//   Погода:
Новости

Речник

Увеличить картинкуТрудно даже переоценить, что значит для нас, вязниковцев, река Клязьма. И плавать мы на ней учились, и рыбачили на зорьке, любовались ею издалека и вблизи. Летом катера увозили нас кого на прогулку, кого в детский лагерь. И все это время река трудилась, трудились пароходы и земснаряды, трудились порт и прорабство реки Клязьма, трудились преданные ей люди – речники. Об одном из них сегодня речь.
Юрий Иванович Лепилов родился в селе Шиморское Горьковской области, на реке Оке. После семи классов стал учиться в ремесленном училище на судомашиниста. В Шиморском был судоремонтный завод, и РУ № 20 готовило для него кадры. В апреле 1942 года, когда ему было всего-то пятнадцать с небольшим, можно сказать, мальчишка еще, отправили его проходить практику на пароходе «Каманин».Юрий Иванович так вспоминает свой первый рейс: «Поплыли до Щурова, где сливаются Москва-река и Ока, там зацепили одну баржонку с нефтью и потащили до Чагина, где был перерабатывающий завод. Оставили баржу-нефтянку – и в Южный порт. А туда только что пришли две повестки: второму помощнику механика и масленщику – отцу с сыном. Народу стало мало, и мне, пацану, пришлось и кочегарить, и вместо масленщика работать. Всю первую половину навигации таскали на плече Щурово – Чагино те нефтянки. Потом, когда от Серпухова фронт отодвинулся, нас махнули на перевозку раненых от Серпухова до Рязани. Туда – два крытых пустых баркаса тащим, оттуда – один с ранеными до Рязани. Так до самой осени».
Как ученика РУ практиканта Юру Лепилова должны были кормить бесплатно, а его включили в штат кочегаром с окладом в 250 рублей. Как хочешь, так на них и питайся. В Щурове был магазин водников, по хлебной карточке можно было получить 550 граммом в день, но там давали, сколько хочешь вперед, он и брал сразу за месяц и к двадцатому числу у него провизия иссякала, и он около десяти дней пил одну только воду… Как-то в конце сентября от голода упал и потерял сознанье. Очнулся лишь через несколько дней в своем кубрике от приятного запаха оладий. Видит – механик Андрей Иванович Базин держит оладушек и водит им перед его носом. У этого механика, молодого еще человека, мать была председателем колхоза, где-то ниже Рязани. Команда упросила капитана и они «сбегали порожняком» до того колхоза, где им дали немного муки, вот до карточек и пекли оладьи, подкармливали ими мальчишку.
В ту навигацию близость фронта, который отодвинулся тогда не более чем на 5 км от Серпухова, не раз ощущалась. Немцы бомбили Щуровский мост. А само Щурово, куда окские пароходы притаскивали большие баржи-нефтянки, находилось чуть ниже моста. Здесь сырую нефть перекачивали в маленькие москворецкие нефтеналивные баржи. Эти работы продолжались всю навигацию.
Осенью «Каманин» ушел зимовать в Коломну, а практикант Лепилов, отстояв все положенные ему вахты, сел на пароход «Декабрист», взял в Касимове на всю оставшуюся «карточку» хлеба – большой круглый каравай, «наелся от пуза», запивая хлеб кипятком, постелил шинель у машинного фонаря, под голову положил рюкзак с початым караваем и заснул, как убитый, хотя пароход был набит людьми. Когда проснулся – у него ни рюкзака, ни шинели…
Глубокой осенью сошел ученик РУ № 20 Юра Лепилов на берег в своем Шиморском в одной гимнастерке. Никто его не видел, брезжило раннее утро, и на причале никого не было, только серая река да знакомые очертания родного приречного поселка встретили его.
На другой день в училище ему выдали новенький бушлат, и начались дни учебы и труда. «Зимой мы в ремесленном делали все для войны, все для фронта, — вспоминает Юрий Иванович, — ящики под снаряды, металлическую оковку для них, инструмент всякий изготавливали: молотки, зубила, отвертки штамповали». Ю.Лепилов был уже тогда помощником мастера. Из ребят, кто посмышленей составили группу в 23 человека, по сборке аэросаней. «Готовые аэросани принимал военный, — вспоминает он. — Все проверит, попробует их на ходу, проедет по сугробам через затон и обратно. После этого опломбирует, и мы везем их на себе, в Выксу, на железнодорожную станцию. Обвяжемся веревками все 23 человека и тащим семь километров. Сдадим — и опять семь километров назад пешком».
