//   Погода:
Новости

Вязниковцы на владимирской сцене

Увеличить картинкуВ октябре прошлого года исполнилось бы 80 лет Вязниковскому драматическому театру, если бы он «дожил» до наших дней. Но такого не случилось по ряду причин, одна из которых экономическая. Как пишет в своих воспоминаниях Е.И.Гандина-Голубева, сыгравшая немало ролей в составе труппы этого театра, ни в одном районном городе нашей области в послевоенные годы уже не было своего театра на профессиональной основе. Не затухала, правда, художественная самодеятельность, были драмкружки при клубах, Домах культуры, некоторые существуют и поныне. Есть и детские театральные студии. И большое счастье, если с ребятами в них работают настоящие театральные педагоги, пусть даже иногда не по образованию, но хотя бы по призванию, по особому артистическому темпераменту, который в этом деле если не все, то главное. Отрадно, что из этих студий выходят, порой, настоящие артисты, и хотя они юны по возрасту, у них большое будущее на театральной сцене.
Сказанные слова в первую очередь относятся к Анне Лузгиной, выпускнице школы №2. В школе Аню заметил известный вязниковский театральный деятель Ю.П.Терский, она играла у него в детских спектаклях. Видимо, это повлияло потом на выбор жизненного пути. Она поступила во Владимирский колледж культуры и искусства, попала в молодежную труппу Н.А. Горохова, воспитанники которой проходят бакалавриат в ВГПУ на театральном отделении, ставят свои спектакли на малой сцене Владимирского драмтеатра им. Луначарского и участвуют в его постановках на большой сцене. Осенью 2005 года за исполнение главной роли в спектакле «Баллада о солдате» Анна Лузгина была удостоена высшей награды театрального фестиваля в Москве «Хрустальной розы Виктора Розова».
В том же спектакле роль комедийного плана блестяще сыграл Анатолий Шалухин, выпускник детского театра-студии «Островок», созданного и руководимого некогда Е.В.Толстиковой.
Не так и далеко Владимир, но не всегда удается в него вырваться, разве что какое театральное событие подвигнет на это. Событием театральной весны прошлого года стала постановка на сцене областного драмтеатра комедии Аристофана «Лисистрата», осуществленная московским режиссером Хайдучеком. В этом спектакле были заняты как артисты большой труппы, так и театральная молодежь. Анна Лузгина играла одну из участниц заговора, юную афинянку. Это роль второго плана, в ней много пластики и сыграна она была Анной безукоризненно. После спектакля мы встретились с Анной возле театра. Она вела за руку свою младшую сестренку Настю.
Разговор у нас тогда зашел о постановке «Ромео и Джульетты», где Анна играла роль Джульетты, но не во всех спектаклях, а чередуясь с партнершей по сцене, исполняя в этом случае роль второго плана. Потом Анна кивнула на младшую сестренку и сказала, что она тоже играет в спектакле Ангелочка.
Так получилось, что увидеть пришлось спектакль, где Джульетту исполняла другая юная актриса. Эта интерпретация шекспировской трагедии сильно отличается от оригинала и классических постановок. Серьезных друзей-филологов из Владимира отталкивало то, что артисты там бегают по сцене в кроссовках. Но оказалось, что дело не в кроссовках (в спектакле и без них было много tutti frutti — всякой всячины, как говорят в Италии), суть по-прежнему оказалась не в них, а в любви. Вся молодежь играла великолепно, а особенно Антон Карташов, в роли Ромео (партнер Анны Лузгиной по “Балладе о солдате”, тоже обладатель “Хрустальной розы”). Толя Шалухин был в своем комедийном амплуа, где он, как рыба в воде. Так же блестяще, как и все, что она делает на сцене, играла Анна второстепенную роль девушки из окружения Джульетты. А в финале спектакля (сцена в раю; у Шекспира ничего такого нет), который потряс всех, в том числе и серьезных друзей-филологов, действительно появляется младшая сестренка Анны Лузгиной Настя, и действительно исполняет роль Ангелочка. Но мы к ней еще вернемся.
Октябрь прошлого года навсегда останется в сердцах владимирских театралов. Молодежная труппа под руководством Н. А. Горохова повезла в Москву спектакль по пьесе Л.Н.Толстого «Власть тьмы». На Международный конкурс театрального мастерства «Золотой витязь» из ста молодежных театральных коллективов были отобраны 40 лучших, в том числе и из Владимира. Надо ли говорить, что на главный приз претендовали и Москва, и Санкт-Петербург, впрочем, как и все остальные. Но почему-то была уверенность, что лучше наших ребят сейчас в России никто не играет. Это подтвердилось 6 октября, когда областные СМИ сообщили, что владимирцы завоевали «Золотой диплом» фестиваля. Чуть позже появились и подробности, писалось о том, что члены жюри (а в его составе были и Зинаида Кириенко, и Владимир Гостюхин, и другие знаменитые актеры), обычно приглашавшие отыгравших спектакль артистов к себе для «разбора полетов», к нашим вышли сами в слезах, а театральный режиссер из Европы сказал, что только на этом спектакле они все испытали катарсис (очищение через потрясение). А выше этой похвалы артистам быть уже ничего не может.
