Зарплату – из тени на свет
Так получилось, что наша встреча с начальником Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Владимирской области О. Н. Провановой, запланированная на январь, состоялась в марте. Но все-таки говорили мы в основном об итогах работы налоговой службы за 2006 год, тем более что он был для коллектива знаменательным. Налоговая инспекция, обслуживающая Вязниковский и Гороховецкий районы, переехала во вновь построенное здание. С поздравления с новосельем, хотя это событие прошло как-то тихо и незаметно, и началось наше интервью.
— Новоселье мы не отмечали, — сказала Ольга Николаевна, — в здании до сих пор продолжаются отделочные работы. Но мы рады и за себя, и за налогоплательщиков. В отличие от старого новое здание находится в административном центре города с удобными транспортными маршрутами. Наши сотрудники значительно улучшили условия своего труда, они больше не ютятся в тесных комнатах, заваленных горами папок и коробок с документами. У нас появились помещения для архивов, оборудован операционный зал для работы с налогоплательщиками.
— Ольга Николаевна, в новых стенах и работа, наверное, спорится?
— Есть у нас и положительные результаты, но есть и недоработки. За 2006 год в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды поступило 656,4 млн. рублей, что на 25,8 млн. рублей больше, чем в 2005 году. Темп прироста составил 104,1 процента. Нами обеспечено выполнение индикативных показателей по налоговым поступлениям в федеральный бюджет на 102 процента, во внебюджетные фонды на 109 процентов, по доходам консолидированного бюджета на 126,5 процентов. Но в то же время произошло снижение поступления НДС на 10 млн. руб. и налога на прибыль на 18,9 млн. руб. Здесь есть объяснимая причина – это передача ОАО «ОСВАР» и завода «Русджам» в инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам и изменение порядка уплаты налога по обособленным подразделениям. И все-таки в свете задач по обеспечению темпов прироста налоговых поступлений (для сравнения – среднеобластной темп прироста составил 124 процента) эти два налога требуют повышения уровня контрольной работы.
— А каким образом вы планируете это сделать?
— Прежде всего необходимо усилить аналитическую составляющую контрольной работы. Отбор плательщиков для включения в план проверок производить на основе углубленного предпроверочного анализа финансово-хозяйственной деятельности, что, безусловно, позволяет повысить качество проводимых проверок.
Необходимо повысить уровень взаимодействия с правоохранительными и другими контрольными органами по выявлению и пресечению налоговых правонарушений. Особого внимания требуют налогоплательщики, заявляющие суммы к возмещению из бюджета, предприятия, имеющие убытки.
Повышению эффективности проводимых мероприятий налогового контроля способствует формирование бесспорной доказательной базы для подтверждения позиции налогового органа в суде. И, конечно же, нужно обеспечить поступление в бюджеты всех уровней доначисленных проверками налоговых платежей.
— Сейчас большое внимание уделяется взысканию задолженностей, как обстоит дело по работе с должниками?
— Данная работа строилась по трем основным направлениям: это ужесточение администрирования должников, имеющих возможности погасить задолженность; совершенствование работы по проблемным группам налогоплательщиков; максимальное использование права на списание безнадежной к взысканию задолженности путем реализации мероприятий по банкротству, в том числе отсутствующих должников.
Перед нами стояла задача по сокращению задолженности по обязательным налоговым платежам на 79 млн. руб. и по единому социальному налогу на 22 млн. руб. – всего на 101 млн. руб. за счет реального поступления в погашение задолженности, а также за счет списания безнадежной ко взысканию задолженности. Фактически задолженность по этим направлениям работы снижена на 155,6 млн. рублей. Причем наибольшая сумма 100,6 млн. руб. приходится на списание безнадежной к взысканию задолженности по предприятиям – банкротам, которые завершили конкурсное производство, а также по отсутствующим должникам. За счет «живых» поступлений от действующих предприятий задолженность снизилась на 55 млн. руб.
Основные направления работы с задолженностью в 2007 году остаются прежними. Приоритетным действием является неукоснительное соблюдение сроков и полноты реализации мер принудительного взыскания. Имеющаяся задолженность должна быть резервом исполнения доходной части бюджета.
