Не каждому гостю водоемы рады
Весеннее половодье – самая горячая пора для тех, кто губит природу, опутывая места нерестилищ сетями и другими орудиями незаконного лова, и для тех, кто ее защищает. Вязниковская «браконьерская братия», как это бывает из года в год, в разлив вовсю орудует на Клязьме. Чтобы знать об этом, не надо даже выезжать на реку, потому как добычу варварской охоты не только в массовом порядке продают на рынках, но и разносят чуть ли не по квартирам.
Появились в нашем районе и первые жертвы неравной битвы: рыба — браконьер. Двое жителей Владимира, приехавшие к нам в гости, чтобы порыбачить сетями, утонули вместе с лодкой. Двум другим рыболовам из этой же компании удалось добраться до берега живыми. Громче нас в этом плане в нашей области пока отличились только муромские любители рыбалки, где при таких же обстоятельствах пострадали сотрудники прокуратуры.
Но в этот раз целью участников рейда была не Клязьма, а самая северная часть нашего района и Клязьминско-Лухского заказника, территория, где находятся озера Кщара, Санхар, Гаравы и ряд других.
На моторной лодке с сотрудниками милиции А. Н. Митениным (в этом году он ответственный от ОВД за нерест) и С. К. Лабутиным мы добрались до Митиных Деревенек, где нас уже ждали охотовед В. А. Никитин и егерь Г. В. Лебедев. По свежевыпавшему апрельскому снегу едем на УАЗе-«буханке» через Бурино на север, к Санхару.
В это время года людей в заказнике встретишь нечасто: для туристов пора еще не наступила, а браконьерам хватает Клязьмы и близлежащих к ней озер. Природа, что называется, отдыхает. Прямо на лесной дороге мы увидели лося, который чуть отошел в сторону, пропуская автомобиль. Вдоль дороги на полянах, токовали тетерева, не особо обращая внимания на проходившую мимо технику. Но тишина и покой – это только в южной части заказника. Северную его часть облюбовали браконьеры из Ивановской области – из Южи, Талиц. Двумя неделями раньше милиционеры и работники заказника оформляли протоколы и изымали сети на Гаравах и Кщаре у жителей этих населенных пунктов. По словам участников рейда, в Нельше, Поныхари других озерах Южского района рыбы не стало совсем. Поэтому и «беспокоят» территорию заказника незваные гости. С одной стороны, приятно, что не все у нас так плохо, с другой – есть за что переживать.
Минуя Поридово и Санхар, сначала мы остановились на дороге Санхар-Флорищи, в месте, где от нее отходит лесная дорога на Бельские Дворики. Когда-то здесь стояла сторожка, в ней жили монахи с Флорищинской пустыни, которые занимались заготовкой трав, грибов и ягод для монастыря. Нас же интересуют следы автомобильных шин. Опытный егерь или охотовед умеет читать не только «лесную газету» — следы животных и птиц, по следу протектора он может также определить куда, когда и даже с какой целью в данном участке леса проезжали люди. Вряд ли такое возможно, как говорит охотовед, «на холмах», имея в виду охотничьи угодья, расположенные вблизи Никологор, Степанцева, Сергиевых-Горок. А здесь, в заказнике, «лишних» следов весной практически не бывает.
Пока есть время, я расспрашиваю В. А. Никитина о том, как жил заказник зимой, и интересуюсь самыми последними новостями. Оказывается, зубриное стадо ждет пополнение. В самое ближайшее время из Владимира привезут еще четырех самок. Шесть рысей, которые сегодня живут в заказнике, за зиму крепко «пощипали» мелкое зверье и лесных птиц. Ну и, конечно, не могу не спросить о главном новоселе заказника – буром медведе. Похоже, что мишка у нас обосновался надолго. Следы медвежьих лап, а также засеки на деревьях очень часто находят на дороге, ведущей от Якушихи к Колотилову.
А вот на левой стороне Луха, в Гороховецком районе, тамошние егеря медвежьих следов не видели. Отсюда вывод – крупный хищник, весом более двухсот килограммов (по размеру следов), живет на территории заказника.
В последние семь-восемь лет медвежьи следы в заречной зоне видели многие посетители этих мест. Но, скорее всего это были следы проходящих из Ивановской области в Нижегородскую медведей. А этот – уже не проходящий. По словам жителей Санхара, следы медведицы и медвежонка видели вблизи урочища Маятная (недалеко от Санхара в Ивановской области). Возможно, медведица – подруга якушихинского медведя. Так или иначе, но встреча с медведем в лесу небезопасна. Любителям собирать грибы и ягоды возле Якушихи, Пестрикова или Колотилова стоит подумать прежде, чем туда отправляться. Еще охотовед рассказал о том, что в марте возле урочища Усобное застрелили двух волчиц. Поголовье серых хищников от этого сильно не пострадало, в заказнике по-прежнему живет около десятка волков.
На озере Санхар (на противоположном от поселка берегу) мы сняли около полутора километров китайских сетей. Кроме рыбы от рук браконьеров пострадали рак и ондатра. Скорее всего, сети поставил кто-то из жителей этого поселка. На Гаравах, как и на Кщаре, браконьерских снастей мы не обнаружили. Видимо, рейд, проведенный две недели назад, дал определенные результаты: браконьеры на время притихли.
Зато на Кщарском истоке мы обнаружили следы от мотоциклов и УАЗа. Браконьеры из Ивановской области вполне вероятно оставили место промысла утром, не дождавшись нашего приезда. Кщарский исток в период нереста у браконьеров весьма популярен. Плотву, леща, щуку горе-рыболовы «пауками» и крыленами здесь черпают ведрами.
Порой дележка «рыбных мест» проводится с помощью кулаков. Однако в последнее время браконьеры уже не чувствуют здесь себя спокойно, и наш рейд – тому подтверждение. Охотовед заказника даже пошутил на этот счет, сравнив свою работу с работой аварийной службы на крупном заводе: за работу без аварий им платят больше, чем за ликвидацию таковых. Мы не обнаружили браконьеров, значит профилактическая деятельность «аварийных служб» имеет место быть.
Для того, чтобы развеять сомнения, на Санхаре, к примеру, мы побывали дважды: рано утром и поздно вечером. Лиц, склонных к браконьерству, не обнаружили, хотя таковые, несомненно, имеются. Кто-то же опутал озеро сетями? Не могу не отметить также, что на Санхарской турбазе, хотя, на мой взгляд, и не к месту она здесь находится, чистота и порядок. А вот на Кщарском кордоне, как и на самом озере, непролазная грязь. Сюда бы школьников вывезти на субботник, коль уже у взрослых людей руки до уборки не доходят. По-иному, наверное, проблему не решить. А с охотопользователя – владимирского «Динамо» -непонятно, кто должен спрашивать: у сотрудников заказника таких полномочий нет.
… Возвращаясь на моторной лодке в город, мы увидели, как ближе к ночи появляются на берегу Клязьмы те, чьими стараниями городские рынки наводнены рыбой. Но воевать с ними у нас уже не было ни времени, ни сил. Возможно, в следующем рейде – по Клязьме – мы познакомимся поближе.
В. ЛЬВОВ. Фото автора.