Разумеется, после такой, в общем-то «ожиданной» новости захотелось увидеть спектакль…
«Власть тьмы» шла на малой сцене, зал был полон. В двух словах фабула пьесы такова: медленно умирает больной крестьянин Петр, его жена (вторая) Анисья «крутит» любовь с их работником Никитой, мать которого, Матрена, подучает ее с помощью порошков окончательно свести мужа в могилу, что и происходит, а деньги, с той же подачи, она отдает Никите, который становится теперь новым хозяином, заводит шашни с падчерицей Акулиной и приживает с ней ребенка, которого по наущению матери и Анисьи убивает и закапывает в погребе, чтобы скрыть грех. Но на свадьбе Матрены он не выдерживает и всенародно признается в своем злодеянии. В основе драмы Л.Н.Толстого лежит действительное событие.
Во всей пьесе только два действующих на протяжении всего времени лица не имеют отношения к произошедшему злодейству, две чистых души – младшая дочь Анисьи и Петра, Анютка и отец Никиты, Аким. Они -носители света в этом порочном круге тьмы, это самые что ни на есть толстовские персонажи. В разыгравшейся драме они не главные и, по сути, не могут быть таковыми, но во Вселенной Толстого главнее их нет никого, разве что убитый ребенок.
Нетрудно было догадаться, что роль Анютки постановщики спектакля поручат Анне Лузгиной. По пьесе — ей 10 лет, это живая, быстроногая деревенская девчонка со смешной присказкой «однова дыхнуть», она горько переживает смерть отца, как должное принимает нового «батю» Никиту, по-детски радуется привезенным им с ярмарки обновкам, но когда тот под пьяную руку выставляет из дома опостылевшую ему Анисью, бросается вслед за матерью с таким пронзительным криком отчаянья, обиды и жалости к ней, что зритель, уже успевший «выработать» неприязнь к «злодейке», жалеет ее. Сцену эту благодаря игре Анны Лузгиной можно отнести к одной из сильнейших во всем спектакле.
После ролей комедийного плана Анатолию Шалухину выпало в этой пьесе сыграть роль Акима. В свое время по телевидению была показана запись спектакля Московского Малого театра, где эту роль играл знаменитый Игорь Ильинский. Но у того был громадный актерский опыт, да и по возрасту актер и его герой были близки. Как удалось юному артисту сыграть этого 50-летнего мужика, толстовского святого, достойно удивления, но ведь удалось! Аким – это воплощенная народная совесть. Его сбивчивая от какого-то внутреннего волнения речь со знаменитым «тае» – это подслушанная гениальным Толстым народная правда, высказанная не в красивых выражениях, а устами «невзрачного» (авторская ремарка) мужика: «Нельзя это, грех это».
Анатолий Шалухин справился с ролью великолепно. Но главное, в его игре были глаза, полыхавшие неугасимой верой в правду Божьего закона и страданием за его попрание. Бесспорно, роль Акима для Анатолия Шалухина — настоящая творческая удача и победа!
Не раз приходилось ловить себя на мысли в течение спектакля, который идет буквально на одном дыхании, без антрактов, что совершенно отсутствует грань, между актерской игрой и жизнью, что эти усы и бороды мужиков — самые настоящие, а не приклеенная бутафория. Порой становилось даже страшно за юных актеров, насколько они срослись со своими персонажами, переживая на сцене нечеловеческие потрясения. Но игра стоит свеч. И именно в белой рубашечке и со свечкой появляется в спектакле Настенька Лузгина (Ангелочек). Она ведет за руку умершего Петра (вернее, провожает его душу в Царствие Небесное).
Толстой был реалистом, но если вспомнить мистические видения Анны Карениной, то введение в спектакль такого персонажа оправдывается, а эмоциональное воздействие на зрителя трудно переоценить. Настя исполняла эту крохотную роль с потрясающей серьезностью. Как сложится дальнейшая ее судьба, лучше пока даже и не гадать, что Бог даст. Но если она с младых ногтей вдохнула воздух кулис, то вряд ли это для нее пройдет бесследно.
Как бы там ни было, молодежная труппа Владимирского драмтеатра совершила настоящий прорыв. Много сейчас говорится о возрождении православия, но порой дальше разговоров дело не идет. На какие нравственные ценности ориентироваться молодежи? Вот впереди сидит парень, чем-то напоминающий юного Толстого, и читает перед началом спектакля карманное издание Евангелия, в зале – исключительно молодежная аудитория. Сказать ей в этом возрасте языком яркой театральной постановки пьесы русского гения, где добро, а где зло – очень важно. Само называние выбранной для постановки пьесы «Власть тьмы» не созвучно ли с нашим временем?
Молодые владимирские актеры взяли на себя огромный груз страстей, сыграв эту пьесу. И они победили, мы рады, что в их числе оказались наши земляки Анатолий Шалухин, Анна Лузгина и ее младшая сестренка Настя. Успехов им на театральном поприще и новых творческих побед!
[B]С.АПОСТОЛОВ.

На снимке: Анна и Настя Лузгины.
Фото автора.[B]

Поделиться новостью

Добавить комментарий