«Главным нацпроектом должно быть содержание жилья»
Глава Вязниковского района Евгений Виноградов считает проблему ЖКХ на сегодня одной из самых острых проблем государства с точки зрения жизни населения. Его выступления в Госдуме по этим вопросам находят отклик, а в районе делаются серьёзные шаги по оздоровлению жилищно-коммунальной сферы.
— Евгений Михайлович, Вы замечаете, что государство постепенно поворачивается лицом к проблемам ЖКХ?
— О том, что это проблема всей страны, недавно сказал и президент Путин на Госсовете в Казани. Хотелось бы верить, что политика государства по отношению к этой многострадальной отрасли, действительно, меняется и это не просто временное явление. Ещё 2-3 года назад виновниками положения дел в ЖКХ признавались руководители жилищно-коммунальных служб и главы муниципальных образований. На Госсовете в Казани президент заявил, что мы сбросили муниципалитетам проблемы ЖКХ, не обеспечив их абсолютно финансированием. Это так. Отрасль эта была проблемной даже при советской власти, но в то же время мы в плановом порядке всё-таки ремонтировали жильё, коммуникации, возводили новостройки. Сейчас этого нет. Практически весь жилой фонд не ремонтировался как минимум с начала перестройки – то есть, с 1985 года, а как максимум – ремонта не было по 30-50 лет. Сейчас ряд лет идут споры, как оздоровлять ЖКХ. В годы реформ, с 1992-го года, положение усугубилось тем, что правительство Гайдара заморозило тарифы на ЖКХ с целью защитить население при росте цен, и 7-8 лет об этом никто не вспоминал. Цены росли, инфляция скакала по стране, а цены на ЖКХ оставались на прежнем уровне. И в итоге (на эту тему есть доклад правительства) сбор средств в отрасли упал ниже 40%. Всё хозяйство пришло в упадок. Сегодня государство лихорадочно ищет пути решения этой проблемы, появился новый жилищный кодекс. По сути дела, он объявил, что государство больше не отвечает за содержание жилья и всё перекладывается на плечи населения как собственников квартир в многоквартирных домах. Но кодекс грешит тем же несовершенством, что и проходившие в нашей стране реформы. Согласно ему, мы входим в совершенно другое государство, с новым отношением к жилью — и всё должно быть по-другому и сразу. Но так не бывает. Во всех основополагающих, концептуальных делах должны быть достаточно длительные переходные периоды – чтобы население хотя бы осмыслило то, что им предлагается. Большая часть людей по-прежнему считает, что им всё должно обеспечить государство.
— Как идёт жилищно-коммунальная реформа в Вязниках?
— Я ощущаю серьёзные подвижки в отношении людей к своему жилью, но для этого потребовалось по сути 3 года разъяснительной работы. При любой возможности мы говорили, как нужно переходить к управлению собственными жилыми домами. И вот сейчас процесс пошёл. Сейчас в Вязниках половина многоквартирных домов определилась с формой управления домом. В основном предпочли управляющую компанию, меньшая часть проголосовала за товарищество собственников жилья, и значительное количество выступило за непосредственное управление домами. Сразу скажу — я считаю, что последняя форма была ошибочно включена в жилищный кодекс, потому что непосредственно управлять собранием можно в двух-, максимум 4-квартирном доме (это надо было оговорить в жилищном кодексе). А когда непосредственное управление выбирает 100-квартирный дом, то никакого управления там не получится никогда, потому что при таком количестве семей договориться о ремонте крыш и подвалов невозможно. Наверное, всё-таки в кодекс будут вноситься изменения — эта форма просто бесперспективна.
Кроме того, что мы должны помогать людям менять психологию по отношению к собственному жилью, мы также должны создавать максимальные условия для перехода к рыночным отношениям в ЖКХ. Всё-таки там, где приходят частные структуры, наблюдается несколько другое отношение к делу и у рабочих, и у руководителей. Всё это я говорю к тому, что мы преобразовали систему домоуправления, организовав несколько ЖЭКов — по сути дела, это прообраз управляющей компании — и распределив их по отдельным районам в городе. (В районе обслуживают жильё две структуры — никологорский и мстёрский МУПы ЖКХ, и пока этого достаточно). Созданные ЖЭКи зарегистрированы как ООО – то есть, они частные, не государственные, хотя собственность пока на 100% принадлежит муниципалитету. Мы сделали этот шаг, чтобы дать им возможность учиться самостоятельно работать – в отрыве от муниципалитета, но с расчётом при необходимости на его помощь. ЖЭКи перешли на упрощённую форму налогообложения, что сразу дало положительный эффект. Спустя полгода видно, что их финансовое состояние намного улучшилось. Они стали иметь деньги на счету и даже стали приобретать транспорт. И многие дома обратились к ним не просто как к эксплуатирующей организации, а как к управляющей компании — такой статус они получили. А сейчас ждём в связи с этим прихода и частных компаний. К лету мы начнём проводить конкурсы по тем домам, которые ещё не определились с формой управления домами. Я бы обратился к жителям – сегодня лучше определиться самим, чем ждать конкурса, потому что, к сожалению, как показала практика больших городов, на рынок управляющих компаний приходят и недобросовестные, которые собирают деньги у населения и исчезают в неизвестном направлении. Нам бы очень не хотелось иметь это в Вязниках.
