А. Н. Фролов: все, что нам необходимо, — время
С 1 января 2006 года на территории Владимирской области вступил в действие Федеральный Закон N 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В рамках этого Закона округ Вязники был наделен статусом муниципального образования Вязниковский район, и в его состав введены семь вновь образованных муниципальных образований, были избраны главы поселений и Советы народных депутатов. Прошел год этой реформы. Как она продвигается? Какие коррективы целесообразно внести в законы N 131-ФЗ и N 168-ОЗ? На эту тему мы беседуем с главой муниципального образования город Вязники А. Н. Фроловым.
— Александр Николаевич, многие подзабыли, а может быть, до конца и не поняли суть реформы. В чем она?
— Хотелось бы подчеркнуть, что мы находимся в самой начальной стадии реформирования органов местного самоуправления, в так называемом переходном периоде. Встречаясь с жителями, я действительно вижу, что многие недопонимают происходящих событий, поэтому попытаюсь объяснить все как можно проще.
Россия сначала приняла, а затем и ратифицировала Европейскую хартию о муниципальном праве, где и обязалась четко разграничить полномочия между государственными органами власти и органами местного самоуправления, какой уровень власти за что несет ответственность, с кого и за что следует спрашивать. Для того, чтобы разграничить полномочия, и был принят 131-ФЗ.
Основные его идеи несомненно верны: приблизить управление территориями к населению, создать условия и механизмы привлечения граждан к обеспечению самостоятельности муниципалитетов. Ведь психология человека устроена так, что к своей собственности он всегда относится бережней, чем к чужой или ничейной. Предусмотрены в законе и соответствующие «инструменты» — референдумы, опросы, публичные слушания. На местах действуют КТОСы, уличкомы, домкомы, которые замыкаются на отделы по работе с населением в администрациях сельских и городских поселений. Сами администрации и Советы народных депутатов поселений действуют как независимые органы власти в обустройстве вверенных территорий. Администрации и Советы народных депутатов районов отвечают за координацию работы поселений, оказывают помощь в выполнении общих полномочий, таких, как правопорядок, здравоохранение, образование и других. Областные органы власти и Федеральный центр имеют свои уровни полномочий и ответственности.
Так или примерно так местное самоуправление должно выглядеть в идеале. В Евросоюзе опыт его обустройства имеет многовековые традиции. У нас же им начали заниматься с 2001 года. С 2006 года начались реформы, о которых мы сейчас говорим. И хотим мы того или нет, пока наш район будет оставаться дотационным, наши муниципальные образования (их еще называют муниципальные образования второго уровня) будут зависеть от руководства района.
И это тоже сложилось исторически. Всегда на территории района был кто-то один, отвечающий за все. Раньше это был первый секретарь горкома, сейчас руководитель, возглавляющий район. Внутри района существует определенная вертикаль, и я считаю, что это правильно. Не будет вот такого единовластия, единоначалия, не будет и порядка на территории. Не привыкли наши люди еще к той системе самоуправления, которая обеспечивает порядок в Евросоюзе. Повторюсь, что мы стоим у истоков. Возможно, в этом нам даже посчастливилось. Но начало пути, как правило, самое трудное.
— Отсюда и следующий вопрос. Какие недостатки в реформировании Вы видите после года работы?
— Остановлюсь на общих для всех субъектов Федерации недостатках. Многие поселения, на мой взгляд, необходимо объединить (укрупнить), потому как они никогда не смогут образовать самостоятельный бюджет. Управлять территорией, не имея собственных средств, очень трудно.
Есть также в нормативно-правовой базе дублирование функций, двойное толкование. Я думаю, постепенно, путем доработки в Закон будут внесены соответствующие исправления.
Но есть более существенный вопрос, который надо решать уже в ближайшее время, потому что он может повлиять на ход всей реформы в целом и на доверие к ней населения. Это срок избрания глав и Советов народных депутатов поселений. Он заканчивается в этом году, а основные полномочия (бюджет, инфраструктура и т. д.) будут передаваться согласно 168-ОЗ поселениям в 2008 году. Нельзя исключать, что главы поселений в 2008 году будут другие, так как работа предыдущих так и не была понята избирателями. Хорошо, если они оставят состав администраций. А если начнут формировать новые? Как сложатся их взаимоотношения с главами районов, срок избрание которых четыре года? А срок избрания глав поселений будет какой? Если опять два года, то это «деньги на ветер», если четыре года, то это «чехарда» и «разнобой» с главами районов. Поэтому считаю целесообразным продлить срок работы действующих глав поселений еще на два года (всего будет четыре года, как у других органов власти). Пусть все как следует наладится, перейдут полномочия в полном объеме, появятся результаты, а там народу решать, либо «за», либо выбирать других. Поймите правильно, не о себе беспокоюсь, а для пользы дела. Раскрыться полностью, да еще не имея полномочий, за два года не может ни один руководитель. И еще. Выборы представителей власти всех уровней в субъектах – по крайней мере глав поселений, районов, депутатов Советов – должны проводиться единовременно и на один срок. Необходим командный подход, тогда и работа будет легче налаживаться, а результаты существенней, а главное – единая ответственность.
— Как сегодня работает администрация города Вязники?
— В строгом соответствии с законодательством. Как говорится, «не опережая» и «не отставая» от происходящей реформы. Период становления закончился. Штат администрация практически укомплектован, правовые и нормативные документы приняты, транспорт, оргтехника, мебель имеются. Занимаемся разработкой нормативно-правовых актов для того, чтобы с 2008 года перейти на самостоятельный бюджет. Вся эта работа должна быть закончена к 1 июля. Решаем текущие вопросы согласно предоставленным полномочиям и выделенным бюджетом района средствам. Безвластия нет ни в городе, ни в населенных пунктах. Людям есть, куда обратиться за помощью.
«Плохо» или «хорошо» мы работаем – пусть оценивают жители. Я считаю – нормально для первого года работы, ведь опыта и знаний мы только набираемся. Участвуем по мере необходимости в решении проблем и других поселений. Свои же проблемы мы знаем хорошо. Как их решать – тоже. Все, что нам необходимо, – время.
В. ЛЬВОВ