//   Погода:
Новости

Чудотворная икона: правда и вымысел

Увеличить картинкуУвеличить картинкуВ Вязниковском историко-краеведческом музее прошла выставка, посвящённая 385-летию явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери.
— Открывая эту выставку, мы чтим одно из важнейших событий в истории нашего края, — рассказала главный специалист по науке Римма Гарина. – Далеко не во всяком месте объявлялась чудотворная икона, и благодаря её обретению статус Вязниковской слободы сразу поднялся до религиозного центра России. Это было экстраординарное событие, настоящее чудо. Вязниковцы в икону поверили и даже легенду сочинили – что она была не просто заказана как поминальная, а что они её нашли в топком месте в пойме Клязьмы. Специально для неё был построен собор, и икону торжественно перенесли в Покровскую церковь (тогда она называлась Никольской). Потом к ней обращались во время великих бедствий, верили в неё.
Но легенда – легендой, а каково же на самом деле происхождение иконы? Римма Григорьевна склоняется к мнению краеведа-земляка Александра Тельчарова, который связывает появление святыни с прежним хозяином Вязниковской слободы Фёдором Мстиславским. Когда тот умер, в память о нём эту поминальную икону заказали его жена и сестра. Но сознание людей прошлого века не могло допустить, чтобы чудотворная икона появилась так прозаично – с ней обязательно должна была быть связана какая-то легенда. Причём, надо было обосновать, почему именно в этом месте, а не в каком-либо другом был построен собор – да потому, что её здесь нашли!
С появлением иконы в истории Вязниковского края произошло множество изменений. Его главным храмом стал чудесный Казанский собор, а главным праздником – Казанская. Это же название получила и главная ярмарка, открывавшаяся именно в день Казанской Божией Матери. Отпечаток большого события был наложен и на современность. Празднование Дня города, возродившееся в 90-е годы прошлого века, происходит именно на Казанскую. И даже история Благовещенского монастыря связана всё с той же иконой. Когда первый царь из рода Романовых, Михаил Фёдорович, приехал в Вязниковскую слободу поклониться чудотворной, жители обратились к нему с челобитной об открытии монастыря. И именно в это время, поклоняясь иконе, он разрешил открыть Благовещенский монастырь. Когда же в 1999 году монастырь возродился как женский, случилось это, как можно догадаться, аккурат в День Казанской Божией Матери.
По словам Риммы Гариной, в истории иконы много тёмных пятен. Последнее её описание относится к 1925 году, когда была она оправлена в богатейшую ризу со вкладами царей – такими, как крест с алмазом (вклад Фёдора Алексеевича). Когда судьба Казанского собора в конце 20-х была решена, кто-то спрятал икону у себя дома – как говорят, уже без ризы. Есть предположение, что бесценная риза с жемчугами и яхонтами не стала достоянием какого-то частного «коллекционера», а была отправлена правительством за границу в уплату за какие-то товары, необходимые Советскому государству (такой «бартер» был в то время в ходу). В 50-е годы икона, ценная сама по себе, была, якобы, возвращена одной из жительниц Вязников в Крестовоздвиженскую церковь, там ей было сделано своё убранство. В 90-е годы в Казанскую были возрождены крестные ходы, и к чудотворной теперь может приложиться любой желающий.
Когда подвергся разрушению Казанский собор, вещи из него были переданы городскому краеведческому музею. Многие на открывшейся выставке экспонируются впервые. Здесь немало различных документов, среди них – бесценная книга «Духовные ведомости Казанского собора за 1828-1844 годы», где можно найти записи о прихожанах – вязниковских дворянах, купцах, мещанах и даже крестьянах деревни Петрино. Трудно не задержаться и у витрины, рассказывающей об обряде венчания, проходившем в соборе. Непременным условием вступления в брак было предварительное проведение так называемого брачного обыска. Экспонируемый документ относится к 1862 году: жених – вязниковский купеческий сын Иван Алексеев Клёнов, 29 лет; невеста – вязниковского мещанина Ивана Осипова Гусева дочь девица Анна Ивановна, 24 лет. «Оба находятся в здравом уме, родства между ними плотского свойства нисколько нет». А вот пригласительный билет сообщает уже о бракосочетании Василия Михайловича Спирина с девицей Евдокией Ивановной Гуровой – в 6 часов вечера 14 января 1913 года. Интерьер витрины дополняют фото вязниковского купца Филиппова с женой, белые дамские перчатки, венчальные свечи.
Отдельное место отведено таким предметам, как решётка оконная из кованого железа из Никольской церкви, кирпич и кованая связь из собора, кафли, горшок-голосник из стены собора. Последний вырван, что называется, «с мясом». Это говорит о том, насколько прочной постройкой был собор.
— Первоначально в здании собора предполагалось устроить Дом культуры, — поясняет Римма Григорьевна. – Потом от этой мысли отказались и решили разобрать сооружение на кирпичи, чтобы потом построить из них то, что надо. Но не подумали о том, что кирпичи сцементированы так, что их надо ломать, и кроме кучи камня, получить ничего нельзя. А когда поняли, то решили собор взорвать.
О том, как творилось не богоугодное дело, рассказывает ксерокопия номера местной газеты «Фабричный гудок» от 15 марта 1929 года. Чего стоят одни заголовки: «Фронт безбожия ширится и побеждает», «Разрушим твердыни старого быта», «Не блещут больше златые главы собора…», «Мракобесию крышка!!!». Ниже – фотографии, запечатлевшие мгновения «торжества» — момент снятия главы и части колокольни, подготовку к снятию куполов с собора и вид после их снятия. Довольны собой руководители работ по снятию колоколов, попирающие их ногами…
Тем не менее, благодаря тому, что немало предметов из собора было в своё время передано на сохранение, сегодня мы можем представить себе, какую немалую роль играл главный Вязниковский храм для жителей края. А начиналось всё с чудотворной иконы, появившейся в этих местах 385 лет назад.

Светлана ЛИФАНОВА.
Фото автора.

Поделиться новостью

2 комментария:

  • Давно хотел хоть что-то узнать о судьбе чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Почему то считал что она утеряна безвозвратно. Спасибо за информацию.

  • Андрей Максимов
    says:

    Как расказывала мне моя бабушка , все кто принимал участие в разрушении Казанского
    храма умерли не своей смертью ( повесился , застрелился … ) в течении короткого времени

Добавить комментарий