духовым оркестром в клубе «Октябрь», работой ДК льнокомбината, дарил музыкальной школе свое вдохновение и творчество, закончив между делом после Костромского музыкального училища еще и Московский народный университет искусств.
Кажется, совершенно разные плоскости: она – асс торговли и общепита, он – маэстро духовых инструментов. И все же, у них много общего: одинаковое военное детство или скорее – отсутствие такового, привычка надеяться только на себя и не перекладывать ответственность на другого, любовь к грядкам. Долгое время дача под Липками была их совместной отдушиной, пока «не заворовали и не забезобразничали». Пришлось этот бесперспективный сельскохозяйственный энтузиазм оставить в прошлом.
В них обоих живет легкая ностальгия по тем веселым, как они называют, советским временам, кое-что вернуть из которых, по их мнению, не мешало бы. Впрочем, этот легкий ностальгический налет не мешает Кузнецовым жить в гармонии с сегодняшним днем. А все потому, что находят они радость в вещах простых и домашних. Вот внучка младшенькая, умница экзамен по иностранному сдала – хорошая новость. На золотую свадьбу подруга из Орла приедет – приятное ожидание. Соберутся за одним столом близкие друзья, вся семья и будут поздравления, воспоминания, тепло общения родных по духу сердец. И быть может, встанет кто-то, поднимет бокал и скажет, к примеру, такие слова: «Живите долго и дружно, любите друг друга. И спасибо вам за то, что вы есть, за то, что вы с нами».
Н. БАРЫБИНА.