В декабре Ю. Лепилову исполнилось 16 лет, а на другой год, с началом навигации, его вновь направили проходить практику, теперь уже на пароходе «Коломна» Муромского техучастка. Взяли в штат сначала масленщиком, а в последующие навигации он трудился уже вторым помощником механика. «Коломна» был разъездным пароходом, ходил по участку Елатьма — Горький, доставляя провиант для Муромского ОРСа. Но случалось, что война врывалась в трудовые будни речников. Ю.И.Лепилов об этом так вспоминает: «В сорок третьем – немец очень здорово бомбил автозавод в Горьком. Все пароходы «разбегались» с рейда, кто куда. Мы убегали на эту сторону, к Оке. Капитан заставлял всех сходить на берег. Мы прятались под деревьями. Только осколки свистят от наших зенитных снарядов.
В 44-ом из училища нас выпустили. Успел поработать мастером. Мне дали пацанов из детдома – обучать их слесарному делу. В баню поведешь, а в Шиморском был рынок, так они, как грачи, разбегутся, пирожки с прилавков похватают — и снова в строй. Бабы орут, кричат, а мне – только извиняйся. А в баню ходили каждые 10 дней, и всякий раз такая катавасия. А ведь кормили в ремесленном нормально. Видимо, привычка. Хлебнули в свое время бездомной жизни. Шустрые были пацаны. И в ночную работали. Но весной я ушел снова на «Коломну», меня уже ждали вторым помощником механика. Я стал лето и зиму там работать (зимой на ремонте судна) На нем и Победу встретил в Горьком».
В 1945 году Юрия Ивановича «махнули», как он выражается, вторым помощником механика на черпаковый дноуглубительный земснаряд МОК-3, «грязнуху», как они его между собой называли. Этот земснаряд «разрабатывал» Клязьму от Коврова до ее устья. Изыскательско-пусковая партия производила замеры глубины и где найдет, что мелко, туда их и толкали на этой «грязнухе».
В 46-ом году меня направили в Москву на учебу, стажером при Московском речном техникуме, — вспоминает тот период своей жизни Ю.И.Лепилов. – Учился пять зим, в Москве тогда было голодно, хлеб получали по карточкам. Окончил в 51 году, а диплом дали «свойский», нашего Министерства речного флота, сказали, что и с ним можно занимать любую командную должность вплоть до министра…».
Зимой он учился, а в навигацию работал первым помощником механика на служебно-разъездном пароходе «Свияга» в Московском пароходстве. Любя свое дело, досконально зная его, Ю.И.Лепилов старался однако повышать свою квалификацию, ведь технический прогресс не стоит на месте. В 1957-1960 годах он вновь учится заочно в том же Московском техникуме и получает диплом союзного образца по специальности «эксплуатация паровых судовых установок» с квалификацией техника-судомеханика, и его назначают на должность линейного инженера-механика.
С 1973 года Ю.И.Лепилов — прораб реки Клязьма. В этой организации он и проработал до ухода на пенсию в 2005 году. Нельзя не сказать о наградах, полученных им за успехи в труде: орден «Знак Почета», медаль ордена «За трудовое отличие», медаль «За добросовестный труд», значок «Отличник речного флота», несколько медалей к различным юбилеям. Но самой первой была медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», Юрия Ивановича наградили ею в 1947 году.
В прошлом году Юрию Ивановичу Лепилову исполнилось 80 лет. 63 года из них он отданы рекам. Славная жизнь за плечами у этого трудолюбивого, скромного, доброго и веселого человека, с головы до пят речника.

С.АПОСТОЛОВ. На снимках: Ю.И.Лепилов (справа) со штурманом П.И.Васильевым. 1949 год.

Поделиться новостью

Добавить комментарий