— На снос старых домов, как в столице, в провинции денег нет. Как же можно улучшить условия жизни людей?
— В этом году хотим сделать серьёзную подвижку по капитальному ремонту жилья. Это самая главная проблема. Я вернусь к тому, что сейчас в России работают четыре нацпроекта – медицина, образование, сельское хозяйство, строительство. А я бы считал, что главным нацпроектом должно быть содержание жилого фонда и поддержка его состояния. Дело в том, что у нас ещё очень много ветхого жилья, с которым мы даже не знаем, что делать. Деревянные дома постройки 20-30-х годов ремонтировать уже бесполезно. Расселять людей некуда, для этого нужны большие деньги. Реестр таких домов мы составили, но пока подступаемся к ним с трудом. Вопрос был решён только когда развалился 18-квартирный дом фабрики им. Парижской коммуны в 3 Чапаевском переулке. И вот сейчас заканчиваем расселять дом на ул.Советской, 5, принадлежавший ранее льнокомбинату. Предприятие выделило деньги, на них приобретаем квартиры – осталось две. Процесс идёт, но очень медленно.
В прошлом году я как председатель Ассоциации глав местного самоуправления Владимирской области написал письма, начиная от Президента и заканчивая депутатами Госдумы и лидерами партий, о положении дел с жильём и особенно о состоянии кровель. И вот по некоторым выступлениям политических лидеров я вижу, что письма дошли. Первым откликнулся на нашу беду губернатор: на всю область он выделил дополнительно сверх положенного по федеральным стандартам 130 млн. рублей на капремонт жилья. Эта доля составляет 26,5%, остальную же часть мы должны найти в местном бюджете и половину средств – у жителей, которым предстоит принять долевое участие в капремонте своих домов. Это нелегко, но, судя по результатам проводимых ЖЭКами собраний, можно сказать, что всё-таки вязниковцы в основной своей массе принимают это положительно и собираются вкладывать свои деньги. А мы как раз будем помогать именно тем, кто проголосовал за участие жителей в ремонте собственного дома. Вот это как раз начало взаимодействия государства и людей. Реестр домов, где будем проводить капремонт, скоро опубликуем в газете. Понимаем, что люди, голосуя за сбор денег, рассчитывают, что их соберут не сразу, а, например, в течение года. И может получиться так, что все будут копить их к концу года. Но начинать ремонт крыш нужно уже сегодня. И это тоже приходится разъяснять.
Очень ждём появления закона об оздоровлении ЖКХ. Я был на парламентских слушаниях в Госдуме, когда его обсуждали. Там разгорелись острые дебаты в связи с тем, что проект закона предполагает реструктуризацию долга жилищно-коммунальных предприятий. Это означает, что долг просто оттянут лет на пять, а потом он будет постепенно гаситься. Большинство глав считает, что этот закон ничего не даст. Оздоровление ЖКХ возможно только при условии одномоментного списания долга. Ещё раз говорю: если государство виновато в том, что оно обрушило ЖКХ в начале 90-х, то сегодня оно должно сделать решительный шаг по оздоровлению – списать все долги и начать работать с чистого листа, тогда жилищно-коммунальные предприятия смогут подняться. Как показывает наша местная вязниковская реформа, это можно сделать, переходя в другую форму управления, уменьшая схему налогообложения.
— Евгений Михайлович, что бы Вы хотели пожелать работникам ЖКХ в канун их профессионального праздника?
— ЖКХ – это та сфера, которая создаёт настроения людей ежеминутно. Не все люди пользуются ежедневно медициной, образованием, сельским хозяйством, требуют жилья. А с проблемой ЖКХ человек сталкивается ежеминутно. И коммунальщики, при всей сложности момента, продолжают обслуживать население. Поэтому эти люди заслуживает самых тёплых слов в свой адрес. Пожелаю финансового выздоровления системе в целом, здоровья самим, их семьям и, конечно, увеличения заработной платы. Придёт время – и в этой сфере будут проводиться конкурсы, туда пойдут частники, инвесторы. Вот тогда о многих проблемах ЖКХ можно будет забыть.
Светлана ЛИФАНОВА.