— Что Вы можете сказать по сбору налогов в местный бюджет?
— К сожалению, план по поступлениям платежей в бюджет Вязниковского района не выполнен. Произошел серьезный недобор земельного налога, поступления которого к 2005 году составили всего 45,8 процента. Мы провели тщательный анализ и выявили основные причины снижения поступлений. Новый порядок исчисления земельного налога – от кадастровой стоимости участка — потребовал формирования новой налоговой базы. Сведения о земельных участках нам представили органы Роснедвижимости, но когда мы провели идентификацию нашей базы и той, что была предоставлена, выявили много недостоверных, устаревших данных. Мы будем продолжать работу по актуализации базы налогоплательщиков как физических, так и юридических лиц. Кроме того, налог, исчисленный с кадастровой стоимости, оказался значительно ниже, чем налог, предъявляемый ранее с площади земельного участка.
— Ни для кого не секрет, что многие работодатели, уходя от уплаты налогов, занижают официальную заработную плату, практикуют основную ее часть выдавать «в конвертах». Выявляются ли такие недобросовестные налогоплательщики?
— Мы разрабатываем и проводим мероприятия по легализации теневой зарплаты. У Главы района состоялось совещание с руководителями предприятий, у которых, по данным налоговой отчетности, зарплата работников ниже прожиточного минимума. С ними была проведена беседа о прекращении практики выплаты заработной платы «в конвертах». Списки таких предприятий и организаций направляются в администрацию района, в прокуратуру, создана специальная комиссия. При занижении официальной зарплаты происходит ущемление социальных прав и гарантий работников. Сами работодатели понимают, что появилось много обиженных, пошли звонки, обращения, жалобы. Мы совместно с правоохранительными органами организуем проверки, по их результатам доначисляем работодателям налоги. У нас есть и свои методы выявления таких работодателей, работает телефон доверия 2-50-11, по которому можно сообщать о фактах выплаты заработной платы «в конвертах». Информация принимается конфиденциально.
— Ольга Николаевна, раньше в налоговой инспекции были большие очереди, а сейчас они исчезли. Как Вы этого достигли?
— Нам помог переход на предоставление отчетности на магнитных носителях и по телекоммуникационным каналам связи, благодаря чему сдать отчет можно намного быстрее. Было время, когда налогоплательщики предложение представить отчетность на магнитных носителях встретили «в штыки», мы выслушали много возмущений, но все-таки большинство поняли свои преимущества. Мы предоставляем бесплатно программу отчета, исключаются ошибки в составлении отчетности, экономится драгоценное время на ее составление и сдачу. Кроме того, программа позволяет использовать двухстороннюю связь для направления запросов и получения ответов на интересующие вопросы, справок, актов-сверок.
Хочу отметить, что постепенно представление отчетности на магнитоносителях и по телекоммуникационным каналам связи будет закреплено законодательно. Налогоплательщики, численность работающих у которых более 250 человек, обязаны с 1 января 2007 года представлять отчетность по телекоммуникационным каналам связи. Электронный отчет с 1 января 2008 года должны будут предоставлять налогоплательщики с численностью работающих более 100 человек.
Первым еще в декабре 2004 года подключилось к каналу связи ФГУ ДЭП-8, с начала 2005 года представляют отчетность по ТКС ОАО «ОСВАР», ООО «Автоцентр-ОСВАР»,ОАО «Вязниковский хлебокомбинат», ОАО «МЗКСМ», учреждение ОД 1/4 и другие. В настоящее время представляют отчетность по телекоммуникационным каналам связи 175 юридических лиц и 5 индивидуальных предпринимателей или, 12,8 процента налогоплательщиков. На магнитных носителях сдают отчетность 86,3 процента индивидуальных предпринимателей и 58,1 процента юридических лиц.
Хочу напомнить, что в настоящее время идет декларационная кампания за 2006 год. До конца апреля необходимо подать декларацию о доходах, полученных в прошлом году. Это обязаны сделать все, кто получил какие-либо доходы помимо места основной работы.
Беседовала Н. ЯРЦЕВА. Фото автора.